Характеристика проекта DELPHI
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЗНАКОМСТВО С ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДОЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Целью лабораторной работы является приобретение навыков работы по созданию Windows-приложений в объектно-ориентированной среде программирования Delphi, а также изучение основных компонентов Delphi. В результате выполнения лабораторной работы студент должен уметь: – использовать основные характеристики и возможности среды программирования Delphi; – создавать проект приложения с использованием изученных компонентов; – настраивать параметры проекта; – выполнять редактирование, компиляцию и отладку проекта. СОСТАВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ АППАРАТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Персональная ЭВМ класса IBM PC стандартной конфигурации, среда программирования Delphi.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен изучить правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с ПЭВМ в лаборатории. ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 4.1. Ознакомиться с основными этапами проектирования приложений в ООП Delphi. Изучить основные свойства, методы и события компонентов: форма Form, главное меню (MainMenu (Standard)), однострочный редактор (Edit (Standard)), многострочный редактор (Memo (Standard)), группа элементов (GroupBox (Standard)), командная кнопка (BitBtn (Additional)), фаска (Bevel (Additional)). 4.2. Изучить содержание работы, быть готовым к ответу на контрольные вопросы. 4.3. Заготовить установленную форму отчета по лабораторной работе. На титульном листе указать номер и название работы, в отчете записать цель и задачи работы, кратко отразить теоретические сведения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Базовые понятия объектно-ориентированного программирования (ООП)
Объектно-ориентированное программирование (ООП) является одной из ведущих технологий программирования и позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные и легко модифицируемые программы. Базовым в объектно-ориентированном программировании является понятие объекта. Объект представляет собой совокупность свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (программ изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и которые приводят к изменению свойств объекта. Разработка программы с использованием ООП начинается с разработки объектной модели проектируемой системы, для чего выполняется разбиение («декомпозиция») проблемы на объекты и выявление зависимостей между ними. Характеристикой объекта является набор его атрибутов. Различают: постоянные и переменные атрибуты. Постоянные атрибуты характеризуют объект в его классе (например, количество вершин многоугольника). Текущие значения переменных атрибутов характеризуют состояние объекта. Изменяя значения этих атрибутов, мы изменяем состояние объекта (например, значения углов при вершинах многоугольника). Объекты могут иметь идентичную структуру и отличаться только значениями свойств. Тип данных, основанный на единой структуре объектов, называется классом. Класс имеет имя, которое относится ко всем объектам этого класса. Кроме того, в классе вводятся имена атрибутов, определенных для объектов. Каждый конкретный объект, имеющий структуру какого-либо класса, называется экземпляром класса. Программа, написанная с использованием ООП, состоит из объектов, которые могут взаимодействовать между собой. Программная реализация объекта представляет собой объединение данных и процедур их обработки. Объектный тип содержит не только поля, описывающие данные, но также процедуры и функции, описания которых содержатся в описании объекта. Эти процедуры и функции называются методами.
Объединение данных с методами в одном типе (классе) называется инкапсуляцией. Инкапсуляция является средством организации доступа к данным только через соответствующие методы. Наследование позволяет определять новые объекты, используя свойства прежних, дополняя или изменяя их. Объект-наследник получает все поля и методы «родителя», к которым он может добавить свои собственные поля и методы или заменить («перекрыть») их своими методами. Полиморфизм заключается в том, что одно и то же имя может соответствовать различным действиям (методам) в зависимости от типа объекта. Среда ООП DELPHI DELPHI – это объектно-ориентированная среда программирования по созданию Windows-приложений, основа которой – язык Object Pascal. Delphi позволяет быстро создавать приложения, отлаживать и оптимизировать программы. Создание прикладных программ или приложений Delphi выполняется в интегрированной среде разработки IDE (Integrated Development Environment). IDE служит для организации взаимодействия с программистом и включает ряд окон, содержащих различные управляющие элементы. С помощью средств интегрированной среды разработчик может проектировать интерфейсную часть приложения, а также писать программный код и связывать его с управляющими элементами. При этом вся работа по созданию приложения, включая отладку, происходит в IDE. Инструментальные средства Delphi, организованные как ниспадающие меню и определяемые быстрые клавиши, позволяют: è создавать оконные формы из библиотеки готовых компонент; è ассемблировать, компилировать исходный текст программы; è отлаживать логику работы. Для того, чтобы начать работу в среде разработки Delphi следует в выпадающем меню Пуск выбрать подменю Программы, в котором расположен каталог Borland Delphi и из этого каталога запустить ярлык с именем Delphi. Интегрированная среда разработки Delphi представляет многооконную систему, которая включает следующие окна: 1. Главное окно (Delphi – Project1) 2. Окно Инспектора объектов (Object Inspector) 3. Окно Конструктора формы (Form1) 4. Окно Редактора кода (Unit1.pas) Могут присутствовать также и другие окна:
5. Окно Редактора изображений (Image Editor). Delphi является однодокументной средой, т.е. позволяет одновременно работать только с одним приложением, название которого приведено в строке заголовка главного окна. Внешний вид среды разработки после ее запуска приведен на рис. 1.
