Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь 8 глава




В начале XX в. Н. Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стрем­лений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный. Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потреб­ностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.

В начале XX в. А. Ф. Лазурский впервые предложил со­здать психосоциальную классификацию характеров, которая учи­тывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект».

Дальнейшие исследования приводили к обогащению пони­мания характера:

1. Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, кото­рая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них пережива­ний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если характер

индивида более или менее совпадает с социальным характе­ром, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфи­ческих социальных условиях его культуры».

2. Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основной) личностной структуре». Базисная личностная структура раз­деляется большинством членов общества в результате сход­ного опыта в раннем детстве (это «основная, модальная лич­ность») (А. Кардинер).

3. Если личность отражает культуру, отраженную в индивиду­альном поведении, то характер отражает мировоззрение, отраженное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

4. Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею струк­туры характера, доказывая, что «можно вывести формулу формирования основного характера из определенных черт; причем постоянные черты представляют собой либо неиз­менные первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование».

5. В психоаналитическом направлении сейчас существуют не­сколько определений характера:

• «Характер определяется как направленность, вызывае­мая произвольными импульсами человека, это совокуп­ность реакций человека на его социальное окружение» (Абрахам).

• «Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «ОНО» и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» (О. Фе-нихел).

• «Структура характера может быть осмыслена как орга­низация потребностей и эмоций внутри каждого челове­ка, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы» (Бингхлоул).

• «Характер состоит из привычных положений и отноше­ний человека, постоянного паттерна его реакций на раз­личные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессив­ность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому харак-

тер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь перво­начально возникает в результате конфликта между ин­стинктивными потребностями и внешним миром. Его дальнейшее укрепление и причина существования обус­ловлены продолжающимися конфликтами тех же сил» (Райх).

• А. Лоуэн вообще предложил ограничить понятие харак­тера только патологическими состояниями. «Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения, т. е. характера. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требова­ниям ситуации».

6. В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

• «Характер — это этический и моральный аспект личнос­ти»;

• «Характер — мотивационный аспект личности».

7. В отечественной психологической литературе используются такие определения характера:

• «Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведе­ния, сформированная в результате особого, индивиду­ально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении» (А. Г. Шмелев).

• «Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, ми­ровоззрения в его поведении» (Н. Д. Левитов).

• «Характер — индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении че­ловека, в определенном отношении к себе, к другим лю­дям, к порученному делу, к различным трудностям».

• «Характер — это сплав врожденных свойств высшей не­рвной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами».

• «Характер — это индивидуально ярко выраженные и от­носительно устойчивые психологические черты челове­ка, влияющие на его поведение и поступки» (К. К. Пла­тонов, Н. Д. Левитов).

• «Характер — психологический склад личности, выражен­ный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле» (Н. Д. Левитов).

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства лич­ности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельно­сти. Впрочем, как уже отмечалось, не все психологи включают характер в структуру личности. Психологи США обычно не вы­деляют характер в качестве компонента личности, но есть и ис­ключения. Р. Гилфорд к характерологическим факторам лично­сти отнес потребности в самоопределении, свободе, самостоя­тельности, сознательности, а эти факторы принадлежат мораль­ной сфере. Кэттел среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу—слабость «Сверх-Я», где сила «Сверх — Я* означает силу воли человека, действующего твердо и прин­ципиально, а слабость «Сверх-Я» — слабость воли человека, не­устойчивого в своих действиях.

Характер — индивидуальное сочетание паиболее устойчи­вых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отно­шении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, само­оценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккурат­ность или неряшливость, инициативность или пассивность, усид­чивость или нетерпеливость, ответственность или безответствен­ность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются во­левые качества: готовность преодолевать препятствия, душев­ную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятель­ности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Существуют раз­личные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1) отождествление темперамента и характера (Креч-мер); 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Ле­витов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) при­знание темперамента основой формирования характера, как врож­денную основу характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Характер человека — это сплав врожденных свойств выс­шей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичны­ми или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпе-

раменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. На­пример, организованность, дисциплинированность легче выра­ботать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным че­ловеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойства­ми, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдер­жанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связа­ны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделя­ют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных ус­ловиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой инди­видуально-своеобразные способы осуществления этих отноше­ний. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Приня­то выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставля­ются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые вли­яют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессо­вестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «■толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтатель-

ность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная без­мятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импуль­сивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миро­любивость — агрессивность, деятельная активность — пассив­ность, гибкость — ригидность, демонстративность — скром­ность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.

