Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхование по безработице в США




Страхование по безработице по закону 1935 г. осуществляется по федерально-штатному принципу. В федеральном законе сформулированы наиболее общие положения, а круг получателей, размеры пособий и сроки их выплат определяются законами штатов.

Каждый штат устанавливает свои нормативы финансирования страхования по безработице. Выплачиваемая предпринимателем сумма исчисляется в виде процента от суммы заработной платы, с которой платится налог (это база налогообложения). В настоящее время налог выплачивается с первых 7 тыс. долл. годовой заработной платы.

В конце 90-х годов таким страхованием было охвачено 93% рабочих мест. Пособие в соответствии с программой компенсации по безработице предоставляется при условии, что претендент является безработным; до потери работы он должен был трудиться в отрасли, на которую распространяется программа страхования на случай безработицы; претендент должен отвечать всем требованиям, выдвигаемым программой. В конце 90-х годов средняя продолжительность выплат возросла до 16 недель, а средние еженедельные размеры достигли 200 долл. Максимальный период выплаты пособий – 26 недель. Размер выплачиваемых пособий значительно различается по штатам. Средненедельные колеблются от 146 долл. (Миссисипи) до 260 долл. (Нью-Джерси, Массачусетс, Миннесота, Мичиган).

Введена система поэтапного продления выплаты пособий в зависимости от участия в программах переподготовки. Застрахованные безработные получают единовременное пособие, которое могло бы стать стартовым источником для открытия собственного дела. Одновременно такая программа должна обеспечивать соответствующую подготовку и консультационную помощь каждому участнику.

В 1993 г. здесь был введен закон, согласно которому каждый штат обязывался разработать и реализовать собственную систему профилирования и услуг по найму (СПУН). Эта система, ориентирующаяся, прежде всего на длительно безработных, действует в стране с 1996 г. В 90-е годы произошел перенос акцента с организации общественных работ на обучение (перепрофилирование) безработных.

Шведская модель политики занятости

Политика "полной занятости" была провозглашена и стала осуществляться в Швеции в начале 60-х годов. Резкий рост безработицы в начале 90-х годов (по данным на конец 1993 г., она составляла в Швеции 7,3% экономически активного населения, но к 1999 г. снизилась до 5,5%) не привел к каким-либо кардинальным изменениям в осуществлении активной политики занятости.

Для этой модели характерна значительная роль профсоюзов. В их распоряжении кассы страхования от безработицы (около 500 млрд. шведских крон или приблизительно 100 млрд. долл.). Вместе с уплатой профвзносов все работники в обязательном порядке делают взносы и в эти кассы. Из них профсоюзы выплачивают пособия по безработице, размеры которых составляют существенную долю прежних зарплат.

Отличительной особенностью активной политики является ее опережающий характер. Политика "полной занятости" предусматривает создание системы профессиональной подготовки, призванной не только переучивать трудящихся в соответствии с требованиями рынка, но и учитывать его перспективные потребности; введение досрочного выхода на пенсию; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска; централизованное содействие движению рабочей силы в отраслевом и территориальном аспектах и др. Наряду с общенациональными программами переобучения все активнее составляются и реализуются муниципальные.

Особо хотелось бы отметить возрастающее значение переподготовки работников в рамках "непрерывного образования", или "образования в течение всей жизни", нацеленного на увеличение производительности труда за счет повышения уровня знаний работников, квалификации, а не интенсификации их труда. В частности, законодательно закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска.

В последние годы в Швеции снизился интерес к общественным работам как методу борьбы с безработицей. Важное значение для расширения занятости имеет "солидарная политика в области рабочего времени", включающая сокращение рабочей недели с нынешних 35 до 30 ч (средняя фактическая продолжительность рабочей недели в Швеции - 37 ч); сравнимость рабочего времени различных категорий трудящихся при определении их заработков; приоритетное сокращение рабочего времени для тех категорий трудящихся, которым оно в первую очередь необходимо в силу характера их труда или семейного положения; максимальная свобода в формировании трудового графика в течение рабочего дня и недели; возможность накопления проработанного времени при уходе в отпуск, который должен предоставляться в срок, удобный для работника; право взять краткосрочный отгул без указания причин и т.п.

Нерешенным остается вопрос об обеспечении адекватной социальной защиты трудящихся, занятых неполный рабочий день или неполную неделю, а также охваченных "нетипичными" формами занятости или работающих по краткосрочным трудовым контрактам.

Вопросы для повторения

1. Покажите, каковы причины неизбежности безработицы в рыночной экономике?

2. Почему в современных условиях естественный уровень безработицы растет?

3. Как должна меняться политика занятости в зависимости от типа безработицы?

4. Как Вы считаете, каковы направления по совершенствованию политики занятости в России?

5. Какое влияние политика занятости российского государства оказала на характер российской безработицы?

6. Можно ли назвать российский рынок труда гибким?

 

Рекомендуемая литература

Более подробный анализ содержания безработицы и ее причин изложен в учебниках: Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.- С 521-560, Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. М.: Дело, 1999. - 598 - 609. Эренберг Р. Дж, Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.Изд-во МГУ, 1996. - 619 - 648.

Особенности безработицы в транзитивных экономиках подробно и доступно, на основе большого количества эмпирического материала рассмотрены в работах: Безработица, Структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. - М.: ИНФРА - М., 1995., Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. [ Электронный ресурс]. М 1998. - Режим доступа: http: // www.libertarium.ru/ libertarium/kapelushnikov.

Более детальный анализ содержания политики занятости и особенности ее осуществления в российской экономике содержится в следующих публикациях: Безработица, Структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. - М.: ИНФРА - М., 1995., Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. [ Электронный ресурс]. М.,1998. - Режим доступа:http://www.libertarium.ru/ libertarium/kapelushnikov. Политика противодействия безработице /Ф. Т. Прокопов, Т. М. Малеева; Бюро экономического анализа. - М.: РОССПЭН, 1999, Т.Четверина Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта //Вопросы экономики. - 2002. - №11.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...