Рис. 1. Интерфейс среды Delphi
Главное окно содержит (рис. 2). 1. Главное меню, которое содержит набор команд для доступа к функциям Delphi. 2. Панели инструментов, которые содержат кнопки для вызова часто используемых команд главного меню. Имеется 5 панелей инструментов: Стандартная (Standard); Просмотр (View); Отладка (Debug); Пользователь (Custom); Рабочий стол (Desktop). 3. Палитра компонентов, которая содержит множество компонентов, размещаемых в создаваемых формах. Они делятся на группы, каждая из которых в Палитре компонентов располагается на отдельной вкладке (странице), а сами компоненты представлены соответствующими пиктограммами. Рис. 2. Главное окно
Палитру компонентов можно настраивать с помощью диалогового окна Palette Properties (Свойства Палитры компонентов), которое вызывается командой Properties (Свойства) контекстного меню Палитры компонентов или Component / Configure Palette... (Компонент/Настройка Палитры компонентов) главного меню. Окно позволяет выполнять такие операции, как удаление, добавление компонентов, перемещение их на другое место, а также добавление, удаление или перемещение страниц компонентов. Окно Инспектора объектов после запуска системы располагается под главным окном в левой части экрана и отображает свойства и события объектов для текущей формы Forml. Это окно можно отобразить на экране с помощью команды View / Object Inspector (Просмотр/Инспектор объектов) или нажатия клавиши F 11. Окно инспектора объектов представлено на рис. 3. Окно Инспектора объектов имеет две страницы (вкладки): Properties (Свойства) и Events (События). Страница Properties отображает информацию о текущем (выбранном) компоненте в окне Конструктора формы и при проектировании формы позволяет изменять многие свойства компонентов. Страница Events определяет процедуру, которую компонент должен выполнить при возникновении указанного события. Если для какого-либо события существует процедура, то в процессе выполнения приложения процедура вызывается автоматически при возникновении этого события. Такие процедуры служат для обработки событий, поэтому их называют процедурами-обработчиками или просто обработчиками. Каждый компонент имеет свой набор свойств и событий, определяющих его индивидуальность и особенности.
Рис. 3. Окно инспектора объектов в режиме изменения свойств объекта и назначения события для объекта
Окно Конструктора формы или Окно формы или просто Форма первоначально находится в центре экрана и имеет заголовок Form 1. В нем выполняется проектирование формы, для чего на форму из Палитры компонентов помещаются необходимые элементы. При этом конструирование формы происходит так же, как в среде простого графического редактора. Окно Редактора кода или Окно модуля (заголовок Unit 1. pas) после запуска находится под окном Конструктора формы и почти полностью перекрывается им. Это окно содержит исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Первоначально в нем имеется одна страница Unit 1. pas кода для новой формы Form 1. Окно модуляпредставлено на рис. 4. Редактор кода представляет собой обычный текстовый редактор, с помощью которого можно редактировать текст модуля и другие текстовые файлы приложения. Каждый редактируемый файл находится в окне Редактора на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке. Переключение между окнами Конструктора формы и Редактора кода удобно выполнять с помощью клавиши F 12.
Рис. 4. Окно Проводника кода размещается слева от окна Редактора кода. В нем в виде дерева отображаются все объекты модуля формы. В окне Проводника кода удобно просматривать объекты приложения и можно быстро обращаться к необходимым объектам. Характеристика проекта DELPHI В состав проекта входят следующие элементы: ü Файл проекта (DPR) ü Файл описания формы (DFM) ü Файл модуля формы (PAS) ü Файлы модулей (PAS) ü Файл параметров проекта (ОРТ) ü Файлы ресурсов (RES) При запуске Delphi автоматически создается новый проект Project1, имя которого отображается в заголовке главного окна Delphi. Обычно файлы проекта располагаются в одном каталоге, так как даже относительно простой проект содержит достаточно много файлов, а при добавлении к проекту новых форм количество этих файлов увеличивается. Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 5.
