Анализ лирического стихотворения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Это стихотворение до недавнего времени хранилось в архивах Госбезопасности и впервые было напечатано в 1963году на Западе, а у нас – только в 1987-м. И это не удивительно. Ведь каким должен быть смелым поэт, решившийся на такой дерзкий поступок. Многие критики расценивали его антисталинские стихотворения как вызов советской власти, оценивая его смелость, граничащую с сумасшествием, но, я думаю, такое мнение шло от желания видеть поэта с его сложной метафорикой, и как бы не от мира сего. Но Мандельштам был в здравом уме, просто с совершенно искренними чувствами он рисует атмосферу всеобщего страха, сковавшего страну в тот период времени. Это доказывают первые две строки этого стихотворения. Поэт вовсе не был политиком и никогда не был антисоветчиком, антикоммунистом. Просто Мандельштам оказался инстинктивно прозорливее и мудрее многих, увидев жестокую, разрушавшую судьбы миллионов людей политику кремлёвских властителей. Это просто своеобразное сатирическое обличение зла. Строка “Его толстые пальцы, как черви, жирны” выразительна, но, возможно, чересчур прямолинейна. А дальше? “И слова, как пудовые гири, верны, тараканьи смеются глазища и сияют его голенища. В этих строках Мандельштам даёт полное описание “кремлёвского горца”. И как к месту следующая деталь – “сияющие голенища” – непременный атрибут сталинского костюма. И вот, пожалуйста – внешний портрет готов. Психологический портрет в следующих восьми строчках: двумя строками сначала идёт оценка “тонкошеих вождей” – нукеров, окрещённых “полулюдьми”. Трудно придумать более великолепную характеристику для этих, чьи нравственные качества оказались ниже человеческих пределов, людей. Сталин расстреливал их братьев, сажал в тюрьмы жён, и не нашлось ни одного, кто бы восстал и отомстил за себя и за страну.
Строчка “Что ни казнь у него – то малина”, на мой взгляд, весьма выразительна: здесь и сладострастие от упоения властью, и утоления кровожадности. А строчка “…и широкая грудь осетина” – прямой намёк на происхождение Сталина. А именно на легенду, говорившую об его осетинских корнях. Сталин к тому же вообще намекал, что он чуть ли не русский. Мандельштам с сарказмом говорит о непонятной национальности советского правителя.
Кроссворд по жизни и творчеству Николая Гумилева и Осипа Мандельштама
Вопросы к кроссворду: По вертикали: 1. Настоящая фамилия первой жены Гумилева. 2. Название сборника стихов Гумилева, вышедшего в 1910г. 3. Название течения в литературе, основоположниками которого были Гумилев и Мандельштам. 5. Первый сборник стихов Мандельштама. 6. Город, где родился Гумилев. 7. Имя сына Гумилева. 9. Дочь Гумилева. 10. Имя второй жены Гумилева. 11. Город, где родился Мандельштам. 12. Какой город Мандельштам считал «родимым до слез»? 14. Поэт, пошедший на фронт добровольцем. 15. Писатель, оскорбивший жену Мандельштама. 17. Кому Мандельштам посвятил стихотворения во втором своем сборнике «Tristia»? По горизонтали: 4. Кто вместе с Гумилевым руководил «Цехом поэтов»? 8. Имя жены Мандельштама. 13. Как назывался журнал, который Гумилев издавал в Париже? 16. Кому принадлежат слова «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моей жены»? 18. Слово, часто фигурирующее в стихах Мандельштама.
Ответы на кроссворд: По вертикали: 1. Горенко 2. «Жемчуга» 3. Акмеизм 5. «Камень» 6. Кронштадт 7. Лев 9. Елена 10. Энгельгардт 11. Варшава 12. Петербург 14. Гумилев 15. Бородин 17. Цветаева. По горизонтали: 4. Городецкий
8. Надежда 13. «Сириус» 16. Мандельштам. 18. Народ
Вывод: Эпоха, век ждали от Осипа Мандельштама большего, чем он сделал, - он знал об этом, знал и мучался этим. Он не сумел быстро расстаться со всеми «родимыми пятнами» прошлого. Но все, что было им написано, все было создано честно, убежденно, искренне, талантливо. Все было написано умным, трепетным, ищущим мастером. Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.
Список использованной литературы 1. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм / Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990- 301с. 2. Келдыш В. На рубеже эпох // Вопросы литературы – 2001- №2 – С.15- 28 3. Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. - СПб: "Наука", 1994- 55с.. 4. Павловский А.И. Николай Гумилев / Вопросы литературы – 1996- №10- C.30-39 5. Фрилендер Г. Н. С. Гумилев — критик и теоретик поэзии.: М.: Просвещение, 1999-351с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|