Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность акмеологических технологий




 

Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей госслужащих. Они включают целый комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, такие технологии приобретают акмеологическую основу и способны, по образному выражению Н.А.Бердяева, наиболее полно раскрыть " синтезирующую духовность " личности. Так, психологический (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты акмеологических технологий позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности госслужащих. Социально-психологический, педагогический, управленческий, этический — коммуникативную и профессиональную культуру делового и межличностного общения, взаимодействия госслужащих. Экологический, правовой, социологический аспекты — социальную и морально-нравственную нормативность. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития госслужащих, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. В этих пределах пролегает путь самосовершенствования госслужащего: профессионализируется самосознание, определяются, дифференцируются самопознание и саморазвитие, актуализируется цель самоопределения, формируются способы самоорганизации.

Структура акмеологических технологий представлена матрицей, включающей подробное описание моментов, общих для их разработки: цель и задачи технологии; методологическую основу; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение. В основу типологизации акмеологических технологий положена стратегия и логика реализации личностных и профессиональных способностей госслужащих как субъектов деятельности с опорой на выявленные акмеологические закономерности.

Основная задача акмеологических технологий — сформировать и закрепить в самосознании госслужащих востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное "Я". Развитие и самореализация госслужащего, его деятельность находятся под существенным влиянием "Я-концепции", важнейшей функцией которой является обеспечение внутренней гармонии и устойчивой адаптации поведения субъекта в социокультурной среде. Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, госслужащий становится способным самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.

Овладение акмеологическими технологиями актуализирует самоценность человеческой жизни, способствует наиболее полному раскрытию физической, социальной и духовной сущности каждого индивида. Акмеологические технологии самопознания, саморазвития и самореализации, посредством которых госслужащий развивается как субъект профессиональной деятельности, составляют технологическую основу его "Я-концепции". Реализация внутренних и внешних модальностей "Я-концепции" госслужащего осуществляется посредством инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения. В результате госслужащий приобретает технологические способности к самооценке, самопрограммированию, самоорганизации, саморегуляции, самоутверждению и т.п. Технологические способности рассматриваются как реализованные способности.

Для успешного освоения госслужащими акмеологической технологии наука и практика должны знать акмеологические закономерности, способы определения процедур и специальные методы изучения психофизиологических, психологических, социальных качеств и способностей госслужащих; пути адаптации, прогнозирования, диагностики потенциальных возможностей, сформировавшихся способностей, технологических умений и навыков. Прогнозирование результатов профессиональной деятельности госслужащего можно строить только тогда, когда есть явно выраженное подтверждение связи между личностными качествами, специальными знаниями и показателями реализации способностей, закрепленными технологическими навыками и умениями конструирования деятельности.

Эффективность гуманитарно-технологического развития измеряется на общественном, личностном и деятельностном уровнях. Это предполагает разграничение понятий "профессионализм личности" и "профессионализм деятельности". Данные категории имеют разные критерии измерения. В первом случае мы имеем дело с профессиональным ресурсом личности (знаниями, умениями, навыками, способностями, качествами). Профессионализм включает качественные характеристиками субъекта деятельности, в том числе его психофизиологические состояния и психические процессы. Под профессионализмом деятельности понимается использование субъектом средств и способов деятельности. Здесь профессионализм проявляется в качественных характеристиках процесса деятельности, определяющих эффективность применяемых техник и технологий.

Общая методологическая основа и принципы разработки понятий "профессионализм личности" и "профессионализм деятельности" сохраняют их внутреннее единство. Вместе с тем, система критериев и показателей, определяющая меру владения гуманитарным содержанием и технологическими средствами решения профессиональных задач, использование технологий в ее осуществлении у госслужащих различная. Именно поэтому мы говорим о высоком, среднем и низком профессионализме личности. Данное понятие включает совокупность психофизиологических, психических изменений, происходящих в процессе длительного выполнения деятельности, обеспечивающих или качественно новый, более эффективный уровень решения профессиональных задач, или, напротив, — сдерживающих эту эффективность.

