Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь 5 глава




Континуум «восприятие—галлюцинация» сопровождается уси­лением активности мозга. Так, удивленное восхищение поднимает человека над уровнем повседневной рутины, а некоторых людей подводит к порогу творческого вдохновения. На этом уровне ум­ственного перевозбуждения человек чувствует себя переполненным энергией, он как будто наэлектризован и впервые чувствует, что его жизнь имеет смысл. Но если активация мозга возрастает еще более, наступает приближение к области тревоги и страха, а затем

9*

и разрыв с реальностью (например, в виде острого шизофре­нического состояния или в форме кататонин -— когда человек часа­ми остается абсолютно неподвижным, не реагируя ни на что из внешнего мира, но его ум бурно работает, человек весь внутри себя, своих мыслей и проблем). При мистическом экстазе наступает та­кое состояние, при котором все сознание обращено внутрь, непод­вижно и находится вне времени, направляемое просьбой или мо­литвой к одному центру, к внутреннему свету.

Для континуума «восприятие—галлюцинация», доходящего до мистического экстаза, характерны все более асинхронные бета-волны (20—26 Гц с уменьшением амплитуды от 35 до 7). В со­стоянии йоги самадхи и экстаза «Самость» — одна и та же. Пе­реход от одного к другому может осуществиться скачком назад, который называется опытом кундалини, а возвращение к «Я» может происходить либо тем же путем, либо по противополож­ному континууму, либо зигзагом — с переходом от одного кон­тинуума к другому. Чтобы дополнить эту картину, можно распо­ложить медленноволновый сон в континууме «восприятие — медитация», а парадоксальный сон с сопровождающими его сно­видениями — в континууме «восприятие — галлюцинации». На рис. 4.5 показано, как различные психотропные вещества влия­ют на состояние активного сознания.

Эксперименты показывают, что человек иной раз может вспомнить определенные события только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, в каком он был, когда эти собы­тия с ним произошли, — в противном случае он ничего не по­мнит. Фишер образно сравнивает различные состояния созна­ния с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает суще­ствовать для моряка лишь в момент его выхода на берег. Таким образом, для человека возможен ряд различных су шествований, и они могут продолжаться от сновидения к сновидению, от од­ного психологического кризиса к другому, от одной ситуации экстремальной напряженности к другой ситуации того же типа, от одного творческого эксперимента к другому, от одного при­ступа шизофрении к следующему приступу.

6.1. Нарушения сознания

При некоторых психических заболеваниях наблюдаются на­рушения сознания (но следует учитывать, что понятие сознания в психиатрии не совпадает с психологическим содержанием): • «помраченное сознание» —- происходит дезориентировка во

времени, месте, ситуации, отсутствует четкое восприятие

Рис. 4.5. Карта внутреннего пространства (по Фишеру), представление различ­ных состояний сознания в континууме «восприятие — медитация» (слева) и в континууме «восприятие— галлюцинация» (справа). Активное сознание «Я» включает секторы от блуждающего сознания до бодрствующего. Континуум «восприятие—медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно ото­рванного от всякой связи с реальностью — к йоге самадхи (переход от бета-волн 13—26 Гц к дельта-волнам 4 Гц). Континуум «восприятие — галлюцина­ция», доходящий до мистического экстаза, сопровождается асинхронными бета-волнами (уменьшение амплитуды с 35 до 8). У йоги самадхи и у экстаза «Са­мость» — одна и та же. Различные психотропные вещества влияют на состоя­ние активного сознания в рамках определенного континуума.

окружающего, проявляется в разной степени бессвязность мышления, затруднены воспоминания прошедших событий и субъективно болезненных явлений. Вся совокупность ука­занных признаков характеризует помраченное сознание (К. Ясперс);

• «оглушенное состояние сознания» (при инфекциях, отравле­ниях, мозговых травмах) — резкое повышение порога для всех внешних раздражителей, в результате сложная инфор­мация не осмысливается, человек реагирует «как бы спросо­нок», замедленно, безучастно, ориентировка в окружающем неполная или отсутствует (это состояние может длиться от несколько минут до нескольких часов);

• делириозное помрачение сознания (нарушена ориентировка в окружающем, «наплывают» яркие представления, обрыв­ки воспоминаний, возникает ложная ориентировка во вре­мени и пространстве, могут возникать галлюцинации, ил­люзии, бредовые идеи);

• сновидное состояние сознания — причудливая смесь отра­жения реального мира и всплывающих в сознании ярких чув­ственных представлений фантастического характера (чело­век видит, что находится среди жителей Марса или как рас­калывается земной шар и т. п.);

• сумеречное состояние сознания — внезапно наступает отклю­чение сознания на непродолжительный срок, потом воспо­минание о периоде помрачения сознания полностью отсут­ствует, но при сумеречном состоянии сознания человек со­храняет способность выполнения автоматических привыч­ных действий (может бессознательно куда-то идти, перехо­дить улицы, куда-то ехать, резать ножом и т. п.);

• псевдодеменция — человек временно забывает названия пред­метов, дезориентирован, с трудом воспринимает внешние раздражители, поведение напоминает детское;

• деперсонализация — отчуждение; собственные мысли и дей­ствия воспринимаются как бы со стороны, нарушается и вос­приятие тела.

