Основные аспекты речевой коммуникации
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение ……………………………………………………………..……………3 Глава I Теория речевой коммуникации…………………………...............……..5 1.1Основные аспекты речевой коммуникации………………………………….5 1.2 Модель речевой деятельности ……………………………………………..10 Глава II Сравнительный анализ монолога и диалога …………………......…..13 2.1 Монолог как вид речевой коммуникации………………………………….13 2.2 Диалог как вид речевой коммуникации…………………………………....19 2.3 Соотношение признаков монологической и диалогической речи……….24 Заключение ……………………………………………………………………...31 Список используемых источников…………………………………………….33
Введение
Актуальность данной темы выражается в следующем: современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоев населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.) Особенностью современного публичного речевого общения является его виды, а именно диалогизированность: здесь выступают различные его формы (спор, дискуссия, полемика, теледебаты, интервью). Искусство ведения диалога исследуется не одной наукой, среди которой в частности является риторика. Диалогизированность общения проявляется в свою очередь и в монологической форме речи. Так же являющийся видом речевой деятельности. Для того чтобы быть эффективным, монолог (лекция, доклад, выступление на митинге, слово учителя на уроке и т. д.) должен включать в себя средства диалогизации: обращения, вопросы или вопросо-ответные ходы, частицы, вводные слова и выражения, которые позволяют устанавливать контакт с аудиторией, вызывать и поддерживать ее внимание и интерес к речи. Факт взаимодействия этих вдов так же является важной частью теории речевой коммуникации.
Формы взаимодействия, подразумевающие сравнительно быструю смену высказывай и реакций индивидов - диалогическую форму речевого общения; соответственно длительную форму воздействия при общении - монологическую форму речевого высказывания. Цель курсовой работы – сравнить монолог и диалог Объектом исследования являются речевая коммуникация. Предметом исследования - монолог и диалог как виды речевой коммуникации. Достижение цели будет осуществляться путем последовательного решения следующих задач: 1.Изучить понятие «речевая коммуникация»; 2.Рассмотреть модель речевой деятельности; 3.Проанализировать понятие «монолог»; 4.Расскрыть сущность понятия «диалог»; 5.Дать сравнительный анализ этих понятий. Теоретической основой исследования являются работы таких отечественных и зарубежных авторов, как О.Я. Гойхмана Надеина Т.М 1997 речевая коммуникация
занимавшихся вопросами управления персоналом, технологии отбора кадров, методов и критериев отбора административно-управленческого персонала.
Теоретическая значимость исследования заключается, в том анализируется теория речевой коммуникации, сравниваются понятия монолог и диалог. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности, используемые полученных теоретических знаний на практике. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теория речевой коммуникации. Основные аспекты речевой коммуникации Слово «коммуникация» — одно из многих иностранных слов, которые в
настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания) [4,с.91]. Другое значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций. В нашем курсе термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом нашего изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза — символ любви, астра — печали, незабудка — памяти и т.д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. — все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения - язык.
Соотношение «Язык и речь» Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Почему в этом выражении используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык — важнейшее средство общения? Упрощенно можно сказать, что язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, сообщение и т.д.)[7,c.34]. Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, то есть взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо. Функции языка и речи Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание (устное или письменное) — это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.
Основными функциями языка (и это следует уже из определения речевой коммуникации) являются: 1) информационная — передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей; 2) агитационная — побуждение, призыв, просьба; 3) эмотивная — непосредственное выражение чувств, эмоций. Формы и типы речевой коммуникации Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков. 1. Условия общения: а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.); б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации). 2. Количество участников: а) монолог (речь одного человека); б) диалог (речь двух людей); в) полилог (речь нескольких человек). 3. Цель общения: а) информирование; б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.); в) развлечение. 4. Характер ситуации: а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.); б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.)[6,c.16]. Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа. Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации. Виды речевой деятельности Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности. Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.
Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но, прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.
1.2 Модель речевой коммуникации
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются: 1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек. 2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек. 3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации. Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников. Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:
В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней. Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.) [4,c.99]. Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо. Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным: • эффективное получение информации; • эффективная передача информации; • достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию; • получение дополнительной информации о собеседнике; • позитивная самопрезентация. Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владения речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества. Подводя итог вышесказанному можно сказать о том, что речевая коммуникация и все ее элементы является важной частью речевой деятельности, так как коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Были выявлены основные функции языка: информационная; агитационная; эмотивная, а так же основные виды речевой коммуникации, такие как: говорение; слушание; письмо; чтение. Представлены компоненты модели речевой коммуникации: 1. Отправитель информации (или адресант) 2. Получатель информации (или адресат) 3. Сообщение — текст в устной или письменной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|