Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические указания




 

Практические занятия проводятся в форме семинарских занятий: доклады-дискуссии, а так же практических работ натурного и виртуального фронтального естественнонаучного практикума. На итоговом занятии проводится тестовый контроль с помощью структурно-содержательных тестов.

Результаты контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов на практических занятиях учитываются лектором при рейтинговом контроле и при приеме экзаменов и дифференцированных зачетов.

С Е М Е С Т Р (36 часов)

1. Вводное занятие: Концепция измерения в классическом и неклассическом естествознании (2 ч.).

2. Практическая работа: Определение времени реакции человека на сигнал (световой и звуковой) (2 ч.).

3. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием(2ч)

3.1. Предмет кура «Концепции современного естествознания». Цель и задачи курса.

3.2. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием.

3.3. Научный метод познания.

3.4. Модели развития науки.

3.5.. Общая периодизация истории естествознания.

3.6. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления..

4.. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в контексте развития исследовательских программ и картин мира (4 ч.).

4.1. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира.

4.2. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом естествознании.

4.3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в неклассическом естествознании.

4.4. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании.

4.5. Основные идеи и понятия общего естествознания

5.. Монофундаментальность физики. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики(2ч)

5.1. Физика в контексте интеллектуальной культуры. Фундаментальность физики в естествознании.

5.2. Общие представления о гипер-, мега-, макро-, микро-, гипомирах.

5.3. Фундаментальные взаимодействия. Фундаментальные микрочастицы.

5.4. Концепция пространственно-временных отношений. Физический вакуум.

5.5 Фундаментальный принцип симметрии. Законы сохранения.

6 Концепции квантовой механики. Понятие квантового микросостояния.

. Процессы в микромире. Элементы ядерной физики (2ч.).

6.1. Концепция корпускулярно-волнового дуализма материи.

6.2. Основополагающие концепции и методологические принципы квантовой механики.

6.3. Понятие квантового микросостояния. Физический смысл волновой функции.

6.4. Обобщенные в рамках понятия квантовой системы постулаты Н. Бора.

6.5. Бозоны и фермионы.Квантовые числа и соответствующие условия квантования.

6.6. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

6.7. Состав ядра. Изотопы. Удельная энергия связи ядра.

6.8. Общие представления о моделях ядра.

6.9. Ядерные реакции в контексте ядерной энергетики на Земле и в Космосе.

7. Порядок и беспорядок в природе (2 ч.)

7.1. Динамические и статистические закономерности (теории) в познании природы.

7.2. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния. Условия теплового равновесия для определенных видов контактов между макрообъектом и термостатом.

7.3. Основные начала (законы) равновесной термодинамики.

7.4. Обратимые и необратимые тепловые процессы. Термодинамический и статистический смысл энтролии.

7.5. Статистические законы макросостояния и их физический смысл.

7.6. Элементы неравновесной термодинамики диссипативных систем. Закономерности самоорганизации в природе.

8. Практическая работа: Изучение одномерной модели броуновского движения(2 ч.).

9. Химические концепции познания мира (2ч.).

9.1 Химия в контексте интеллектуальной культуры. Структурные уровни организации материи в рамках современной химии..

9.2 Химические системы.

9.3 Учение о составе вещества.

9.4 Структурная химия.

9.5 Проблемы учения о химических процессах

9.6 Эволюционная химия.

10. Панорама современного естествознания в концепции «стрел времени» (4 ч.).

10.1. Общие понятия о космологии. Структура Мегамира

10.2. Модель нашей Галактики и Метагалактики

10.3. Виды звёзл и их краткие характеристики.

10.4. Эволюция звёзд главной последовательности. Строение Солнца и его эволюция.

10.5. Модель Солнечной системы. Слабый и сильный антропный принцип.

10.6 Основные этапы космологической шкалы («стрелы») времени.

10.7.Геохронологическая стрела (шкала) времени.

. 10.8. Структурные уровни материи в рамках геосфер Земли.

10.9. Что такое жизнь? Основные признаки живого.

10.10 Основные гипотезы («теории») происхождения жизни.

11. Практическая работа виртуального практикума:Определение средней плотности Земли. Модели геосферы. (2ч.).

12. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи (4 ч.).

12.1 Биология в контексте интеллектуальной культуры. Классификационные системы в биологии..

12.2 Структурные уровни биологической организации материи.

12.3 Основные понятия и законы генетики.

12.4. Генетика на молекулярно-генетическом уровне. Структуры ДНК и РНК. Генетический код.

12.5 Основные аксиомы биологии.

12.6 Основные положения эволюционных идей Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

12.7 Основные положения синтетической теории биологической эволюции (СТЭ). Макро- и микроэволюция.

12.8 Основные факторы и направления эволюционного процесс СТЭ.

13. Биосфера и человек (4ч.).

13.1 Человек как особый уровень организации живой материи.

13.2 Феномен человека "как существа трёхстороннего - биосоциокультурного".

13.3 Концепции биосферы.

13.4 Концепции ноосферы.

13.5 Концепции экологии.

13.6 Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

14. Тестовый контроль знаний (2ч.)

 

Литература: При подготовке к практическим занятиям используется основная и дополнительная литература, приведённая как к каждой лекции, так и в конце УМКД.

При выполнении практических работ используется учебные пособия: а) Акименко С.Б., Яворук О.А. Физика и естествознание. Практические работы: Учеб. пособие - М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013. – 52 с.- (Высшее образование: Бакалавриат) Кудря А.П. Учебное пособие (ч. 2) “Физический эксперимент на компьютере” -Ростов н/Д ДГТУ, 2005. Кудря А.П., Смолянинов А.В., Лаврентьев А.А. М/у к виртуальной лабораторной работе “Определение средней плотности Земли”- Ростов н/Д ДГТУ, 2003.

 

Самостоятельная работа (36 часов): Самостоятельная подготовка ко всем семинарским занятиям, а так же к тестовому контролю на итоговом занятии по учебному пособию Наследников Ю.М., Шполянский А.Я.:Концепции современного естествознания: структурно-содержательные тесты, ”- Ростов н/Д ДГТУ, 2010 – 87 с.

Контрольные задания

Напомним, что выполнение контрольной работы предусматривается в форме реферата. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.

 

Темы рефератов указаны после таблицы вариантов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Таблица № 2

Задаётся предпоследней цифрой зачётной книжки  
Вариант                    
Задаётся последней цифрой   1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10
  1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20
  1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 1.29 1.30
  1.31 1.32 1.33 1.34 1.35 1.36 1.37 1.38 1.39 1.40
  1.41 1.42 1.43 1.44 1.45 1.46 1.47 1.48 1.49 1.50
  1.51 1.52 1.53 1.54 1.55 1.56 1.57 1.58 1.59 1.60
  1.61 1.62 1.63 1.64 1.65 1.66 1.67 1.68 1.69 1.70
  1.71 1.72 1.73 1.74 1.75 1.76 1.77 1.78 1.79 1.80
  1.81 1.82 1.83 1.84 1.85 1.86 1.87 1.88 1.89 1.90
  1.91 1.92 1.93 1.94 1.95 1.96 1.97 1.98 1.99 1.100
                         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...