Вопросы для самопроверки

1. Определите сущность человеческого сознания и его структуру.

2. Как развивается сознание человека в онтогенезе?

3. Как складывается взаимодействие сознания и подсознания?

4. Чем могут быть полезны для человека методы психоанализа, ребёфинга?

5. Как осуществляется отражение действительности-^ чувствах и

чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах

восприятия, мышления, памяти?

6. Чем чувства отличаются от эмоции? Чем отличается настрое­ние от аффекта?

7. Зачем человеку эмоции? Каковы основные функции чувств и эмо­ций?

8. Что требуется для поддержания оптимального эмоционального состояния?

9. Из каких этапов состоит сложное волевое действие?

10. Что представляет собой сон человека?

11. Каковы структура и функции самосознания?

12. Какие состояния сознания бывают у людей? Какие нарушения сознания и самосознания могут возникнуть при заболеваниях?

Литература

1. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964.

2. Васильев И. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

4. Гельгорн Э.; Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстрой­ства. М., 1964.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М., 1997.

6. Диянова 3. В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, 1993.

7. Зинченко В. П. Миры сознания и структуры сознания. Вопросы психологии. 1991.№ 3.

8. Карандашев В. Н. Как жить в условиях стресса. СПб., 1993.

9. Коляну Н. Введение в психотехнику свободного дыхания. СПб., 1992.

10. Берне Р. Развитие концепции и воспитание. М., 1988. П. Василюк Ф. А. Психология переживания. М., 1984.

12. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

13. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. М., 1991.

14. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

15. Рубинштейн С. А. Человек и мир. М., 1976.

16. Столин В. В. Самосознание личности. МГУ, 1984.

17. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.

18. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

19. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

20. ГозманЛ. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

21. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

22. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. С. 1990.

23. Психология эмоций. М., 1984.

24. Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань. 1986.

 


Глава 5 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Индивидуальность и личность

Понятие «личность» многопланово, личность является объек­том изучения многих наук: философии, социологии, психоло­гии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивиду­альность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциаль­ное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, со­знание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные фак­ты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого ран­него возраста развиваются вне общества, то они остаются на уров­не развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою

жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествую­щими поколениями. Участвуя в труде и различных формах об­щественной деятельности, они развивают в себе те специфичес­кие человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком обще­ственно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятель­ности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекра­тился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжали бы физически существо­вать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продук­тами исторического развития, необходимо осуществить по отно­шению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, ко­торая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложив­шихся свойств и способностей человеческого рода. Таким обра­зом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения обществен но-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биоло­гической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея био­логической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологи­ческого и социального факторов при ведущей роли социально­го фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид» — как био­логический организм, носитель общих генотипических наслед­ственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, обще­ственно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обу­чения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя опре­деленной социальной «группы», как социальный тип, как про­дукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только является объектом обществен­ных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследствен­но-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих соци­альных воздействий. По мере формирования личности внутрен­ние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей раз­ное влияние. Таким образом, личность — не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект де­ятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического. Личность не врож­денна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность ие только целеустремленная, но и самоорганизу­ющаяся система. Объектом ее внимания и деятельности слу­жит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь актив­ную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникаю­щий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обще­ством, в котором живешь. Быть личностью — это значит посто­янно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным пове­дением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это зна­чит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее ду­ховных и физических свойств характеризуется понятием «инди­видуальность». Индивидуальность выражается в наличии раз­ного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера

и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, ут­верждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер — основ­ные параметры индивидуальности.

Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере выделим важ­нейшие компоненты: саморегуляция (воля) и побуждения.

На рис. 5.1 организм и личность составляют единство; соот­ветствующие компоненты — мотивация, темперамент, способ­ности и характер — объединены системообразующими призна-

Рис. 5.1. Структуры индивидуальности и личности

ками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и по­буждениями. Примем следующие определи тя.

Направленность — важнейшее свойство личности, в кото­ром выражается динамика развития человека как общественно­го существа, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в опре­деленных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных по­требностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удов­летворить потребность, и тех действиях, которые способны при­вести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся услови­ями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Характер — совокупность стержневых прижизненно форми­руемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональ­ных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и час­тота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.

