Коэффициент полезного действия (КПД)
Известно, что коэффициент полезного действия характерц. зует сЬвершенство машЙнной техники в части экономного рас. хбДования энергйи при вьгаолненйи полёзной работы — Ап. При раШте любь!х технических изделий есть непроизводи. тельные потери Энергии. Абсолютная величина потерь равнг работе сил вредных сопротивлений: трения внутри сложногс изделйя, сопротивления окружающей среды, потерь энергии I гидравлических и пневматичесикх системах и т.д. Коэффицйент Потерь ф характеризует относительную вели-чину бесполезных потерь энергаи (работы) в иэделии. Для уста-новившегося дбижения в определенный промежуток временк работы издёлия имеем: где Ав и Нв — теряемые работа или мощность от действия вредных сш сопротивления; Ад и Кд — подводимая энергил, работа или мощность движущих сил Коэффициент полезного действия г\ есть относительная ве-личина (доля) подводймой энергии, которая используется в из-делии по его прямому назначению, т.е. Л=1-ф. Иначе говоря, КПД есть относительная характеристика эф-фективностй иепользования энергии или удельной работы (мощ-ности) движущих изделие сил (Ад) для непосредственного функ-ционального действия — полезной работы (Ап), т.е. Итак, коэффициентом полезного действия, например, ма-шины, принято называть отношение работы сил полезного со-противления к работе движущих сил. Из равенства (7.1) непосредственно видно, что: 1. Для идеальной машины, т.е. при Ав=0, Т1=1; 2. Для реальной машины, когда Ав>0, т)<1. Ьввидно, что крэффициент иолерного д&^етгвия иди коэф* Ешгг полезной работы г\, оставаясь всегда правильной дробью, юиже к единице, чем совершецнее данная машина. рэффшщент цолезного действия слодшого машинного агрегата, рпдего из последовательно соединенных мащин, отдельных пзмов и устройств, равен произведению коэффициентов по-Цго действия его частей. В этом необходимо убедиться хотя рэретически. Если сложная (составная) мащина или машин-нкрмплекс и т.п. состоит из п частей, работающих так, что рия, подводимая к одной части, последовательно передается мм, то завершающую работу осущ^ствляет последняя часть «? сложного агрегата.
Н^сть КПД отделъных частей сложной машины есть Т1,, л,, т),, в^ то обозначив через А^, А^, Ау..., Ап, работы, передава-Ц этими частями машины, получим: рйккак^.-Хд.тоть,.^. I. р[еремножая левые и правые части этих равенств, получаем: '<— полный (или общий) КПД сложной машины. к, полный (общий) КПД машины с последовательным соеди- ием ее частей равен произведению КПД отдельных ее частей и па меньше единицы. Жоэффициент полезного действия простых машин, как пра- р>? больше КПД сложных. Это обусловлено тем, что простота шйства уменьшает силы вредных сопротивлений. № машин, выполняющих механическую работу, КПД увели- рется с увеличением размеров и действующих сил. Это объяс- Цся тем, что линейные размеры частей машины возрастатот, юще говоря, пропорционально не Ру, а ^Р^ (или даже ^Рд), Шд — действующее на деталь усилие. Следовательно, размеры рины возрастают медленнее увеличения ее мощности. Работа рил трения (Ав), предопределяющая величину механического 1 '. 169 КДЦ, возрастает прбпорционально пути, т.е. пропорционально первым степеням линейных размеров частей машины, и тоже уве, личивается меньше, чем усйлия. Работа вредных сил Ав трения относиТельно меньше в больших машинах, чем в малых. Другие потери — в зазорах, на охлаждение и т.п., тоже, как правило меньше в больших машинах. Итак, КПД машины с последовательно соединенными час-тями, тем больше, чем машина проще в исполнении и более нагружена полезным сопротивлением, т.е. чем она мощнее.
С другой стороны, прлный (общий) КПД нескольких парал-лельно соединенных передач, механизмов,или машин, состав-ляющих сложную машину, таков: где т|,, т|2>..., т|л — КПД отдельных уэлов, частей сложной шшины; Ад, Ад, •-, Ад — работы движущих сил каждой из параллельно 1 2 " работающих частей машины; Полный (илй общий) КПД машины со смешанным соеди-нением ее частей определяется путем совместного использова-ния формул (7.2) и (7.3), относящихся к последовательному и параллельному соединению частей машины. Известно, что механическая работа исчисляется произведе-нием силы на путь. Поэтому одна и та же работа может быть осуществлена различными способами. При определении значе-ний произведения силы на путь каждому из этих двух сомно-жителей можно придать любое значение при соответствующем подборе численного значения другбго сомножителя. Следова-тельно, процесс преобразования работы Ад в работу А^, характе-ризуемый в общем виде энергетическим коэффициентом по-лезного действия г\, не показывает основного принципа этого Е': •разования работы (или энергии). Известно, что преобра- рце Ад в работу Ап у большинства машин механического ивия состоит из двух одновременных процессов: из преоб-рания силы Рд в полезную силу Рп, развиваемую машиной •цсполнительном органе (механизме), и из преобразования Цещения 51, воспринимаемого доашиной от действия движу-Шашину силы Рд, в перемещение / от действия развиваемой щной полезной силы Р^. •рказателем процесса преобразования силы служит отношение •ргвующей силы Рд к силе полезного сопротивления Рп, т. е. ИМпюшение Л, характеризующее силовой динамический эф-{нработы машины, называют коэффициентом преобразования шевидно, что рд<р!р то Л<1. В таком случае машина срав-рьно небольшой движущей силы Рд преодолевает значитель-иЬилу полезного сопротивления Р^. Если К>\, а это значит, г>л^>Р1Г то машина увеличивает путь (расстояние) движения иьшолнении машиной полезной работы. ррактер процесса преобразования перемещений оценива-иношением линейных перемещенйй ^1 движущего машину юнта к перемещению исполнительного (рабочего) органа ма- Ш I, т.е.
