Лабораторное занятие №14
Тема: «Задний мозг. IV желудочек мозга». «Средний мозг. Черепные нервы» Цель занятия: 1. Выяснить особенности расположения и строения белого и серого вещества в мосту и их функциональное значение. 2. Изучить строение IV желудочка мозга. 3. Изучить особенности строения серого и белого вещества в мозжечке и выяснить их функциональное значение. 4. Изучить внешнее и внутреннее строение среднего мозга. Выяснить особенности строения 12 пар черепных нервов и области их иннервации. Оборудование: Влажные препараты: мозговой ствол, ромбовидная ямка, основание головного мозга, сагиттальный и фронтальный распилы головного мозга и др.; таблицы рельефные и рисованные по теме, модель «Мозговой ствол», муляж головного мозга (раскрашенный).
ХОД РАБОТЫ 1. Изучить материал по теме: «Мост. IV желудочек» по учебникам и конспекту лекций. Используя таблицы, муляжи, модели, влажные препараты выяснить топографию моста, найти его на модели и муляже. 2. Выяснить расположение серого и белого вещества в мосту. 3. Зарисовать поперечный срез через мост. 4. Изучить строение IV желудочка мозга (крыша IV желудочка, паруса, сосудистое сплетение, отверстия, латеральные карманы, срединная борозда, мозговые полоски). 5. Зарисовать схему расположения ядер V–XII пар черепных нервов в ромбовидной ямке (дно IV желудочка). 6. Изучить материал по теме: «Мозжечок» по учебникам и конспекту лекций. Используя муляжи головного мозга, влажные препараты: мозговой ствол, ромбовидная ямка, основание головного мозга, сагиттальный и фронтальный распилы головного мозга и др. выяснить: 7. Местоположение мозжечка в черепе и относительно других отделов мозга. 8. Внешнее строение мозжечка, найти на влажных препаратах, муляжах, рисунках следующие структуры:
а) левое и правое полушария мозжечка; б) червь мозжечка, клочки и узелки; в) верхние, средние и нижние ножки мозжечка; г) дольки мозжечка: 4-х угольную, верхнюю и нижнюю полулунные, центральную и щели их разделяющие. 9. Рассмотреть в световом микроскопе микропрепарат «Срез мозжечка» и выяснить строение серого и белого вещества: а) 3 слоя клеток коры мозжечка (молекулярный, ганглиозный (клетки Пуркинье), зернистый); б) 4 пары ядер в полушариях мозжечка (ядро Шатра, шаровидное, пробковидное, зубчатое); в) белое вещество, образующее ножки мозжечка. 10. Зарисовать мозжечок с внешней поверхности и на разрезе (см. таблицы кабинета). 11. Прочитать по учебнику «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкого «Средний мозг» (стр. 290-291); М.Р. Сапин «Средний мозг» стр. 427-428). Найти структуры среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга) на моделях, таблицах и влажных препаратах. 12. Зарисовать поперечный срез через средний мозг. Отметить крышу, покрышку, 3. основание и местоположение ядер в них (атл. Х. Фениша, стр. 293 (Б, В); атл. Курепиной (табл. 82); уч. М.Р. Сапина рис. 193). 13. Прочитать по учебнику М.Ф. Иваницкого «Черепные нервы» (стр. 310 –319; М.Р. Сапин стр. 454 – 467; М.М. Курепиной стр. 254 – 258). 14. Найти черепные нервы на моделях, таблицах и влажных препаратах. 15. Нарисовать (отксерокопировать) схему расположения и иннервации 12 пар черепных нервов (см. рис. 27 учеб. Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева Анатомия и спортивная морфология (практикум). М., «ФиС», 1989). 16. Составить таблицу «Черепные нервы».
Читайте также: III этап, 30-е занятие Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|