Противоречия личностного и профессионального развития
Принято считать, что внутренние противоречия являются отражением объективных противоречий бытия личности и, в зависимости от соотношения возможностей личности и силы противоречий, выступают либо в качестве движущих сил поступательного развития личности и роста ее как профессионала, либо порождают деструктивные профессиональные деформации и возникновение неврозов. В категориальном аппарате акмеологии для исследования такого противоречия развития профессионала используются понятия профессионализма деятельности и профессионализма личности1. Существо противоречия состоит в том, что далеко не всегда осуществление конкретной профессиональной деятельности с высокой и стабильной продуктивностью способствует прогрессивному развитию самого специалиста. То есть речь идет о противоречии между профессиональным и личностным развитием специалиста, которое может, например, проявляться в чрезмерном усердии работника, приводящем к обеднению его личной жизни, с одной стороны, и к росту хронической усталости — с другой. Другим примером рассматриваемого противоречия является ситуация "чрезмерной адаптации" работника к своей должности, которая может происходить в случае, если достаточно успешно работающий специалист остается на одной и той же должности и на том же самом рабочем месте в течении длительного срока (более 5 лет). В такой ситуации работник успешно справляется со своими должностными обязанностями, но как личность и специалист перестает расти, что может приводить к возникновению значительных проблем при должностном росте или переходе на новое место работы. Традиционным способом борьбы с рассмотренной проблемой является постоянная ротация кадров в сочетании с мероприятиями по повышению их квалификации.
Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
В рамках современной концепции менеджмента, ориентирующейся на модель работника как "социального человека" и рассматривающей персонал в качестве ключевого ресурса, что проявляется в постоянном и комплексном развитии персонала, максимальном внимании к индивидуальному своеобразию отдельных работников, особое значение приобретают процедуры согласования, гармонизации развития личностных и профессиональных качеств специалистов, что реализуется путем мониторинга личностно-профессионального развития. Технически процедура мониторинга состоит из последовательного периодического и сопоставимого оценивания актуального уровня личностного и профессионального развития специалистов с помощью методических подходов, изложенных выше. Особое значение имеют два обстоятельства. Во первых, такой мониторинг должен давать интегральную оценку личности профессионала как целостной системы, что позволит не упустить из виду важные особенности его развития. Во-вторых, для оценки собственно развития, динамики изменения личностных и профессиональных качеств, необходимо наличие сопоставимости между периодически повторяющимися замерами. Понятно, что осуществление такой процедуры в рамках как отдельной организации, так и, например, всей государственной службы, требует значительных дополнительных ресурсов, что не всегда можно обеспечить на практике. Поэтому мониторинг начинает внедряться лишь как локальная процедура. Резюме Использование методов качественной оценки или количественного измерения личностного и профессионального развития определяется по меньшей мере двумя обстоятельствами: уровнем теоретических знаний и методической проработки соответствующих измерительных процедур (определяющих методико-познавательный аспект), а так же стоимостью проведения оценочных процедур (экономический аспект). Тем не менее основная тенденция развития инструментария для проведения оценки состоит в постепенном переходе к методам количественной оценки. Кроме того выделяются еще две тенденции, позволяющие получать все более достоверную информацию об объекте оценки. Первая из них состоит в использовании не отдельных изолированных процедур, а специальных их комплексов, обычно включающих как качественную оценку, так и количественные измерения различных моментов профессионального и личностного развития. Вторая тенденция связана со стремлением получить в ходе оценки не просто "моментальный снимок" состояния объекта оценки, а понять его генезис, для чего используется последовательный и сопоставимый набор достоверных сведений о нем, получаемый в ходе специальной процедуры мониторинга личностно-профессионального развития специалиста. В основе выделенных тенденций лежит то обстоятельство, что жесткие и во многом противоречивые требования производства и управления к развитию личности профессионала в современном обществе делают актуальными специальные действия, направленные на гармонизацию развития ее различных сторон и оптимизацию реализации в профессиональной деятельности и личной жизни возможностей каждого человека. Однако в настоящее время широкое практическое использование таких процедур ограничивается их значительной сложностью, трудоемкостью и высокой стоимостью.
Контрольные вопросы и задания 1. Чем качественная оценка отличается от количественного измерения? 2. Можно ли разработать полноценную шкалу Терстоуна для оценки латентного качества на основе мнений трех экспертов? 3. Как Вы думаете, какие методы оценки лучше всего позволяют понять динамику развития личности профессионала и почему? 4. В каком виде противоречия между личностным и профессиональным развитием проявлялись в Вашей жизни? 5. Чем мониторинг личностно-профессионального развития специалиста отличается от его аттестации? 6. Разработайте шкалу Терстоуна для оценки уровня профессионализма специалиста Вашего уровня в Вашей организации.
7. На основе собственного жизненного пути рассмотрите динамику профессионального и личностного развития в их взаимосвязи и противоречиях. 8. Для проведения деловой игры разработайте набор (не менее трех) проблемных ситуаций для своей должности. 9. Подберите методики для проведения мониторинга личностно-профессионального развития специалиста своего профиля и уровня и обоснуйте его. Список литературы Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. М., 2001. Марков В.Н. Особенности социальной мобильности как фактор управленческой успешности. // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М., 2001. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. © Марков В.Н., 2002
Глава X
Основные виды акмеологических технологий совершенствования личностного и профессионального развития человека
Обучающие технологии
План 1. Акмеологические технологии в процессе обучения. 2. Этапность и уровни обучения. 3. Информационные технологии в обучении. 4. Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы. 5. Системы интенсивного автоматизированного обучения. 6. Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий. Ключевые слова: обучение, обучающие технологии интенсивное обучение, обучающие системы, дистанционное обучение, автоматизированные системы интенсивного обучения, интенсификация учебного процесса. — обучение — процесс приобретения новых знаний, умений, навыков; — обучающие технологии — система действий с носителями информации, основанная на единой концепции и обеспечивающая достижение цели обучения; — обучающие системы — совокупность технических средств и носителей информации, обеспечивающих функционирование обучающих технологий; — дистанционное обучение — система обучения, использующая опосредованную передачу информацию от преподавателя к обучаемому;
— автоматизированные системы интенсивного обучения — обучающие системы, использующие обучающие технологии, основанные на концепции интенсификации процесса обучения; — интенсификация процесса обучения — система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. В акмеологической практике для обучения целесообразно использовать современные информационные и акмеологические технологии. Они должны опираться на опыт исследований в области психологии, психофизиологии, кибернетики, педагогики и других наук о человеке. Реальное использование современных средств информатизации требует комплексного системного подхода с учетом специфики самой науки. Ведь сегодня в связи с научно-техническим прогрессом в понятии "профессионализм" появились новые виды творческой деятельности: использование резервных возможностей личности, владение информационными технологиями, комплексное использование научных разработок на стыке разных наук. Все это ставит практические задачи освоения профессионалами современных технологий обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|