Путь, ведущий к человеческому мышлению.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Из чего мы исходили вначале? Мы начали с того, что ответ на любой вопрос как бы характеризует ту эпоху, в которую живет отвечающий. Ответ в современную эпоху определяется результатами экспериментов современного естествознания. На нашей эпохе лежит отпечаток развития современных наук и техники, добившихся фантастических успехов; но эта эпоха противоречива: во многом еще сказывается влияние прежних эпох. Сто лет — небольшой срок в жизни человечества, но сто лет тому назад большинство ученых считало сильным преувеличением мнение, что человек происходит из животного мира. Теперь нам уже известны пути происхождения человеческого рода. Прекратились дискуссии, которые были вызваны сомнениями: научные достижения развеяли легенды о происхождении человека. Наука уже доказала всеобщее родство, царящее в животном мире, и его общее происхождение. Мы уже хорошо знаем родственные связи человеческого рода. В основных чертах ясно встает перед нами каждый этап в эволюции человека, длившейся многие миллионы лет. Общеизвестен факт, что развитие современного человека следует измерять сотнями тысяч лет. В настоящее время жизнь человечества представляется нам длительным периодом, в течение которого человек влачил невероятно жалкое существование. Во время этого тяжелого пути развития человек перешел через грань, которая коренным образом отделила его от животного мира. Где проходит эта грань? В ходе биологического развития виды животных изменяются. Появляются новые наследуемые изменения, которые медленно накапливаются; некоторые разновидности процветают, а другие постепенно вымирают. Отдельные виды медленно изменяются, появляются новые [89]виды. Следовательно, в ходе биологического развития формы живого мира видоизменяются. Однако человек биологически не изменился с тех пор, как возник в своем современном виде. Даже по самым скромным подсчетам этот период составляет более ста тысяч лет.
Хотя человеческий род, с точки зрения биологического развития, пока по существу не сделал вперед и шага, его историческое развитие следует считать потрясающим. Он распространился по всей земле, повсюду стал господствующим видом. Деятельность человека оставила свой отпечаток и на животном мире: многие виды в результате этого вымерли, другие же получили распространение в качестве домашних животных, возникли их особые разновидности. Прошло всего сто лет с тех пор, как наука (исторический материализм) вскрыла пружины развития человеческой истории. В ходе этого развития человек научился использовать и изменять природу. Каждый вид находится в постоянной связи с природой. Он использует то, что находит в готовом виде, и если отдельные виды оказываются способными даже применять орудия сложным и удивительным образом, то эта однажды усвоенная способность остается навсегда. Имеются, например, такие насекомые, которые разводят грибы. Своеобразная жизнь термитов содержит в себе много удивительного. Однако кто знает, сколько миллионов лет потребовалось для того, чтобы сложилась такая общность жизни насекомых и грибов и чтобы эти связи между различными видами сохранились до сих пор. Человеческий род характеризуется сотрудничеством индивидуумов. Однако это сотрудничество, т. е. общественное производство, исторически развивается. Деятельность, связанная с производством, с развитием техники, изменяется от поколения к поколению. При рассмотрении исторического развития человечества возникает вопрос: откуда черпал род человеческий свои способности? Является ли этот факт необъяснимым, и мы должны только просто принять его к сведению, или же мы должны считать, что те черты, которые свойственны человеку, развились в ходе развития животного мира?
Естествознание своими выводами, опирающимися на факты и опыты, отвечает на эти вопросы. Своими [90]ответами она раскрывает ход событий и выявляет необходимые взаимосвязи. В наше время стало совершенно ясно, что биологическое развитие животного мира подготовило те условия, которые предопределили историческое развитие человеческого общества. В связи с рассмотрением вопроса о мышлении животных мы указали на значение нервной системы. Как уже было сказано выше, степень развития нервной системы легче всего можно определить на основе количественных соотношений клеток всего организма и нервных клеток. Эти чисто количественные соотношения также указывают на превосходство человека. В чем проявляется это превосходство? Вспомним эксперимент с курицей и собакой в коридоре, перекрытом с одной стороны решеткой. Курица билась о решетку, и, конечно, она все равно не достала пищу. Собака же, если она не была слишком голодной или если пища не была на слишком близком расстоянии от нее, поворачивалась, выходила по коридору во двор и достигала цели. Для того чтобы сделать такой обходный путь, необходима более развитая нервная система. Для пятилетнего ребенка, т. е. еще неразвитого человека, не составляет особого труда совершить нужный обход. За этим скрывается деятельность условных рефлексов, которая закрепляет приобретенный жизненный опыт. Развитие нервной системы означает, с одной стороны, что имеется целая система взаимосвязанного опыта и длинная цепь рефлексов, совместно определяющих всю деятельность животного, а с другой стороны, что однажды возникшая цепь рефлексов под влиянием опыта может изменяться. Только человек с его высокоразвитой нервной системой мог пойти по пути своего исторического развития. Нервная система человека возникла не сразу: она появилась в результате длительного пути развития. Можно проследить биологически весь путь, приведший к этому результату. Возможность обучения членораздельной речи всем известна на примере обучения птиц. У птиц это, конечно, только возможность, так как разговорная речь у них не получила развития. Но не в результате биологической невозможности! Разговорная речь — это такое явление, [91]которое сделало чрезвычайно гибким сотрудничество между людьми и способствовало развитию производства.
