Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема 61. Основные факторы и направления эволюционного процесса СТЭ.




Основные факторы и направления СТЭ Их определения и характерные процессы
1. Наследственная изменчивость. Двусторонность наследственности, т.е. свойства организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом, и изменчивости, т.е. изменения и превращения организмов под действием внешней среды.
2. Борьба за сущесвование. В результате борьбы за существование природа осуществляет отбор признаков, способствующих приспособлению вида к изменяющимся условиям существования.
3. Естественный отбор. Основными формами естественного отбора являются: Единственный эволюционный процесс, который действует в пределах популяции, задавая в результате мутации, миграции особей, изоляции и случайного дрейфа генов, эволюционные преобразования, происходящие в генофондах популяций.
3.1. Движущий отбор; Движущий отбор прогрессивное и направленное изменение признака или свойства, переставшего соответствовать новым условиям среды.
3.2. Стабилизирующий отбор; Стабилизируюший отбор с преимуществом в размножении особей со средним выражением признака происходит при постоянных условиях среды.
3.3. Дизруптивный отбор Дизруптивный отбор благоприятствует сохранению крайних форм и элиминирует промежуточные. Это приводит к разделению популяции на две или несколько групп.
4. Главных направленй эволюционного процесса по А.Н. Северцову может быть три: 4.1. Ароморфоз; Ароморфоз или морфологический прогресс – возникновение новых жизненных форм, в результате повышения уровня организации, обеспечивающего повышение жизнеспособности, расширения среды обитания и т.д.
4.2. Идиоадаптация; Идиоадаптация – возникновение частных приспособлений, обеспечивающих существование организмов в конкретных условиях внешней среды.
4.3. Общая дегенерация или морфологический регресс. Общая дегенерация – упрощение организации, чаще всего в результате редукции каких-либо органов и частей тела. Сужая «сферу жизнедеятельности», регресс ведет к резкой специализации, способности существовать в узком диапазоне условий среды.

 

Взаимодействие синтетической теории эволюции прежде всего с генетикой повлияло на выдвижение в качестве основного методологического принципа – гипотезы генобиоза происхождения жизни, т.е. первичности молекулярной системы со свойствами генетического кода. Первоначально в качестве такой системы рассматривали ДНК, но после открытия архебактерий с одноцепочной РНК, первичными стали системы с одноцепочной РНК. При этом РНК оказывается близкой по структуре и к методологическому принципу голобиоза, в котором первичными считались структуры, способные к элементарному обмену веществ при участии ферментных белков, в частности, коацерванты в концепции абиогенного происхождения жизни академика А.И.Опарина.

Многоликость и многогранность основных факторов и направлений эволюционного процесса СТЭ приводит к главной идее, что в эволюции важно не совершенство, а умение принимать свои недостатки и делать из них неоспоримые достоинства. И для нас, людей, эта мысль тоже может быть полезной. Тем более, что список недостатков человека как биологического существа довольно обширен в сравнении с другими представителями живого мира, и даже в генетическом плане в сравнении с обезьянами. Биологи Университета Мичигана, изучающие эволюцию сравнили 14 тысяч генов человека и обезьяны. В результате был сделан вывод, что у шимпанзе с помощью перманентного отбора настолько значительно совершенствовались 233 гена, что ни одна мутация не смогла бы их улучшить, а у человека лишь 154 таких совершенных гена. Неблагоприятные признаки шимпанзе на протяжении эволюции отбраковались эффективней, чем у человека.

Однако у человека есть одно несомненное преимущество – это феномен сознания и фантастический по своим интеллектуально-информационным возможностям мозг. Как отмечает академик Н.П. Бехтерева: «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого невозможно без творца. Эволюция мозга, как её рисовали антропологи, практически нереальна. Недаром они сейчас отказываются от многих своих данных».

Итак, тайн, загадок и даже странностей эволюции достаточно много. И главное, что наука не должна стать средством гибельного отторжения человека от природы и потери веры в то, что в его концептуальном фонде познания природы и в генофонде все элементы значимы и важны.

 

Литература.

1.Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания/ Ю.М.Наследников, А.Я.Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев.-Ростов-на-Дону: ДГТУ 2008-350с. [Электронный ресурс № ГР 15393, 2010]. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/., с. 234-251, 263-267

2.Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие/ Ю.М. Наследников, А.Я. Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007, с. 72-77

3.Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие/ В.В. Горбачев, Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников - СПб.: Издательство «Лань», 2010, с. 86-88, 92-94, 152-153

4.Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, 4-е изд., испр./ Н.М. Кожевников.- СПб.: Издательство «Лань», 2009, с. 243-267, 290-301

5.Под. ред. Л.А. Михайлова. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2009, с. 208-222, 250-257

 

Лекция 9. Биосфера и человек

План лекции

1. Человек как особый уровень организации живой материи. Феномен человека "как существа трёхстороннего - биосоциокультурного".

2. Концепции биосферы, ноосферы и экологии.

3. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

9.1. Человек как особый уровень организации живой материи. Феномен человека "как существа трёхстороннего - биосоциокультурного"

С биологической точки зрения появление человека разумного - вполне ординарное событие. Количество всех видов животных, населяющих Землю - более полутора миллионов, из них видов позвоночных насчитывается около 70 тысяч, среди которых и биологический вид - человек разумный (Home sapiens).

Но человек- носитель разума, мысли, особый феномен природы. Человека можно рассматривать как особый уровень организации живой материи.

Живой организм представляет собой открытую физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. В отношении человека как биологического существа это может быть выражено словами французского физиолога Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни».

Для наглядности представим схематически термины и понятия, характеризующие развитие и разнообразные системы саморегуляции живого организма (см. схему 62).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...