Воля — потребность в преодолении препятствий, сознатель­ная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, об­ладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентации, потребностно-волевых пере­живаний, содержательных направлепностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свобо­ду самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структу-

ру из видового строения человеческой деятельности и характе­ризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, цен­ностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал опре­деляется объемом и качеством информации, которой распола­гает личность. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологичес­кий (ценностный) потенциал личности определяется приобре­тенной ею в процессе социализации системой ценностных ори­ентации в нравственной, политической, религиозной, эстетичес­кой сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждени­ями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о един­стве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помо­щью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустрем-лении. Творческий потенциал личности определяется получен­ными его и самостоятельно выработанными умениями и навы­ками, способностями к действию созидательному или разруши­тельному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) тру­да, социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ро­лей. Художественный потенциал личности определяется уров­нем, содержанием, интенсивностью ее художественных потреб­ностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная актив­ность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, тем­пераментом и физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потреб­ности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ее ответ­ственности за свои поступки, решения, судьбу.

1.1. Свобода воли

Свобода личности, или свобода воли определяется возмож­ностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или соб-

ственным влечениям. Человек — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет* своим витальным биологическим влечениям (М. Шелер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или смо­жет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф. М. Достоевский). Сво­бода личности может перейти в произвол, если она не пережи­вается с точки зрения ответственности (В. Франк л). Некоторые люди склонны «списывать» свои неблаговидные поступки, под­лость, предательство на «объективные условия»: несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. д., уклоняясь от персональной ответ­ственности за свои поступки и жизнь. Свобода личности прояв­ляется в осознании необходимости и целесообразности именно выбранного варианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.

1.2. Общее и индивидуальное

Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений н интересов, знаний и опыта, способностей и уме­ний, темперамента и характера. И тем не менее функционирова­ние психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы, в своем развитии все проходят общие этапы развития, формиру­ются общие, типичные человеческие проявления психики. И даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной ус­тойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т. е. создаются научные ти­пологии, находится «общее» даже в различиях.

Но все существующие классификации типов мышления, тем­перамента, характера, личности людей, с одной стороны, слиш­ком широки, потому что под одну рубрику подпадает великое множество совершенно различных людей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда ни в одну рубрику целиком не укладывается. И тем не менее без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что все-таки помо­гают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.

Дифференциальная психология, или психология индивиду­альных различий — раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединя­емых каким-то общим признаком (возраст, пол и пр.). Диффе-

ренцпальная психология изучает природу и источники индиви­дуальных различий (А. Анастази).

Дифференциальная психофизиология изучает индивидуаль­но-психические различия, зависящие от основных свойств не­рвной системы.

Воспитание, обучение, деловое взаимодействие невозмож­ны без изучения и учета индивидуальных психологических осо­бенностей отдельных людей. Индивидуальные различия порож­даются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственные аномалии (аномалии в хромосомах или генах) могут вызывать физические, умствен­ные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допуска­ет очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от его внеш­ней среды, в которой он находится с момента зачатия и до смер­ти. Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявлять­ся в зависимости от специфически наследственного материала, на который он воздействует. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особен­ности психики человека. Можно выделить основные характерис­тики индивидуальности: способности, темперамент, характер.

1.3. Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являют­ся ее психологические свойства и особенности, обычно называе­мые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудно­обозримое число свойств личности психологи пытаются услов­но уложить в некоторое количество подструктур. Согласно кон­цепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструкту­ра включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности яв­ляется также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и при вычки. Эта подструктура формируется преимущественно в про­цессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения

человека, его мировоззрение, особенности характера, самооцен­ки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую чело­век включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с дру­гими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблю­дательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темпера­мент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущно­сти. Направленность и воля принадлежат личности, ибо воле­вой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение моти-вационных структур, т. е. ядра личности.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову):

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Опыта Умения.знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чембиологического)
Форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания) Биосоциальный уровень (биологического больше,чем социального)
Биологических, конституциональ­ных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

2. Способности как проявление индивидуального в психике

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, состо­яний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивиду­альные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспи­тания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окру­жающим миром в самом широком значении этого слова. Инди­видуальные различия являются предметом изучения дифферен­циальной психологии.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е. Л. Климов), кото­рый представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и спо­собов деятельности, 2) эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами, 3) эта система являет­ся средством эффективного приспособления к объективным тре­бованиям, 4) это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Способностиэто индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у челове­ка, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фик­сацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (иля естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элемен­тарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие обще­ственно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...