Следовательно, в своих важнейших чертах биологическое развитие подготовило в отдельности каждый из тех факторов, которые все вместе положили начало новому, неизвестному среди животных процессу — историческому развитию человечества. Род человеческий со всеми его предпосылками возник не случайно, не в результате деятельности сверхъестественных сил. Те самые силы, которые сыграли свою роль при возникновении животного мира и на которые пролил свет Дарвин, сформировали человека. Возьмем из физики пример цепной реакции. Когда количество расщепляющихся радиоактивных материалов достигает определенной границы, то вступает в силу цепная реакция, приводящая к взрыву. Это аналогично нарастанию тех качественных изменений, которые последовали за возникновением человека. Те явления, которые встречаются в животном мире, воплотившись в человеке, открыли совершенно новый путь развития — путь исторического развития человеческого общества. Все, что мы рассказали о мышлении животных, свидетельствует о том, что у животных можно найти в зародыше те особенности, из которых в ходе биологического развития животного мира развилось мышление человека. Однако мышление человека развилось в результате трудовой деятельности и общественно-исторического развития, сопровождающегося развитием производительных сил. Все то, что мы назвали мышлением животных, является только прообразом человеческого мышления. Речь делает человеческое мышление единственным в своем роде. С развитием языка мышление приобрело форму слов и определенную самостоятельность, вытекающую только из деятельности, т. е. мышление — это результат деятельности. Мы можем сказать и так: мышление человека осознало себя.
Мышление человека проявляется не только в его поведении, но и в речи. Понятия обретают «форму» и находят свое выражение в языке. Однако предпосылки речи возникли уже в животном мире. Современное естествознание доказывает, что человек со всеми своими особенностями возник в результате биологического развития животного мира, в процессе[92]развития видов, как необходимый итог. Он достиг той ступени, когда должен был встать на путь исторического развития. Предпосылки человеческого мышления также сформировались в животном мире, но только в ходе общественно-исторического развития возникло сознательное человеческое мышление. История человечества имеет биологическую предысторию. Человек — результат последовательного процесса развития. Замечательные человеческие способности и развитие человеческого мышления имеют также биологическую предысторию. Все те особенности, которые в совокупности привели к возникновению человеческого мышления, сформировались в ходе развития животного мира и естественного отбора. Однако развитие человеческого мышления уже не является предметом рассмотрения данной маленькой книжки. [93] [1] Обычно слово «рефлекс» применяется только к реакциям тех животных, которые имеют центральную нервную систему. К реакциям животных, имеющих более простую организацию, применяются термины «тропизм» или «таксис»,— Прим. отв. ред. [2] Иштван Сеченьи (1791—1860) —видный венгерский политический деятель и ученый, один из основателей венгерской Академии наук (1825).— Прим. отв. ред. [3] Опыты с изоляцией животных называются каспар-гаузеровскими. Каспар Гаузер, живший в начале прошлого века в Нюренберге, до 16 лет (почти от рождения) находился в полной изоляции от людей; даже пищу ему приносили только во время сна. Он был таинственным образом убит в возрасте 22 лет. По наиболее распространенной версии (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), Каспар Гаузер был единственным сыном Великого герцога баденского от его первой умершей жены. Вторая жена герцога подменила его больным ребенком, вскоре умершим, с целью сделать наследником престола своего сына.— Прим. отв. ред. [4] Ловля мышей, как было выяснено И. А. Кособуцким, также является врожденной реакцией, появляющейся без обучения только в течение восьмой недели жизни, до этого котенок должен учиться этому искусству. Если же в течение восьмой недели котенок не увидел мышей, то и после этого срока ему также надо учиться их ловить.— Прим. отв. ред. [5] Некоторые птицы, совершающие перелет ночью, собираются по ночам в той стороне, в которую во время перелета летят их сородичи; они даже бьются о стенку клетки, препятствующую их дальнейшему движению. Иногда они поворачиваются в направлении перелета и, сидя на жердочке, просто машут крыльями или же вновь и вновь перелетают через клетку все в том же направлении.— Прим. отв. ред.