7.1. Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (ак­центуированы), что это при определенных обстоятельствах при­водит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акценту­ация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаи­модействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуа­ции может быть различной — от легкой, заметной лишь бли­жайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатияболезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимо­отношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера прояв­ляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуа­ции, каждый из которых предопределяет избирательную устой­чивость человека к одним жизненным невзгодам при повышен­ной чувствительности к другим, к частым однотипным конф­ликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; напри­мер, акцентуация характера по так называемому экзальтирован­ному типу может способствовать расцвету таланта артиста, ху­дожника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсут­ствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведе-

ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертнмичес-кий (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволен­ного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — по­стоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоид­ный — общительность циклически меняется (высокая в пери­од повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствитель­ность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятно­сти, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, бо­лезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбу­димый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедлен­ности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застреваю­щий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может за­быть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчи­вость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя не­решительность, долго переживает неудачу, сомневается в сво­их действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышен­ная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутис-тический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно отно-

сится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертиро-ванный (конформный) — высокая общительность, словоохот­ливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень неса­мостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, пред­почитает подчиняться.

7.2. Самооценка, уровень притязаний

и фрустрации

Характер проявляется отношением не только к другим лю­дям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем ин­теллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокое­нии, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных стол­кновений без анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из исто­ков психологической устойчивости, хорошего настроения. До­пустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооцен­ки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», — т. е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с исте­рическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я го­раздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завы-

шенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежитель­ное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — не­иссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко при­ходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высо­кой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослу­живцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к ум­ственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. За­вышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружаю­щих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. От­сюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчиво­сти, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпаде­ние ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорывают­ся резким обвинением в чей-либо адрес.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном при­сущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и пе­дантичным типами акцентуации характера, создают понижен­ный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмер­ную зависимость от других, несамостоятельность и даже заис­кивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Как обычно человек реагирует на попытки окружающих сни­зить его самооценку упреками, критикой? Понятно, что удоволь­ствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и, главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с соб­ственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мне-

нием которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждо­го есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, оп­рятности, для мужчин — профессиональных качеств и традици­онно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотноше­ниям,,что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры человек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, что подтверждают дальнейшие поступки, подобные не­обдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отноше­ний. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, жела­ние оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

Как реагирует человек на попытки окружающих завысить его самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чув­ствуют себя неуютно, сталкиваясь с человеком, источающим непрерывные восторги в их честь. Дело в том, что в ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что кроется за его словами: лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому не удивительна настороженность и негативизм, с которым встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста. Лесть — это явно преувеличенная по­хвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред — делает его надменным, самодовольным и самоуспоко­енным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и на­смешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и яв­ляется следствием искреннего сиюминутного восторга или при­вычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его брать­ся за более трудные задачи — вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических востор-

гов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением доро­жат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек фор­мирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже — себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблю­дения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные ре­зультаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить труд­ную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у чело­века самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлека­тельным и возможным. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притяза­ний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбира­ет цели, которые реально может достичь, которые соответству­ют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекват­но завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значи­тельно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также воз­можен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «пере­труждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «соци­альную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда че­ловек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарова­нию, фрустрациям. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способнос­ти, в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раз­дражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разоча-

рования. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни не­приятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уро­вень социальных притязаний человека, побуждающий его укло­няться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (так как не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться созда­вать ситуации, в которых они получали бы ощутимое доказа­тельство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе — прямо пропорционально количеству достигнутых успе­хов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоува­жение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к не­врозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятель­ности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность

Рис. 5.3. Взаимозависимость самооценки, уровня притязаний, фрустраций

далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осоз­нается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми бы он хотел обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализацин. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к дос­тижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых пре­пятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициатив­ность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз ~- бо­лезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружаю­щей средой на почве столкновений желаний человека и действи­тельности, которая их не удовлетворяет.

7.3. Неврозы

Невроз — приобретенное функциональное расстройство не­рвной системы, при котором происходит «срыв» ее деятельнос­ти без каких-либо признаков анатомического повреждения. Не­вроз является следствием неудач, фрустрации и межличност­ных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к не-вротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфлик­ты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро рас­тет во всех развитых странах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоцио­нальном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами. Невро-

зы делят на следующие виды: неврастению, истерический не­вроз, невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрический невроз, фобнческий (невроз страха), депрессивный. Каждый из них возникает у людей с опре­деленным типом высшей нервной деятельности, при конкрет­ных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склон­ны к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навязчивых состояний, а среднего между ними (их большинство) — к невра­стении.

Неврастения (в переводе с латинского — «нервная сла­бость») — самая частая расплата за неумение преодолевать барь­еры общения, и она сама создает новые трудности в межлично­стных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражи­тельность по самым незначительным поводам. Им трудно со­средоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функ­ции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерический невроз наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «не­понятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семей­ной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы боль­ной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать по­кончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих или, наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или по­просту нежелательных требований. Эти реакции могут прояв­ляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на голо­вокружение и тошноту, рвотой, судорожным сведением паль­цев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, извес­тной данному человеку; может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический при­ступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физически и мо­рально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрез­мерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприя­тие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особенно­сти характера человека провоцируют развитие истерии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...