Министерство юстиции РФ. Понятие, структура и функции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).[8] Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере: - исполнения уголовных наказаний; - регистрации некоммерческих организаций (включая отделения международных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации); - адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния; - обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; - оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России. Основные задачи и функции Минюста России: - разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции); - нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции); - обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; - обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ; - организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
- осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности: - координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; - юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам; - обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ; - государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; - ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; - представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
- государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ; участие в подготовке Свода законов РФ; - участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации; - обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств. Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г.[9] оно обязано: - давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства; - представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу. Функция обеспечения юридической помощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения (см. ст. 48 Конституции РФ). В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре[10] на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью. Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции): - наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий; - контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
- организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности; - удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; - утверждать формы нотариальных документов. В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы. Организационную структуру Минюста РФ составляют - Руководство; - Структурные подразделения (департаменты); - Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации; - Федеральные службы (ФССП, ФСИН); - Территориальные органы (главные управления, управления или отделы в субъектах РФ); - Учреждения (Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, Судебно-экспертные учреждения, Государственные юридические бюро). Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России. Вместе с тем, сфера их деятельности ограничена территорией соответствующего субъекта Российской Федерации, а также теми вопросами, которые они уполномочены решать. Органы управления юстицией субъектов федерации осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юридическим лицам; разрабатывают предложения по вопросам организации районных (городских) судов: их местонахождении, структуре, штатах, кадровом и материально-техническом обеспечении и др. Органы управления юстицией субъектов федерации сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, согласовывают дислокацию юридических консультаций; участвуют в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации; организуют работу государственных нотариальных контор, проверяют их деятельность. Библиографический список
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|