Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. «Князь Игорь». Краткое содержание




Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику музыкального наследия Бородина.

2. Расскажите об особенностях личности композитора, его много­гранной деятельности, об окружении, друзьях.

3. Охарактеризуйте различные периоды жизни и творчества Боро­дина.

4. Перечислите основные произведения композитора.

5. Изложите письменно в виде плана главные события его жизнен­ного и творческого пути.

 

«Князь Игорь»

В конце 1860-х годов увлечение оперой захватило композиторов «Могучей кучки»: Мусоргский сочинял «Бори­са Годунова», Римский-Корсаков — «Псковитянку», Кюи заканчивал «Вильяма Ратклифа». Бородин тоже захотел: попробовать свои силы в опере. В. В. Стасов вспоминал, что «оперу ему теперь больше бы хотелось сочинять, чем симфонию»; поэтому «он продолжал атаковать меня требованиями сюжета для оперы». Стасов предложил композитору сюжет «Слова о полку Игореве» — выдающегося произведения древнерусской литературы XII века. «Мне казалось, писал Стасов, — что тут заключаются все задачи, которые потребны для таланта и художественной натуры Бородина! широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях». Сюжет пришелся Бородину «ужасно по душе».

Патриотическая идея «Слова», повествующего о неудачном походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев в 1185 году и призывающего русских князей к объединению перед лицом врага, привлекла композитора, и он подошел к созданию оперы с основательностью истинного ученого. Бородин изучал эпоху созданий «Слова», сохранившиеся литературные памятники — летописи, исторические труды, литературные произведения, а также музыкальный фольклор — записи древних русских восточных напевов. В этой работе большую помощь ему оказывал Стасов — знаток русской истории и древней литературы. Стасов сочинил сценарий (подробный план) оперы, но собственно текст Бородин писал сам одновременно с музыкой.

Посвятив оперу памяти Глинки, Бородин сумел объеди­нить в «Князе Игоре» главные черты обеих его опер — эпи­ческую величавость Руси в сочетании с живописной кра­сочностью Востока («Руслан и Людмила») и героику народ­ной музыкальной драмы («Иван Сусанин»). Соединение этих линий русской оперной музыки привело к созданию историко-эпической оперы, ставшей новым этапом в развитии оперного жанра в России.

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. В древнерусском княжестве Новгород-Северском, на пло­щади города Путивля собрались его жители. Они славят князя Игоря, который с сыном Владимиром и дружиной собирается в поход против половцев. Внезапно начинается солнечное затмение. Жена Игоря Яро­славна, народ и бояре, видя в этом дурное предзнаменование, пытаются отговорить князя от похода. Но он непреклонен. Два ратника — скоморохи-гудошники (Гудок – старинный русский смычковый инструмент) Скула и Ерошка, струсив, решают сбежать из войска и перейти на службу к князю Галицкому — брату Ярославны, который на время Игорева похода остается «княжить на Путивле». Игорь и воины прощаются с женами и выступают в поход.

Ф. И. Стравинский, Г. П. Угринович в ролях Скулы и Ерошки

Действие первое. Картина первая. На княжем дворе Владимира Галицкого с утра до вечера идет пьяная гульба. Сбежавшие из дружины Скула с Брошкой и пирующая челядь прославляют новую затею кня­зя — для его развлечений слуги похитили девушку. Галицкий дерзко мечтает «сесть князем на Путивле» вместо Игоря. Прибегают девушки и просят освободить их подругу, но Галицкий прогоняет их.

Картина вторая. Терем Ярославны. Княгиня тоскует и тревожит­ся об Игоре, от которого давно нет вестей. К ней приходят девушки, прося защиты от разгулявшегося Галицкого. Появляется князь. Яро­славна требует от него объяснений. Галицкий держится дерзко и вызы­вающе, но после гневных слов княгини утихомиривается. Неожиданно приходят бояре; они сообщают о поражении дружины, ранении Игоря и его пленении вместе с сыном. Тем временем к Путивлю подходят по­ловцы во главе с ханом Гзаком. Звучит тревожный набат, все направля­ются на защиту города.

Действие второе. Половецкий стан, вечер. Девушки, собравшиеся возле шатра Кончаковны — дочери хана Кончака, — развлекают ее пе­нием и танцами. Кончаковна ждет свидания со своим возлюбленным — Владимиром Игоревичем. Влюбленные мечтают о свадьбе и клянутся ДРУГ другу в верности. Появляется Игорь. Он тяжело переживает пора­жение и неволю. Его не оставляют мучительные раздумья о своей уча­сти и судьбе родины. Крещеный половчанин Овлур предлагает Игорю организовать побег, но Игорь колеблется — ведь он находится на пору­ках у хана Кончака.

С охоты возвращается хан Кончак. Он полюбил отважного русского князя, принимает его как почетного гостя, хочет стать его союзником, другом и даже готов отпустить Игоря из плена с условием, что тот боль­ше не поднимет меч против половцев. Но в ответ Игорь признается, что мечтает о новом походе против врага. Чтобы отвлечь Игоря от мрачных мыслей, Кончак приказывает привести невольниц; начинаются половец­кие пляски. Половцы славят Кончака.

