Для создания интерфейса приложений Delphi предлагает обширный набор визуальных компонентов, основные из которых располагаются на вкладках Standard (табл. 1), Additional (табл. 2) и Win32 (табл. 3)Палитры компонентов.
Таблица 1
Компонент
Описание
Назначение
Frames
Фреймы
Контейнер для размещения компонентов, который может быть внутри формы и другого фрейма
MainMenu
Главное меню
Позволяет поместить главное меню в программу. Создание меню включает три шага: помещение TMainMenu на форму, вызов Конструктора Меню через свойство Items в Инспекторе Объектов, определение пунктов меню в Конструктора Меню
PopupMenu
Всплывающее меню
Позволяет создавать всплывающие меню. Меню появляется по щелчку правой кнопки мыши на объекте, к которому оно привязано. У всех видимых объектов имеется свойство PopupMenu, где и указывается нужное меню. Создается PopupMenu аналогично главному меню
Label
Надпись
Служит для отображения не очень длинного текста на экране. Изменение шрифта и цвета метки осуществляется двойным щелчком на свойстве Font
Edit
Однострочный редактор
Может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы
Memo
Многострочный редактор
Подразумевает работу с большими текстами. Может переносить слова, сохранять фрагменты текста и восстанавливать их, и другие основные функции редактора. Ограничения составляет 10-20 страниц
Button
Стандартная кнопка
Позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. Поместив на форму, по двойному щелчку создается заготовка обработчика события нажатия кнопки OnClick
Продолжение табл. 1
CheckBox
Независимый переключатель (флажок)
Отображает строку текста с маленьким окошком рядом. В окошке можно поставить отметку, которая означает, что выбран этот пункт
RadioButton
Переключатель
Позволяет выбрать только одну опцию из нескольких, объединенных в группу зависимых переключателей. Щелчок по переключателю приводит к автоматическому освобождению ранее выбранного переключателя той же группы
ListBox
Список
Список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и дает возможность проконтролировать текущий выбор. Показывает прокручиваемый список
ComboBox
Поле
со списком
Комбинированный список выбора. Раскрывающийся список. Представляет собой комбинацию списка выбора и текстового редактора
ScrollBar
Полоса
прокрутки
Представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, напоминающую полосы прокрутки
GroupBox
Группа
Группа элементов. Этот компонент используется для группировки нескольких связанных по смыслу компонентов
RadioGroup
Группа
зависимых
переключателей
Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных зависимых переключателей
Panel
Панель
Служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создать эффекты «вдавленности» и «выпуклости».
ActionList
Список
действий
Служит для централизованной реакции программы на действия пользователя, связанные с выбором одного из группы однотипных управляющих элементов, таких как опции меню и т.п.
Таблица 2
Компонент
Описание
Назначение
BitBtn
Кнопка с рисунком
Командная кнопка с надписью и пиктограммой. Имеет несколько предопределенных типов (bkClose, bkOK и др), при выборе которых кнопка принимает соответствующий вид. Нажатие кнопки на модальном окне приводит к закрытию окна с соответствующим модальным результатом
SpeedButton
Кнопка быстрого
Доступа
Используется для быстрого доступа к тем или иным опциям главного меню
MaskEdit
Однострочный редактор с вводом данных по шаблону
Способен фильтровать вводимый текст, например, для правильного ввода даты
StringGrid
Таблица строк
Обладает возможностями для представления текстовой информации в табличном виде
DrawGrid
Таблица
Произвольная таблица. Строки этого компонента могут содержать произвольную информацию, в том числе и рисунки
Image
Графический образ
Этот компонент предназначен для отображения рисунков, в том числе пиктограмм и метафайлов
Shape
Геометрическая фигура
С помощью этого компонента можно вставить в окно правильную геометрическую фигуру - прямоугольник, эллипс и т.п.
