Построение графика перемещений
Ведомого звена.
Обычно механизм создается с целью получения определенного движения выходного звена и преодоления им сил полезного сопротивления. Поэтому будем строить различные графики, связанные с характеристиками выходного звена – ползуна (точки F). График перемещений S точки F (рис. 10) строим по найденным 12-ти положениям механизма в функции положений кривошипа, или его угла поворота φ, или времени t. Рис. 10. График перемещений ползуна и изменения силы полезного сопротивления
Ползун F совершает возвратно-поступательное движение, которое начинается (нами принято) в точке F0, соответствующей начальному положению кривошипа, и заканчивающееся за цикл движения (полный оборот кривошипа) в этой же точке. Ординаты на графике перемещений равны
где F0Fi – отрезок на траектории точки F в мм; μl – масштаб длин, в котором построена схема механизма; μS – выбранный нами масштаб графика перемещений (можно выбрать μS = μl, тогда соответствующие ординаты на графике будут равны отрезкам на чертеже, но, как правило, график тогда получается мелким по высоте). Обычно μS выбирают в 1.5…2 раза меньше, чем μl. Тогда, например, при Теперь вычислим масштабы угла поворота
На графике один период движения соответствует расстоянию Z в мм и масштабы угла поворота и времени соответственно равны
7. Построение планов скоростей. Построение планов скоростей так же, как и построение положений механизма, начинают с ведущего звена и далее переходят к структурным группам порядке их присоединения к ведущему звену в соответствии с формулой строения механизма. Построение плана скоростей механизма, например, для его третьего положения будем выполнять в следующем порядке.
1. Угловая скорость ведущего звена кривошипа
2. Окружная скорость точки В*) Напомним, что линейная скорость точки направлена по касательной к траектории этой точки. Поэтому, скорость точки В направлена по касательной к окружности радиуса АВ, т.е. перпендикулярно кривошипу в рассматриваемом положении. Для построения плана скоростей (рис. 11) выбираем масштаб скорости как отношение модуля скорости точки В к отрезку на плане скоростей
Точка p на плане скоростей является полюсом плана скоростей, в котором скорость равна нулю. 3. Определение скорости точки С. Точка С является внутренней кинематической парой первой присоединенной структурной группы, внешние кинематические пары которой полностью определены. Поэтому скорость точки С как вектор находим из решения системы двух векторных уравнений движения точки С относительно внешних кинематических пар В и D:
Здесь количество черточек под скоростью показывает число известных характеристик скорости. Так скорости точек B и D полностью известны (величина и направление): скорость точки В нашли в предыдущем пункте, а скорость точки D равна нулю, как связанной со стойкой. Относительные скорости точки С относительно точки В vcb и точки С относительно точки D vcd известны только по направлению, перпендикулярно соответственно звеньям СВ и CD. Решаем эту систему графически. Выбираем положение полюса плана скоростей р (рис. 11) и из него перпендикулярно звену АВ в его третьем положении в сторону угловой скорости ω1 проводим вектор длиной (рb), соответствующий скорости точки В.
Рис.11 План скоростей механизма.
Далее в соответствии с первым уравнением системы (6.1) через точку b на плане скоростей проводим линию перпендикулярную звену CВ на схеме механизма, что соответствует направлению скорости точки С относительно точки B. Скорость точки D равна нулю и на плане скоростей она совпадает с полюсом. Поэтому через полюс (точку d) в соответствии со вторым уравнением системы (6.1) проводим линию перпендикулярную звену СD, что соответствует направлению относительной скорости точки С относительно точки D. Точка пересечения направлений относительных скоростей дает положение точки С, а вектор (p с) – скорость точки С – решение системы векторных уравнений (6.1). Численное значение скоростей равно
*) На схеме механизма кинематические пары и особые точки обозначают прописными (большими) буквами, а скорость и ускорение этих точек имеют индексы в виде строчных (малых) буквах **) Отрезок, отмеряемый с плана скорости или ускорения, будем изображать в круглых скобках.
Теперь, зная скорости точек, можно найти угловые скорости звеньев. Угловая скорость первого звена задана. Угловая скорость второго звена (ВС) равна Угловая скорость третьего звена (СD) Скорость любой точки звена СD равна произведению угловой скорости Теперь можем перейти к следующей структурной группе, состоящей из звеньев 4 (EF) и 5 (ползун). Здесь достаточно одного векторного уравнения (6.2) движения точки F относительно точки Е, т.к. известно направление движения связанной с ползуном вращательной пары F: параллельно направляющей, т.е. вертикально. Скорость точки Е уже найдена, а скорость точки F относительно точки E известна по направлению: перпендикулярно FE.
Строим это уравнение (рис. 11). Через полюс p, т.к. направляющая ползуна неподвижна, проводим вертикальную линию, а через точку е направление относительной скорости точки F относительно Е перпендикулярно FE. Пересечение этой линии с вертикалью дает решение уравнения (6.2): положение точки f и ее скорость вектор (p f), численно равный
Скорость точки F относительно точки Е направлена вправо, т. к. отрезок (p f) равен сумме отрезков (p е) и (еf). Поэтому угловая скорость четвертого звена направлена против часовой стрелки. Т.е., вектор (ef) с плана скоростей прикладываем к точке F на схеме механизма (рис. 9) и смотрим, что относительно точки Е он стремится повернуть звено EF против часовой стрелки. Значение угловой скорости звена ЕF равно
Построение плана скоростей завершено. Аналогично строятся планы скоростей для остальных 11 положений механизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|