[6] С целью наибольшей схематизации автор слишком упростил механизм действия полукружных каналов. В действительности в них нет поперечной перегородки, а в жидкость, находящуюся внутри каждого канала, погружены волоски чувствительных клеток, располагающихся на внутренней стороне выпуклой стенки канала. Поэтому при повороте головы жидкость, отстающая по инерции от движения стенки канала, будет отгибать эти волоски в противоположную повороту сторону и тем сильнее, чем резче поворот. Этим и вызывается раздражение чувствительных клеток. — Прим. отв. ред. [7] Начало нереста вызывается не изменениями половых желез, а изменением состояния другой внутрисекретной железы, так называемого мозгового придатка, или гипофиза, вызывающего развитие половых желез. В рыбоводстве это используется для ускорения получения половых продуктов от отловленных самцов и самок ценных рыб, которым вводят в организм вытяжку гипофиза. Происходит бурное созревание молок, которыми затем поливают выпущенную отловленными же самками икру. Метод этот, широко введенный в практику, предложен советским ученым — профессором Н. Л. Гербильским.— Прим. отв. ред. [8] По-видимому, дело не в том, что колюшка-отец не может догнать мальков, а в том, что раздражителем служит лишь их горизонтальное отплывание, а на вертикальное он не реагирует.— Прим. отв. ред. [9] Пример с ранним половым созреванием не говорит о том, что половые рефлексы уже готовы, но только не проявляются, а что при соответствующих внутрисекреторных влияниях сначала развиваются нервные пути, обеспечивающие возможность появления половых рефлексов, а затем уже проявляются и рефлексы. Если, например, со дня вылупления вводить цыплятам мужской половой гормон, то они уже на 9-й день начнут кукарекать. До этого времени нервные пути у цыплят еще не созрели. Если бы нервные пути половых рефлексов были уже готовы, цыплята закукарекали бы в первый же день введения гормона.— Прим. отд. ред. [10] Употребляемые далее термины «раздражитель» и «возбудитель», а также термины «раздражение» и «возбуждение» являютсясинонимами.— Прим. отв. peд). [11] В 1909 г. русский физиолог Л. А. Орбели доказал, что собаки различают не цвета, а степень яркости. Этим у собак маскируется их цветная слепота — дальтонизм, так было названо это явление, встречающееся и у людей, по имени открывшего его ученого Дальтона. Однако оказалось, что и среди собак есть такие, которые могут действительно различать цвета. Следовательно, среди людей имеется только незначительный процент дальтонистов, а у собак, наоборот, имеется только незначительный процент различающих цвета.— Прим. отв. ред. [12] Каждый новый раздражитель вызывает у животного (собаки) безусловный рефлекс настораживания, так называемый ориентировочный рефлекс, который, хотя и в несовершенном виде, остается у животных даже после лишения их мозговой коры. Поэтому в наблюдении Дарвина первоначальное настораживание его собаки при виде другой собаки никак нельзя отождествлять с опознаванием («она опознала: приближается собака»).— Прим. отв. ред. [13] Автор книги на основании современного естествознания делает попытку дать ответ на вопрос, поставленный в названии книги, чтобы сама логика фактов привела читателя к соответствующим заключениям. Необходимо отметить, что те взгляды (покоящиеся на экспериментальных данных), которые показывают, насколько животные, и особенно млекопитающие, близки к человеку, возникли уже в прошлом столетии. Первыми высказали это основоположники диалектического материализма. Энгельс писал в «Диалектике природы»: «Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование (родовые понятия у Дидро: четвероногие и двуногие), анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы — стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответственного метода) они различны. Основные черты метода одинаковы у человека и у животного и приводят к одинаковым результатам, поскольку оба оперируют или довольствуются только этими элементарными методами». Энгельс доказывает тот факт, что в подходе к обобщениям и перспективным взаимосвязям философия, системное мышление может опередить развитие естествознания. Автор книги следует за ходом мыслей Энгельса. Далее Энгельс определяет разницу, которая существует между мышлением человека и животного: «Наоборот, диалектическое мышление — именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий,— возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки), и достигает своего полного развития только значительно позже в новейшей философии; и несмотря на это — колоссальные результаты ужо у греков, задолго предвосхищающие исследование» (Ф. Энгельс. «Диалектика природы». Госполитиздат, 1952 г., стр. 176).— Прим. автора. [14] Более быстрое обучение группы рыб можно объяснить иначе. У рыб, которые в природных условиях живут стаями, неизбежно некоторые плывут впереди, остальные следуют за ними. При опыте в лабиринте такими «передовыми» должны стать наиболее легко обучающиеся, которые и будут увлекать за собой всю группу, вследствие чего групповые результаты будут близки к результатам этих «передовых» рыб. При обучении же рыб поодиночке результаты лучших будут снижаться за счет остальных при вычислении средних значений.— Прим. отв. ред [15] Замечательное исследование такого рода было сделано известным русским зоопсихологом Н. Н. Ладыгиной-Котц в 1913— 1916 гг. над детенышем шимпанзе, а в 1925—1929 гг. над собственным сыном и опубликовано в книге «Дитя шимпанзе и дитя человека», вышедшей в 1935 г.— Прим. отв. ред.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|