Рис. 5.
Файл проекта является основным и представляет собой собственно программу. Для приложения, включающего в свой состав одну форму, файл проекта имеет следующий вид: program Project1; uses Forms, Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; {$R *.RES) begin Application.Initialize; Application.CreateForm(Tform1, Form1); Application.Run; end. Имя проекта совпадает с именем файла проекта (Project 1). To же имя имеют файлы ресурсов и параметров проекта. Сборка всего проекта выполняется при компиляции файла проекта. Имя создаваемого приложения (ЕХЕ-файл) совпадает с названием файла проекта. В разделе uses указывается имя подключаемого модуля Forms, который является обязательным для всех приложений, имеющих формы. Кроме того, перечисляются подключаемые модули всех форм проекта (модуль unit1 формы Form1). Директива $r подключает к проекту файл ресурсов проекта "*.RES" и другие ресурсы. Программа содержит операторы, выполняющие инициализацию приложения, создание формы Form1 и запуск приложения. При выполнении разработчиком каких-либо операций с проектом код файла проекта формируется Delphi автоматически. Пользователь может вносить изменения в файл проекта самостоятельно. С целью просмотра и редактирования кода файла проекта необходимо выполнить команду Project / View Source. Для каждой формы в составе проекта автоматически создаются файл описания (DFM) и файл модуля (PAS). Файл описания формы – это ресурс Delphi, содержащий характеристики формы и ее компонентов. При конструировании формы в файл описания автоматически вносятся соответствующие изменения. Файл модуля формы содержит описание класса формы. Этот файл создается Delphi автоматически при добавлении новой формы. При размещении на форме компонентов, а также при создании обработчиков событий в модуль формы вносятся соответствующие изменения. При этом часть изменений автоматически вносит Delphi, а часть – разработчик. Обычно все действия разработчика, связанные с программированием, выполняются именно в модулях форм. Тексты модулей форм редактируются с помощью Редактора кода. Открыть модуль можно в стандартном окне открытия файлаили в диалоговом окне View / Unit или нажатии клавиш CTRL + F 12. При программировании можно использовать модули, не связанные с какой-либо формой. Они сохраняются в отдельных файлах и содержат процедуры, функции, константы или переменные, общие для нескольких модулей проекта. Для подключения модуля его имя указывается в разделе uses того модуля или проекта, который использует этот модуль. При первом сохранении проекта автоматически создается файл ресурсов (RES) с именем, совпадающим с именем файла проекта. Файл ресурсов имеет иерархическую структуру, в которой ресурсы разбиты на группы, а каждый ресурс имеет уникальное в пределах группы имя. Файл ресурсов может содержать следующие ресурсы: пиктограммы, растровые изображения, курсоры. Для работы с файлами ресурсов в состав Delphi включен графический редактор Image Editor, вызываемый командой Tools / Image Editor. Файл параметров проекта представляет собой текстовый файл, в котором построчно располагаются параметры и их значения. Для установки параметров проекта используется окно параметров проекта (Project Options) (команда меню Project / Options). В процессе компиляции проекта создается готовый к выполнению файл, которым является приложение (ЕХЕ). Имя приложения совпадает с именем файла проекта, а само приложение является автономным и не требует при своей работе дополнительных файлов Delphi (кроме изображений, файлов помощи, баз данных). Запуск процесса компиляции выполняется по команде Project / Compile < Project 1> или при нажатии комбинации клавиш Ctrl + F 9. Компиляция проекта для получения приложения может быть выполнена на любой стадии разработки проекта. Кроме компиляции может быть выполнена сборка проекта. При сборке компилируются все файлы, входящие в проект, независимо от того, были в них внесены изменения или нет. Для сборки проекта применяется команда меню Project / Build < Projectl >. Запуск проекта из среды Delphiосуществляется командой Run / Run или нажатием клавиши F 9. Созданное приложение начинает свою работу. При зависании приложения завершение его работы необходимо выполнять средствами Delphi с помощью команды Run / Program Reset или нажатия клавиш Ctrl + F 2. Из среды Windowsсозданное приложение можно запустить так же, как и любое другое приложение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|