Строение головы и лица. Строение частей лица
Строение головы и лица
Изучая форму головы, мы различаем костные выступы. Наиболее выраженных насчитывается двадцать. Из них тринадцать на черепной коробке и семь на лицевой части. Основные из них: два надбровных (левый и правый), два лобных, два височных, носовой, венечный, подбородочный, два скуловых, два нижнечелюстных и затылочный. Различают четыре основных типа лица (рис. 7. 2, а): 1) прямоугольное: височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной вертикальной линии; 2) ромбовидное: вертикальная линия касается только скуловых выступов; 3) трапециевидное, меньшей стороной вниз: вертикальная линия касается только височно-теменных выступов; 4) трапециевидное, большей стороной вниз: вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов. В каждом случае могут быть варианты, приближенные к основным типам, определить их довольно сложно из-за прически. В профиль формы головы различаются по лицевому углу. Если провести две линии, одну – между центральными выступами надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а вторую – от этой точки к мочке уха, образуется угол, который и называют лицевым. Их насчитывается три (рис. 7. 2, б): 1) прямой, при этом первая линия вертикальна; 2) острый, при этом первая линия наклонена верхним концом в сторону лба; 3) тупой, при этом первая линия наклонена нижним концом в сторону подбородка.
Рис. 7. 2. Форма головы (а ) и лицевой угол (б )
При создании портрета следует учитывать возрастные особенности, а также принадлежность портретируемого к мужскому или женскому полу. Например, голова 8–10-летнего ребенка отличается крупной черепной коробкой, малоразвитой лицевой частью.
Рис. 7. 3. Основные формы головы и анатомические точки их построения
Мало заметны скулы и надбровные дуги. Нижняя часть лица – щеки и подбородок – округлена. Формы обобщены без резких границ. У подростка в 14–16 лет соотношение между черепной коробкой и лицом изменяется. Обозначаются костные выступы, заметно вырастает череп. Утончается подкожный жир. Проявляются группы жевательных и височных мышц. У юноши в 18–20 лет рост черепных костей обычно прекращается. Изменение внешней формы лица происходит за счет формирования мышц лица, и это значительно отличает юношу от предыдущего возрастного этапа. Формируется носогубная складка. Увеличивается густота волос. У молодого человека форма головы приобретает четкость. Хорошо видны костные выступы и группы мышц. Голове взрослого человека (30–35 лет) свойственно утолщение подкожно-жирового слоя. Это приводит к укрупнению всех форм лица. На голове пожилого заметно увеличены мягкие покровы, отчего на лице имеются морщины и глубокие складки. Выделяются костные выступы и мышечные группы, опускается верхнее веко, волосы редеют. На лице старого человека атрофированы мышечные ткани: кожа отвисает и образуется множество складок и морщин. Отчетливо обозначены костные выступы, заметны места прикрепления мышц, видны вены и артерии. Нос обостряется, хорошо просматриваются очертания черепа. В совсем преклонном возрасте кожа лица иссушается, покрывается сплошными морщинами. Сточившиеся или выпавшие зубы сближают подбородок с носом. Опускаются веки глаз и нижняя губа, в лице отражается полная немощь. Характер возрастных изменений в зависимости от конкретного строения лица может быть выражен более или менее ярко. На это скульптор должен обратить особое внимание.
Строение частей лица
При построении портрета скульпторы разделяют голову с лицевой стороны по вертикали на четыре части, каждая из которых в среднем равна длине носа: от подбородка до носа, нос, от переносицы до линии начала волос и от начала волос до темени, то есть высшей точки головы. Длина глазной щели, образуемой веками, расстояние между глазами, ширина носа по ноздрям, как правило, равны между собой. Они соответствуют половине длины носа. Длина рта на одну треть больше длины глазной щели. Рассмотрим основные части лица и их особенности.
Нос Формы и размеры носа у разных людей разнообразны и зависят от костной основы черепа, хрящевого продолжения и мышечных подкожных слоев этой области. Сокращение последних отражает то или иное психологическое состояние человека, на что следует обратить внимание при передаче настроения портретируемого. Посмотрите на различные конфигурации носа (рис. 7. 4). Носы подразделяют на четыре основных типа: прямой, горбатый (орлиный), мягкий курносый и вздернутый, который с возрастом меняет свою форму. У ребенка нос небольшой. В старости костная и хрящевые части выступают заметнее.
Рис. 7. 4. Формы носа
Рот Его составляют (рис. 7. 5) две кожные складки, формирующие губы, у основания которых расположена круглая мышца рта. Верхняя губа заметно отличается от нижней формой. У разных людей она различна. Выделяют четыре типа губ: тонкие, толстые, средние и вздутые. В середине верхней губы имеется бугорок, называемый хоботком. С двух сторон к нему примыкают также небольшие выпуклости. К углам рта верхняя губа становится площе и заворачивается внутрь. В центре нижней губы расположена небольшая выемка, по бокам ее – выпуклости, которые оканчиваются почти в углах рта. Губы окаймлены невысоким ободком, который является и границей их окраски. В зависимости от настроения человека губы меняют форму. Мы видим внутреннее состояние человека, его чувства. Художник должен уловить эти тонкие изменения и, если необходимо, отразить в портрете. Такой портрет больше расскажет внимательному зрителю и передаст правду характера портретируемого.
