Тема 1. Сравнительная педагогика и этапы ее развития
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сравнительная педагогика для специальности: 050700.62 Педагогика Профиль: Начальное образование
очная форма обучения Составитель: Демидова Н.В., к.п.н., доцент
г. Череповец 2012 – 13 уч.год.
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (электронный вариант каб 715, 720) Выписка из рабочей программы Содержание разделов дисциплины Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований. Роль М.А.Жюльена (1775-1848) в разработке принципов и методов сравнительно-педагогических исследований. Становление сравнительной педагогики как науки в мире и России. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Связь сравнительной педагогики с другими отраслями научного знания. Методы сравнительно-педагогических исследований: изучение источников, изучение статистических данных, литературных источников, беседа, интервью, наблюдение и др. Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге ХХI века. Исторические, социально-экономические, культурологические и этнопсихологические факторы развития образования в современном мире. НТР и образование. Проблемы экономической эффективности образования в развитых и развивающихся странах. Увеличение социального спроса на образование. Демографические аспекты. Политические факторы развития образования. Мировой кризис образования. Интеграция в сфере образования. Тема 3. Реформы систем образования. Школьные реформы как составная часть социальной политики. Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школьного реформирования. Национальные и международные аспекты реформирования образования. Непрерывное образование: идеал или реальность? Структурная перестройка зарубежных школьных систем. Объединенные школы. Гимназии и лицеи. Частные школы. Развитие высшего образования: социальные аспекты. Трехступенчатая модель высшего образования. Последипломное образование. Наука в западных университетах.
Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования. Исходная концепция построения содержания общего образования. Приоритеты обновления содержания школьного образования в современных условиях. Разработка национальных образовательных стандартов. Проблемы дифференциации обучения. Учебные потоки, отделения, секции. Элективные предметы. Модернизация содержания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблемы религиозного образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации. Модернизация учебного процесса. Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения. Проблема обновления учебно-воспитательного процесса. Пути обновления учебного процесса. Новые модели обучения. Экспериментальные школы. Открытые школы. Альтернативные школы. Новые технические средства обучения и их место в учебном процессе. Тема 6. Школьное воспитание. Актуализация проблем воспитания молодежи. Концепция пожизненного (постоянного) воспитания. Проблема взаимосвязей формального и неформального образования и воспитания. Организация учащихся как канал воспитания и образования. Основные направления воспитательной деятельности школы: нравственное воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др. Тема 7. Учитель в современном обществе и школе. Роль и функции учителя в современном обществе. Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.
Изменение содержания педагогического образования. Основные тенденции изменения системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров. Условия труда современного учителя. Учительство как профессиональная группа. Учебно-методическая карта дисциплины
Лекции
Практические занятия
Модуль 2. Основная учебная литература
1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с. 2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. – М.,2003. 3. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие. – Мн., 2004. 4. Титов, В. А. Педагогика зарубежных стран (сравнительная педагогика): пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва: А-"ПРИОР", 2010. - 158 с. 5. Титов, В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва: Приор-издат, 2003. - 160 с.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине Задания к семинарским занятиям: Тема 1. Сравнительная педагогика и этапы ее развития
Вопросы для обсуждения: 1. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований. 2. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России. 3. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-30-е гг.)
Литература:
1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.– М., 2003. 3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004. 4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособиедля подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва: А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 2. Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии Вопросы для обсуждения: 1. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития. 2. Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики. 3. Методы сравнительно-педагогических исследований.
Литература:
1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.– М., 2003. 3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004. 4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва: А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|