Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ структуры и динамики занятости населения в Республике Беларусь




Особенности занятости и безработицы в Республике Беларусь

 

Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ, следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [2, с.10].

Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда.

В Беларуси с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости. Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2009–2010 годы, поскольку в отличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основные приоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.

Реализация заложенных в программе мер позволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2011 года – 0,6% А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го – до 4686 тыс. [7]

Структура спроса на рабочую силу кардинально не меняется. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др). Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д.

На рынке труда регионов, малых и средних городских поселений также снижается напряженность. Реально сокращается безработица на селе – количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе[8].

В 2011 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд.

Для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. [9]

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 27% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В Беларуси, как и в большинстве других стран, ещё в 2011 безработица среди женщин была выше, чем среди мужчин. В приложении Б видно, что уровень безработицы у женщин составляла 51,3% в экономически активном населении, а мужчин – 48,7%. А на июнь 2012 года эти данные изменились до 49,1% у женщин и 50,9% у мужчин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...