Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеологические технологии в труде педагога




 

На основе акмеограммы педагога осуществляется выбор акмеологических технологий. Акмеологические педагогические технологии — это процедуры, включающие систему задач, способы достижения педагогом высоких уровней профессионализма, а также подчиненную им совокупность методов, техник и приемов.

Педагогические акмеологические технологии могут различаться по тому, кто их осуществляет (сам педагог или педагогический акмеолог, его консультирующий и сопровождающий в профессиональном развитии), по содержанию этапа профессионализма, к которому они должны подвести (исследовательские технологии, рефлексивные технологии и др.).

Задачами педагогического акмеолога как специалиста-психолога, оказывающего помощь педагогу в его профессиональном развитии, являются: осуществление диагностики уровня наличного профессионального развития педагога; стимулирование стремления педагога к дальнейшему профессиональному росту; выявление условий, препятствующих профессиональному развитию; консультирование педагога о возможных акмеологических технологиях, способствующих его профессиональному продвижению.

Профессиональная педагогическая компетентность является необходимым качеством педагога-профессионала. Вместе с тем педагогическая компетентность присутствует и в других видах труда, например, она необходима управленцу-руководителю, стремящемуся обучить и воспитать своих сотрудников.

Резюме

Педагогическая акмеология является одним из направлений прикладной акмеологии. Педагогическая акмеология выявляет условия продвижения человека к вершинам педагогической деятельности и педагогического общения. Педагогическая акмеология раскрывает спектр психологических показателей зрелости личности и профессионально важных качеств педагога, обеспечивающих достижение им профессиональных "акме" в педагогическом труде. Ее разработки призваны помочь педагогу в определении уровней профессионализма, востребованных в современном обществе и наиболее соответствующих возможностям конкретного человека, а также в построении акмеограммы как индивидуальной программы профессионального развития. Акмеограмма педагога включает профессионально важные качества личности, востребованные в педагогической деятельности и педагогическом общении.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем специфика труда педагога в отличие от других профессий в сфере "человек — человек" — врач, юрист, управленец?

2. Каковы психологические характеристики уровней профессионализма педагога?

3. Из каких видов профессиональной компетентности складывается профессионализм педагога?

4. Определите уровни и ступени профессионализма, которые вы как педагог прошли в ходе предыдущего профессионального развития.

5. Спланируйте новые уровни и ступени профессионализма, достижение которых реально для Вас и которые находятся в зоне ближайшего профессионального развития.

6. Предположите, какую акмеологическую помощь Вы могли бы оказать своему молодому коллеге педагогу в его профессиональном развитии.

Список литературы

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55—63.

Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

© Маркова А. К., 2002

Управленческая акмеология

 

План

1. Сущность управленческой акмеологии.

2. Особенности управленческой деятельности.

3. Критерии и уровни профессионализма управления.

4. Управленческое мастерство и творчество в управленческой деятельности. Личностные качества, характерные для управленца высокого и высшего уровня профессионализма.

5. Акмеограмма управленца.

6. Акмеологические технологии в деятельности управленца.

Ключевые слова: управленческая акмеология, профессионализм управленца, управленческая функция, управленческая деятельность, управленческие задачи, управленческая рефлексия, управленческие проблемы, ценности управленческой деятельности, управленческое самоопределение, мастерство управленца, творчество управленца.

управленческая акмеология — область научного знания, характеризующаяся множеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществление высших форм управленческой деятельности и развитие способностей к профессиональному совершенствованию специалистов сферы управления;

профессионализм управленца — соответствие специалистов сферы управления требованиям, вытекающим из особенностей управленческой деятельности и уровня профессионализма;

управленческая функция — это абстрактное, не зависящее от исторических обстоятельств понятие, аккумулирующее в себе требования, предъявляемые к участникам сферы управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к процессам в сфере управления с целью реализации ожиданий участников этой сферы.

управленческая деятельность — тип деятельности, соответствующий функции сферы управления, имеющий своими результатами принятие решений, корректировочное воздействие, корректировку решения;

управленческие задачи — последовательно формулируемые задачи для организации процессов, направленных на реализацию управленческой функции и достижение целей управленческой деятельности.

управленческая рефлексия — размышления, возникающие при затруднениях в решении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекцию способов управленческой деятельности;

управленческие проблемы — результат оформления с помощью соответствующих понятий возникающих в управленческой деятельности затруднений, включающий описание, с использованием этих понятий, границы между сохранением и изменением содержания, предшествующего способа действия управленца, формулирование "проблемного вопроса", выражающего требования к дополнению для сохраняемой части способа управленческой деятельности;

ценности управленческой деятельности — абстрактное выражение деперсонифицированных оценок места управленческой деятельности в деятельностных кооперациях и способов бытия в нем специалиста сферы управления;

управленческое самоопределение — самоопределение деятеля, специфическое для управленческого типа деятельности и включающее соотнесение между содержанием образов реального и должного "Я" в условиях управленческой деятельности;

мастерство специалиста сферы управления — проявление механизма самоорганизации в управленческой деятельности, обеспечивающего адекватное и эффективное реагирование на все типы возникающих воздействий и потребностей в управленческой деятельности;

творчество специалиста сферы управления — продуктивно ориентированное самовыражение управленца в условиях, стимулирующих выход за пределы решаемой задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...