НГоэффициент т характеризует кинематический эффект рабо- •цшой машины и называется коэффициентом преобразования •едачи) перемещений, или передаточным числом перемещений рВнх элементов машины. Щ<ргко убедиться, что при 5<1ят<1,а при 5>1 коэффициент К''В первом случае перемещение (или скорость, так как ско-ш> есть перемещение в единицу времени) той части машины, •рторую действует движущая сила, меньше перемещения (или Цости) той ее части, на которой проявляется развиваемая Вйной сила. В данном случае машина является увеличителем рмещений (или скорости). I ' ' 171 Все три описанные выше коэффициента г|, 1с и т комплекс-но характеризуют процесс работы машины путем преобразова-ния энергии, сил и движений. Они связаны между собой прос-тыми соотношениями. Так как АП=РП*.1, а Ад—Г.х5, то рп 1 1 1 1 или т1х/йхА:=1. (7.6) Равенство (7.6) служит для проверки правильности экспери-ментально определяемых коэффициентов, характеризующих уровень полезности исследуемой машины. Принцип действия машины существенно влияет на величи-ну КПД. Например, коэффициент полезного действия выше у электродвигателей по сравнению с тегшовыми двигателями внут-реннего сгорания и т.п. Схема механизма оказывает значительное влияние на КПД. Она должна обеспечивать: а) малое число взаимодействующих деталей — источников потерь на трение; б) полное отключение частей машины, не участвующих в передаче мощности при работе машины; в) отсутствие значительных циркулирующих мощностей, ког-да скорости и усилия в деталях соответствуют большей мощности, чем передается механизмом; г) рациональный закон изменения передаваемой мощности по циклу механизма с неравновесным установившимся движением. Но эти требования не всегда могут быть выполнены. Конструктивное выполнение механизма также влияет на КПД. Для повышения КПД требуется: а) не применять сильно увеличенные против расчетных раз-меры детали;
б) не применять без необходимости механизмы с большим числом пассивных связей; в) использовать вместо пар скользящего трения подшипни-ки качения, а также поступательные и винтовые пары с трением качения; Кобеспечить надежное выключение фрикционных муфт; Вщрименять (особенно для быстроходных передач) систему ш': принудительной смазки. Е|чество изготовления механизмов сильно влияет на их КПД. •кение потерь в механизмах обеспечивается: • повышерием чистоты поверхностей трущихся деталей; Б точностью взаимного расположения сопрягаемых повер-Ж хностей в деталях механизмов; • повышением плоскопараллельности и соосности деталей. •бкатка новой машины на холостом ходу и на регламенти-шно пониженном режиме работы в начальный период эк- •ггации способствует сохранению достигнутого значения Ж в течение более длительного времени. Эта мера заметно шчивает и срок службы машины. I' - • [Жри определении технического уровня промышленных изде-(юлашин, аппаратов, оборудования и т.п.) находят численные Шния потребляемой энергии или энергоносителя, приходя-|ря на единицу полезного эффекта, в натуральных единицах •врений. Следовательно, показатели удельного потребления •итетических ресурсов при работе изделия есть относитель- •гвеличины, получаемые при делении абсолютных значений ИГозатрат на величину главного параметра или полезного эф-ВЮ от эксплуатации дацного изделия. «>1бор главного параметра при оценке качества принципиаль- •ржен. Заглавный параметр могут приниматься единичная •номинальная мощность, производительность, надежность и ийе характеристики. шУделъная энергоемкостъ работы или удельное энергопотреб-не машинотехнического изделия может определяться так: Р^ — номинальная мощность двигателя; Р — расход энергии(удельный) на единицу мощности двигателя 1, (для электродвигателей принимается 6=1); |^л — коэффициент использования двигателей; Ж, — коэффициент пересчета единиц времени; ЕЙэ — эксплуатационная производительность изделия или другой по- 1 лезный эффект. |. '. 173 Вместо главного параметра иногда используют величину по~ лезного эффекта (если ее можно определить). Например, ддя фузового автомобиля полезным эффектом является его пробег в тоннокилометрах за срок службы до капитального ремонта. Для строительных и дорожных машин таким эффектом являет-ся объем выполненной работы, определяемый как произведе-ние часовой производительности на средний ресурс работы д0 первого капитального ремонта. Для электрических машин — это количество выработанной или потребленной электрической энер-гии за определенный срок службы.
Вообще говоря, величина полезного эффекта машины опреде-ляется произведением производительности (мощности) на ресурс ее работы. Показатель полезного эффекта является комплексным, так как он характеризует мощность или производительность и одновременно содержит показатель долговечности. Этот показа-тель может быть принят и в качестве определяющего, т.е. по ко-торому принимают решение оценивать качество машины или ее технический уровень. Если же полезный эффект не может быть определен непос-редственно (в физических единицах), то в качестве удельного показателя экономичности энергопотребления выбирают отно-шение расхода энергии и (или) топлива к величине, косвенно (но определенно и однозначно) характеризующей совершаемую изделием полезную работу. В тех случаях, когда полезный эффект определен или задан, в качестве показателя экономичности энергопотребления мо-жет быть использовано абсолютное значение количества энер-гии или топлива, необходимого для достижения данного полез-ного эффекта — результата.работы изделия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|