Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

61 Умеренно скоро. 62 Менее подвижно. 65 Сдержанно. 68 Медленно




61 Умеренно скоро

         Центральный раздел сцены – монолог Бориса (бас) «Скорбит душа». Это первая музыкальная характеристика царя, передающая его тяжкие предчувствия. До мажор сменяется одноимённой тональностью. Начальная оркестровая фраза – лейтмотив скорби – звучит мрачно и сосредоточенно, выражая одновременно царственное величие и зловещую обреченность. В вокальной партии сочетаются песенные и речевые интонации, создавая выразительную декламацию:

62 Менее подвижно

 

    

Действие первое. Картина первая начинается с монолога Пимена (бас). Образ мудрого летописца, который сознает важность своего труда и желает передать потомкам всю правду истории, возникает уже в величаво-спокойном оркестровом вступлении, рисующем и неторопливые дви­жения пишущей руки старца:

В эпически сдержанном тоне выдержан речитатив Пи­мена «Еще одно последнее сказанье — и летопись окончена моя». Его характеристика дополняется новой темой в сере­дине монолога (у струнных инструментов в аккордовом из­ложении):

 

 В дальнейшем эта тема станет лейтмотивом Пимена. С музыкой монолога резко контрастирует взволнованная, по­ рывистая речь Григория (тенор), ее короткие отрывистые фразы.

Важный эпизод сцены — рассказ Пимена об угличском злодеянии. В оркестре рождается лирическая распевная ме­лодия — тема царевича Димитрия, которая в расширенном виде впоследствии станет темой Самозванца:        

65 Сдержанно

                                                            

 

В. Р. Петров в роли Пимена

 

Картина вторая — колоритная народно-бытовая сцена,

в которой ярко очерчены и бойкая хозяйка корчмы, и бег­лые монахи-бродяги, и туповато-важные приставы.

Главной фигурой здесь является Варлаам (бас). Если сначала облик его и Мисаила обрисован напевом, напомина­ющим монашеское пение (но соединенное с маршевым рит­мом), то затем в песне «Как во городе было во Казани», где рассказывается о взятии Казани Иваном Грозным, раскрыва­ется вся богатырская сила Варлаама, его истинный характер, удаль и бесшабашность. Мусоргский использовал здесь фор­му «глинкинских вариаций»: энергичная мелодия народно-плясового склада в вокальной партии звучит в куплетах неизменно; зато по-разному, в зависимости от содержания текста, варьируются фактура и оркестровка сопровождения.

  Действие второе содержит наиболее многогранную ха­рактеристику Бориса Годунова. Монолог «Достиг я высшей власти» раскрывает сложный и противоречивый душевный мир героя. Начинается монолог с проведения в оркестре темы скорби, тяжких предчувствий Бориса. Первый раздел моно­лога связан с его несбывшимися надеждами на счастливое царствование и с отеческими чувствами. Вокальная партия здесь имеет декламационный характер:

Второй раздел открывается новой благородно-возвышен­ной темой ариозного склада:

68 Медленно

 

 

Постепенно страдания Бориса усиливаются, широкая кантилена сменяется отрывистыми речитативными фразами. Трагической кульминацией монолога становится за­ключительный раздел, в котором возникает мучительный образ призрака Димитрия. Он сопровождается в оркестр неустойчивой, зловеще колышущейся темой кошмаров (галлюцинаций) Бориса, основанной на нисходящем хроматическом движении:

 

     

После сцены с Шуйским начинается заключительная сцена второго действия — сцена с курантами («Уф, тяжело! дай дух переведу... »). Неустойчивые, причудливые гармо­нии, разбросанные, полные ужаса реплики, зловещий коло­рит тремолирующего оркестра передают душевное состоя­ние Бориса в высшей точке, апогее его страданий.

Действие третье. Картина первая. Для характеристи­ки польских персонажей Мусоргский, как и Глинка в «Ива­не Сусанине», использовал ритмы польских танцев — ма­зурки, краковяка и полонеза.

Ария Марины (меццо-сопрано) выдержана в горделивом характере мазурки и создает образ надменной красавицы, целью жизни которой являются власть и царский престол:

           

Картина вторая, сцена у фонтана начинается красоч­ным оркестровым вступлением, рисующим ночной пейзаж. Любовные признания Самозванца (тенор) полны романтической взволнованности, а его вокальная партия строится на широких восходящих интонациях. Большую роль в этой сцене играет лейтмотив Димитрия, связанный теперь с об­разом Самозванца. Его сцена с Мариной строится на острых контрастах и сменах настроений и завершается пленительным любовным дуэтом.

  Действие четвёртое. Картина первая – драматическая народная сцена у храма Василия Блаженного, в которой показан важный этап в развитии образа народа: открыта ненависть к преступному царю и возникшая вера в Самозванца, ожидание важных событий.

Песня Юродивого (тенор) с нисходящими жалобными интонациями плача воплощает людское горе, боль и обиду:

 

Из песни Юродивого вырастает музыка хора «Корми­лец батюшка», который сначала звучит как тихая, но настойчивая просьба, а затем быстро перерастает в ярост­ное требование, негодующий вопль голодных и выражает открытую угрозу:

 

   

 

Глубоко драматичен диалог Бориса и Юродивого: из уст блаженного царь впервые слышит открытое обвинение в убийстве; Юродивый вслух высказывает мнение народа, его приговор преступному царю.

Картина вторая. В ней завершается развитие образа Бориса. Тревожные речитативы сцены смерти, наполненные смятением чувств и душевным страданием, сменяются нежной, просветлённо-возвышенной, молитвенной музыкой. Мажорное оркестровое заключение звучит как отпущение грехов, как прощение человека, искупившего смертью свою вину, как прощание с жизнью его «измученной души».

Картина третья. Сцена под Кромами завершает разви­тие второй главной линии оперы — образа народа. Куль­минация сцены — хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая». Музыка проникнута единым стихий­ным протестом, неукротимой энергией. Имитационное из­ложение главной темы, в которой слышны интонации на­родных молодецких песен, и постепенное нарастание ее зву­чания способствуют непрерывности развития.

Средняя часть хора — «Ой ты, сила, силушка» — основана на мелодии народной хороводной песни «Заиграй, моя волынка» и контрастна начальной теме своим задорно-ликующим характером:

 

В репризе главная тема возвращается в ритмическом увеличении, достигая высшей кульминации в коде.

Трагично окончание оперы. В песне «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» Юродивый предсказывает новые испытания и беды:

Скоро враг придет и настанет тьма,

Темень темная, непроглядная...

Плачь, плачь русский люд,

Голодный люд!

   Оркестровое заключение, постепенно замирая на секундовой интонации плача, своеобразной «тихой» кульминацией завершает произведение.

«Борис Годунов» Мусоргского положил начало новой эпохе в развитии оперного искусства. Композитор «силой богатейшего воображения раскрыл и ввел в музыку миры неслыханных звучаний» (Б. В. Асафьев).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...