Bevel
Фаска
Служит для выделения отдельных частей окна трехмерными рамками или полосами
ScrollBox
Область прокрутки
Панель автоматически вставляет полосы прокрутки, если размещенные в нем компоненты отсекаются его границами
CheckListBox
Список
переключателей
Отличается от стандартного компонента ListBox наличием рядом с каждой опцией независимого переключателя типа CheckBox, облегчающего выбор сразу нескольких опций
Продолжение табл. 2
Splitter
Разделитель
Этот компонент размещается на форме между двумя другими видимыми компонентами и дает возможность пользователю перемещать границу, отделяющую компоненты друг от друга
StaticText
Статический текст
Отличается от стандартного компонента Label наличием собственного Windows -окна, что позволяет обводить текст рамкой или выделять его в виде «вдавленной» части формы
ControlBar
Контейнер для панели
Инструментов
Управляет схемой размещения компонентов ToolBar
Application - Events
События
Приложения
Перехватывает события уровня приложения
Chart
Диаграмма
Этот компонент облегчает создание специальных панелей для графического представления данных
Таблица 3
Компонент
Описание
Назначение
TabControl
Закладка
Каждая закладка представляет собой прямоугольное поле с надписью и/или текстом
PageControl
Блокнот
Набор панелей с закладками, содержащих набор интерфейсных элементов
ImageList
Список
графических образов
Набор рисунков – хранилище для нескольких рисунков одинакового размера
RichEdit
Полнофункциональный тестовый
редактор
Многострочный редактор форматированного текста по правилам Расширенного Текстового Формата (RTF - Rich Text Format)
TrackBar
Бегунок
Используется для управления значениями некоторых величин в программах
ProgressBar
Индикатор хода работ
С помощью этого компонента можно отображать ход исполнения достаточно длительного по времени процесса
UpDown
Счетчик
Его кнопки предназначены для увеличения или уменьшения связанной с компонентом числовой величины
Продолжение табл. 3
HotKey
Редактор
комбинаций
горячих
клавиш
Компонент используется для ввода управляющих клавиш, таких как FI, Alt + A, Ctrl + Shift + l и т.п.
Animate
Просмотр
видеоклипов
Предназначен для отображения последовательно сменяющих друг друга кадров движущихся изображений (видеоклипов). Компонент не может сопровождать видеоклип звуком.
DateTimePicker
Строка
ввода даты
Этот компонент предназначен для ввода или отображения даты или времени
MonthCalendar
Календарь
Этот компонент предназначен для ввода или отображения календаря
Treeview
Дерево
объектов
Представляет собой совокупность связанных в древовидную структуру пиктограмм. Обычно используется для просмотра структуры каталогов и элементов, связанных иерархическими отношениями
ListView
Список
Организует просмотр нескольких пиктограмм и выбор нужной. Этот компонент способен располагать пиктограммы в горизонтальных или вертикальных рядах и показывать их в крупном или мелком масштабе
HeaderControl
Разделитель
Представляет собой горизонтальную или вертикальную полосу, разделенную на ряд смежных секций с надписями. Размеры секций можно менять мышью на этапе работы программы
StatusBar
Строка
состояния
Предназначена для размещения разного рода служебной информации в окнах редактирования
ToolBar
Панель
инструментов
Этот компонент служит контейнером для командных кнопок BitBtn и способен автоматически изменять их размеры и положение при удалении кнопок или при добавлении новых
CoolBar
Панель
инструментов
Используется как контейнер для размещения стандартных интерфейсных компонентов Windows
PageScroller
Прокрутка изображений
Служит для размещения узких инструментальных панелей
В библиотеке визуальных компонентов для всех визуальных компонентов базовым является класс TControl. Он обеспечивает такие основные функциональные атрибуты, как положение и размеры элемента, его заголовок, цвет, а также другие параметры. Класс TControl включает общие свойства, события и методы для визуальных компонентов. Визуальные компоненты можно разделить на две большие группы: оконные и неоконные элементы управления.
Оконный элемент управления представляет собой специализированное окно, предназначенное для конкретной цели. К ним относятся, командные кнопки, поля редактирования и др. Для оконных элементов управления класс TWinControl является базовым.
Оконные элементы управления могут получать фокус ввода, на что указывают одним из двух способов:
1. С помощью курсора редактирования (редактор Edit).
2. С помощью прямоугольника (кнопка Button).
Для неоконных элементов управления базовым является класс TGraphicControl. Неоконные элементы управления не могут получать фокус ввода и быть родителями других интерфейсных элементов. Достоинство неоконных элементов управления по сравнению с оконными – меньшее расходование ресурсов (быстрые кнопки SpeedButton).