Рис. 7. 5. Строение рта. 1 — носогубная борозда; 2 — «фильтр»; 3 — бугорок верхней губы; 4 — угол рта; 5 — подбородочногубная борозда
Глаза При первом рассмотрении мы видим основные внешние детали глаза. К ним относятся глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, «слезное озеро», бровь (рис. 7. 6). Сверху и снизу глаз обрамлен верхним и нижним веками. Между ними образуется пространство, называемое глазной щелью. При открытом глазе она миндалевидной формы, при закрытом имеет формы выпуклой книзу дуги. Верхнее веко больше и подвижнее нижнего. Боковой край века острый, внутренний закругленный, он образует «слезное озеро». Художнику необходимо помнить, что глазное яблоко может двигаться независимо от век, которые, в свою очередь, смыкаются и раскрываются также независимо от зрачков. Работающему над портретом необходимо внимательно изучить устройство глаза, его изменения при взгляде в сторону, вниз, вверх.
Рис. 7. 6. Внешнее строение глаза: 1 — наружный угол; 2 — радужная оболочка; 3 — зрачок; 4 — белковая оболочка; 5 — внутренний угол; 6 – бровь, 7 — складка, покрывающая верхнее веко; 8 — верхнее веко; 9 — нижнее веко
Способы изображения глаза в скульптуре могут быть различны. Иногда на глазном яблоке зрачок не обозначают (как в античных бюстах). Радужную оболочку формируют выпукло или вогнуто с небольшим или значительным углублением. От глубины зависит теневая точка. Чтобы глаз был более живой, создают световой блик, оставляя кусочек материала с какой-либо стороны углубления зрачка. Он должен контрастно выделяться на фоне более темных радужной оболочки и зрачка, создавая на расстоянии эффект блеска глаз, отражение падающего света. Говорят, глаза – зеркало души. Посмотрев в лицо, мы в первую очередь смотрим в глаза, которые нам о многом говорят. Зрителя в портретах также сначала привлекают глаза. В них он ищет ответы на вопросы, пытается понять, какая душа отражена, что хотел сказать произведением художник, как он относится к тому, кого воссоздал в скульптуре.
Уши Это хрящевые пластинки сложной формы, покрытые кожной складкой, которые располагаются позади щек по бокам лицевой части головы. По своему устройству ухо, как слуховой аппарат, сложно, но нас больше интересует внешнее строение и разнообразие. Мы видим и отражаем пластически внешнюю надстройку – ушную раковину (рис. 7. 7). На ней различают завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, полость ушной раковины. В верхней части завитка небольшое утолщение – бугорок. Внутри козелка раковина переходит в отверстие внутреннего слухового прохода. Нижняя часть ушной раковины не заполнена хрящом. Здесь расположена мочка. Она может быть отделенной или приросшей к щеке. Уши по форме очень разнообразны. У каждого человека они имеют свои характерные особенности. При всем различии их подразделяют на большие и малые, длинные и короткие, узкие и широкие, приплюснутые и выступающие. Уши, как правило, неподвижны, но нередко обращают на себя внимание, если не скрыты прической. Придают неповторимую форму построению головы и характерность лицу. Учитывайте это и не забывайте передавать в портрете.
Рис. 7. 7. Внешнее строение уха: 1 — полость ушной раковины; 2 — противозавиток; 3 — завиток; 4 — бугорок; 5 — козелок; 6 — противокозелок; 7 — мочка
Брови, усы и борода У каждого человека они индивидуальны, но основные законы построения схожи, что необходимо учитывать в создании портрета. Бровь – продолговатый участок волос, располагающийся над глазницей поверх надбровных бугров черепа. Брови разнообразны по форме: короткие, длинные, узкие, широкие, редкие, густые, прямые, дугообразные. Состоят из трех частей: головки, тела и хвоста, которые воспроизводят общей массой. У мужчин чаще густые, у женщин – тонкие. Придают лицу выразительность, особенно глазам. Очень подвижны как вместе, так и по отдельности. Усы также с каждой стороны состоят из трех масс: под ноздрями, между ноздрями и углами рта, над углами рта и дальше. Изображать их следует без заметного разделения масс. Борода. Состоит из девяти масс: по одной от ушей, по одной от щек и начала подбородка, две массы на уровне подбородка, одна меньшего размера над ними (под центром нижней губы) и последние две массы под нижней челюстью. Такой разбор строения лица далеко не полон, но дает начинающему художнику первоначальный ориентир при создании портретных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|