Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В информационной деятельности




 

Профессиональная информационная компетентность включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств личности пользователей информационных технологий:

— знания специальной терминологии, знание программирования, знания о компьютерной графике, о технической сфере устройства ЭВМ, знания об эталонной модели специалиста — пользователя информационных технологий;

— умение пользоваться информационными технологиями для повышения продуктивности профессиональной деятельности, увеличение объема и скорости обработки материала, расширения вычислительных возможностей человека, приемов оптимального диалогового режима общения с ЭВМ;

— наличие психических процессов: "компьютерного" мышления, мышления формализованными структурами и свернутыми формами как условия перехода от одного языка программирования к другому, моделирования, воображения, распределения внимания, вербальной памяти;

— наличие качеств личности: мотивационной направленности на использование информационных технологий, доверия к компьютеру, установки на соблюдение этикета электронного общения и др.

Компетентность в информационной деятельности выражается также в способности преодолевать негативные последствия информационных технологий — отрыв от реальности, компьютерофобия, дегуманизация труда за счет снижения общения, деперсонализация партнера по общению и сведение его к набору сообщений и др.

Разные виды информационной деятельности требуют включения различных компонентов компетентности.

Так, деятельность по сбору, анализу и хранению информации требует владения эффективными методиками и программным обеспечением для поиска информации, ее первичной и вторичной переработки (обзоры, рефераты), приема и передачи информации по разным каналам, оценки информации, а также наличия у работника личностных качеств ответственного отношения к сбору и обработке информации, аналитических способностей, концентрации внимания, системного мышления.

Деятельность по использованию информационных технологий в профессиональном обучении опирается на осведомленность о сторонах информационной подготовки (изучение ключевых понятий и сущности информационных процессов и технологий, методов обработки информации в автономных системах, приемов применения информационных технологий в конкретных видах деятельности и устойчивых навыков работы с автоматизированными системами), владение методами обучения и их использованию и т. д.

Деятельность по обеспечению безопасности информации и защите субъектов информационной деятельности от манипулятивных негативных воздействий требует координированных действий по преодолению несанкционированного проникновения в информационные ресурсы, действий по обеспечению информационно-психологической безопасности, недопущения манипулирования информационными потоками в профессиональной деятельности, а также личностных качеств социальной ответственности, соблюдения этических норм в работе с информацией, высокой информационной культуры.

Деятельность по осуществлению информационной борьбы требует знаний о роли информационных технологий в жизни общества, о формах и методах информационного воздействия и информационного подавления, знаний по потенциальным угрозам безопасности информации, защиты информационных ресурсов от непреднамеренных воздействий, от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, от побочных электромагнитных излучений; знаний о методах информационной борьбы (дезинформация, модельное психологическое воздействие, разведка и контрразведка), приемами обеспечения информационной безопасности государства, организации, человека, а также качеств личности — мотивов долга, способности мобилизоваться, сконцентрироваться на задаче.

Использование информационных технологий в поддержке управленческих решений требует действий оперирования информационными ресурсами организации, обеспечения точности, доступности и сохранности этих ресурсов, их использования в интересах перспектив развития организации, а также качеств гибкости мышления, способности к согласованным действиям с другими людьми, социальной ответственности.

Информационная акмеология изучает условия и способы продвижения к внешним уровням профессионализма в названных видах деятельности.

Акмеограмма пользователя информационными технологиями — это документ, в котором отражены направления и этапы возможного продвижения человека к вершинам профессиональной информационной деятельности. Она включает в усложняющемся порядке необходимые для профессионализма профессиональные знания, умения, качества личности.

 

Пути достижения профессионализма

В информационной деятельности

 

Достижение специалистом "акме" в профессиональной деятельности возможно при последовательном и систематическом овладении человеком видов и уровней информационной деятельности для обеспечения задач надежного хранения, эффективной передачи информации, обеспечения ее безопасности и использования информации как ресурса общественного прогресса. Это, в свою очередь, предполагает наличие компьютерной грамотности, информационной культуры, гуманистической направленности в использовании новых информационных технологий.

Резюме

Информационная акмеология как одно из направлений прикладной акмеологии разрабатывает пути достижения специалистом высоких уровней информационной деятельности, способствуя человеку в его активной жизнедеятельности в современном информационном обществе, в овладении человеком приемов сбора, хранения, переработки, доставки, защиты информации, способов обитания в новой информационной среде. Информационная акмеология выявляет условия достижения человеком разных видов компетентности, включающих сочетание специфических профессиональных знаний, умений, качеств личности.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем могут проявляться "АКМЕ" в разных видах деятельности по освоению, разработке и применению информационных технологий?

2. Какова специфика акмеологического подхода к компетентности специалиста в информационной деятельности?

3. Какие профессионально важные качества личности необходимы для осуществления деятельности по эффективной переработке (перемещению, защите) информации?

4. Выделите и опишите наиболее распространенные в современных условиях виды информационной деятельности.

5. Сопоставьте профессиональные знания и умения, необходимые для достижения высоких уровней ("АКМЕ") в разных видах информационной деятельности.

6. Проанализируйте возможные позитивные последствия внедрения информационных технологий в профессиональную деятельность на конкретном рабочем месте.

Список литературы

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1,

Блэкнер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы 90-х. // Психология труда и организационная психология / Под ред. А.К.Леоновой, О.Н.Чернышевой. М., 1995.

Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности. //Психологический журнал. 1996. № 3.

Поляков В.П., Буров С.П, Ефимов А.И. Информационная подготовка и проблемы защиты информации: Применение информационных технологий в военном деле. Вып. 4. 1995.

Райков А.Н. Информационные системы поддержки государственных решений // НТИ. Сер. 2. 1995. № 10.

© Беспалов П.В., 2002

 

Этническая акмеология

 

План

1. Сущность этнической акмеологии.

2. Этноэкологический аспект акме.

3. Этнопсихологический аспект акме.

4. Этнополитический аспект акме.

Ключевые слова: этническая акмеология, этничность, символьная личность, национальный лидер, патриотизм, государственник.

этноакмеология — это наука о путях становления личности как выдающегося представителя этнотерриториальной общности, как яркого носителя и творца самобытной национальной культуры, как лидера национальных интересов народа и как государственника;

этничность — природно-биологический феномен, выражающийся в самоопределении личности как мировоззренческая и гуманитарная ценность исторического развития культуры и способ концептуализации социального бытия как представителя определенного этноса;

символьная личность — личность, знаковые действия которой воспринимаются как выражение духовных ценностей этнической общности;

национальный лидер — организатор особой формы социальных действий людей с целью расширения своих прав — движения за реализацию национальных интересов, представляющих собой реальные мотивы действий, свершений людей, стимулы, присутствующие у различных национальных групп в связи с их различиями по их роли и месту в обществе;

патриотизм — высоконравственное свойство гражданина: высокая степень эмоционального положительного отношения к своим согражданам, своей стране, ее исторически сложившимся ценностям;

государственник — государственный деятель, целенаправленно занимающийся обустройством государства. Это служение высшим целям нации-государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...