Дополнительным основанием для разделения понятия профессионализма на личностный и деятельностный являются притязания госслужащего и достижение им определенной степени удовлетворенности профессиональным самоопределением. Профессионализм деятельности характеризуют сознательное стремление и мотивация госслужащего к постоянному самосовершенствованию и самореализации. Именно поэтому, определяя систему критериев и показателей оптимального гуманитарно-технологического развития госслужащего, мы "измеряли" не только его личностные характеристики, но и наличие навыков самопознания, саморазвития, которые проявляются в обучении и деятельности.

Для обобщенной оценки профессионализма госслужащих и продуктивности их деятельности используются интегральные критерии оптимальности гуманитарно-технологического развития: социальной успешности, конкурентоспособности госслужащего, владения акмеологическими технологиями. Для характеристики определенных действий, в которых проявляются профессиональные качества и способности используются конкретные критерии оптимальности гуманитарно-технологического развития: психологические, технологические, культурологические, нравственные и др. Для оценки индивидуальных проявлений госслужащих — его единичные критерии оптимальности: интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, коммуникативные, показатели здоровья и др.

Оптимизация средств и способов деятельности госслужащих должна учитывать ее специфику, функционально-ролевую направленность, меру ответственности, интенсивность их нагрузки. Это определяет внешние и внутренние средства оптимизации. Реализация явных (внешних) и латентных (внутренних) функций деятельности госслужащих требует, с одной стороны, изучения структуры и содержания деятельности, психофизиологических проявлений со стороны субъекта, выполняющего ту или иную роль, с другой — выявления внутриличностных механизмов функциональной регуляции и адаптации к изменившимся условиям среды. С учетом статуса и служебной роли госслужащих можно выделить директивные, аналитические, исполнительские функции руководителя, аналитика (консультанта), исполнителя.

Одним из условий гуманитарно-технологического развития является выделение личностных "зон развития" госслужащего, которое понимается комплексно и анализируется в индивидуальном, социальном, профессиональном и технологическом плане. Сознательное управление госслужащим собственными зонами развития рассматривается как достижение самосовершенствования в профессиональном становлении. Источники развития анализируются как потенциальные возможности, реальные, адаптационные, технологические способности госслужащего. Под движущими силами развития понимается индивидная, личностная и субъектно-деятельностная энергия госслужащего. Энергия понимается как форма психической активности, трактуется как сила выражения состояний, качеств, способностей, потребностей, вызывающих интенсивные изменения при воздействии.

Источники и движущие силы развития госслужащих имеют свою специфически-акмеологическую закономерность, отражающую общий процесс гуманитарно-технологического развития и его противоречия. Взаимодействие биологического и социального факторов в структурной организации личности, взаимодействуя с профессиональным и технологическим факторами в определенный отрезок времени дает интегративно-технологическое наполнение движущим силам развития. Целостное единство этого взаимодействия оказывает общее влияние на профессиональное становление госслужащего. Вместе с тем, "индивидное", "личностное", "субъектно-деятельностное" по-своему доминирует на каждом иерархическом уровне системно-динамической организации госслужащего, активизируя соответствующие внутренние источники и движущие силы развития.

Индивидная энергия определяется состоянием здоровья и нервной системы. Доминанты личностной энергии анализируется как выражение потребностей, мотивов, убеждений, ценностей, мировоззрения, которые создают "энергию готовности" к действию и наполняют его ценностным содержанием. В создании смысла действий участвуют эмоции, восприятие, память, внимание, мышление, соответствующие им навыки, что в совокупности обеспечивает "энергию уверенности" и "энергию успеха" госслужащего. Субъектно-деятельностная энергия госслужащего, характеризуется силой выражения интеллектуальных, эмоционально-чувственных, волевых, коммуникативных характеристик и силой здоровья. Именно эти энергетические источники и движущие силы развития госслужащего обусловливают "рождение" многомерного феномена — профессионального "акме".

Данный феномен можно выявлять и прогнозировать (диагностика); моделировать (конструировать эталон); прослеживать в становлении и развитии (коррекция). Многомерный феномен "акме" является образом-эталоном интеллектуальных, эмоционально-чувственных, волевых, коммуникативных характеристик госслужащих и составляющих его здоровья. Оптимальным результатом гуманитарно-технологического развития и интегративным выражением профессионального "акме" госслужащего является феномен конкурентоспособности.

Конкурентоспособным является госслужащий, имеющий явные преимущества в сравнении с другими государственными чиновниками благодаря своему личностному и профессиональному потенциалу. Он способен выдержать конкурсы, выборы, изменившиеся условия среды, преодолеть препятствия, добиться успеха в жизни, профессиональной сфере, закрепить эту успешность в сознании других людей и сделать свои действия определенной нормой для других. Конкурентоспособный госслужащий — это лидер, у которого хорошо развиты адаптационные и технологические способности. Детерминантами конкурентоспособности являются интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные преимущества и составляющие здоровья госслужащего.

 

Акметектоника

 

Акмеологические закономерности, условия, факторы и детерминанты гуманитарно-технологического развития позволяют разработать специальную систему оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального акме госслужащего — акметектонику. Применение гуманитарных технологий лучше характеризует продуктивность профессиональной деятельности госслужащих, тогда как акметектоника — рассматривает внутреннее движение госслужащего к профессиональному "акме". Акметектоника — это внутриличностное движение к оптимуму, которое позволяет субъекту на основе самопознания и саморазвития определить свою "точку опоры" (Архимед) — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как ОБРАЗ "АКМЕ", под которым понимается совокупность наивысших качественных показателей интеллектуальных, эмоциональных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих здоровья, полученных в процедурах оценивания и коррекции.

Акметектоника соотносится с закономерностями, источниками, движущими силами, детерминантами гуманитарно-технологического развития госслужащих. Поэтому ее структура выглядит следующим образом: интеллектуальная акметектоника; эмоционально-чувственная акметектоника; волевая акметектоника; коммуникативная акметектоника; акметектоника здорового образа жизни. Каждый раздел акметектоники включает: 1) единицы анализа, развития и реализации; 2) экспертно-диагностические методы сбора, анализа и интерпретации информации, полученной о субъекте; 3) модель реальных профессиональных качеств; 4) модель реальных профессиональных способностей; 5) модель реальных умений и навыков; 6) техники воздействия и самовоздействия в процессе обучения и развития; 7) техники коррекции и самокоррекции наличного состояния; 8) техники конструирования и развития профессионального "акме".

Резюме

Акмеологические технологии представляют собой средство практического и творческого достижения поставленных целей на уровне "искусства", "мастерства". Целевая направленность акмеологических технологий отражает общественные, личностные, деятельностные проблемы, характеризует способ их решения в виде определенного набора процедур и операций. Применение акмеологических технологий создает условия для всестороннего проявления и воспроизводства сущностных сил госслужащего как субъекта профессиональной деятельности.

Организация жизнедеятельности госслужащего с помощью акмеологических технологий обеспечивает всестороннюю самореализацию личности на уровне жизненного и профессионального акме. Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, госслужащий становится способным самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимают технологии в системе науки и практики?

2. В чем суть феномена "технология"?

3. Что представляет собой акметектоника профессиональной деятельности госслужащего?

4. Опишите феноменологию "психотехнологии".

5. Проанализируйте, в чем состоит сущность акмеологических технологий, используемых в профессиональной деятельности.

Список литературы

Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М., 1997.

Гусева А. С., Козлов В.В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М., 1996.

Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч., 1993.

Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва-Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995.

© Гусева А.С., 2002

© Кириченко А.В., 2002

 

 

Глава IX

 

Методы качественной оценки и

количественного измерения

личностного и профессионального

развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...