Действие третье ( При постановке оперы часто выпускается). С богатой добычей из успешного похода на Русь: возвращается хан Гзак. В плен захвачено много русских. Игорь с сыном поражены жестокостью врага и разорением Путивля. Они решают бежать из плена с помощью Овлура. Кончаковна, услышав разговор Иго­ря с Овлуром, умоляет Владимира не покидать ее, но Игорь требует, чтобы сын расстался с возлюбленной. Тогда Кончаковна поднимает тревогу, будит весь стан и задерживает Владимира. Игорю удается бежать, а Кончак объявляет о свадьбе дочери и о новом походе на Русь.

Действие четвертое. Ранним утром на городской стене Путивля горько плачет Ярославна, тоскуя по Игорю. Мимо проходят крестьяне из разоренных половцами селений. Внезапно появляются два всадника — это Игорь и Овлур. Происходит счастливая встреча Игоря с Ярославной.                            

Находчивые гудошники Скула и Ерошка, неожиданно увидевшие Игоря, начинают звонить в колокола, чтобы первыми известить о возвращении князя из плена и тем самым заслужить прощение. Сбегаются горожане — хитрость скоморохов удалась, и на радостях их прощают. Все славят Игоря.

Опера начинается с большой увертюры, в которой использованы темы оперы и противопоставлены музыкальные образы русских и половцев (Увертюра была записана по памяти Глазуновым либо (по другой версии) сочинена им по темам и плану Бородина).

Пролог. Как и Глинка, Бородин открывает оперу большой хоровой сценой. Хор народа «Солнцу красному слава», который обрамляет пролог, воспевает мужество русских воинов, отправляющихся на борьбу с половцами. Величественное звучание  хора, его торжественность и решительность       воплощают богатырский образ русского народа. Главная тема близка древним эпическим и обрядовым песням; для нее характерны ладовая переменность, параллельное голосоведение, бесполутоновые интонации (Мелодия движется по ступеням пентатоники — пятиступенного бесполутонового лада, который часто встречается в старинных народных песнях).

   Ярким контрастом к началу пролога является сцена солнечного затмения. Ее музыка передает всеобщий ужас и оцепенение, тревожное ощущение надвигающейся беды. Причудливые гармонические и мелодические средства в этом эпизоде состоят в последовательности секундаккордов, воз­никающих на фоне выдержанного звука ре в басу, злове­щем колорите увеличенного трезвучия и «ползущих» хро­матических ходов, которые подчеркиваются таинственно-мрачным звучанием оркестра:

Маленькая сценка-диалог Скулы и Брошки — точная и мастерская характеристика струсивших «ратников». Само­уверенная хитрость Скулы, простодушная боязливость Ерошки и даже их движения выражены в остроумных речитативных репликах и оркестровых фразах.

Действие первое. Картина первая. Песня Галицкого (бас) — ярко нарисованный портрет «князя-босяка» (как] назвал его Стасов), раскрывающий его бесшабашный характер, неуемное честолюбие и цинизм, не лишенный, по словам самого Бородина, «некоторого изящества». Стремительная гамма и цепочка синкопированных аккордов оркестрового вступления, а также размашистый речитатив «Грешно! таить: я скуки не люблю» уже рисуют бесцеремонность и наглость героя. Главная тема песни, звучащая в крайних разделах (песня имеет трехчастное строение), проста, энергична и строится на повторяющихся мотивах; её плясовой ритм дублируется в оркестре:

Средняя часть («К ночи в терем») имеет другой характер — ее гибкая мелодия звучит любовно-вкрадчиво на фоне плавного певучего сопровождения.

 

Картина вторая. Иной образ предстаёт в ариозо Ярославны (сопрано), которое начинает эту картину. Юной жене князя (Ефросинья Ярославна Галицкая была второй женой князя Игоря) присущи не только безграничная нежность и любовь к Игорю, но и сила характера, величавая горделивость русской княгини – эти черты Ярославны раскроются в следующих сценах.

В музыке ариозо наиболее полно показаны ее лиричес­кие черты, переданы душевная тоска, тревожные предчув­ствия, раздумья о судьбе любимого человека, а основная тема

ариозо «Ах, где ты, где ты, прежняя пора» по своим интона­циям близка некоторым темам Игоря:

Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» тихой светлой мелодией и нежными переливами переменного лада напоминает русские песни; его ласковая женственность сродни характеру Ярославны. Просьба о защите от обидчика звучит! то доверчиво и робко (в начале сцены), то взволнованно и умоляюще (в конце ее):    

 

Хор бояр «Мужайся, княгиня» необычайно суров и сдер­жан. Постоянная смена тональностей, мрачный колорит ми-бемоль минора в первых фразах, тяжелое размеренное дви­жение угловатой мелодии в низком регистре на фоне не­прерывной пульсации восьмых в сопровождении рождают ощущение неизбежности беды, неотвратимости несчастья:

 

 П. З. Захаров в роли князя Игоря

 

Действие второе. Половецкий стан. Южная степь на­полнена теплыми душистыми ароматами. Лучи заходящего солнца мягкими красками освещают шатры половцев. Кра­сота бескрайнего пейзажа, неподвижность воздуха рождают ощущение абсолютного покоя. Перед нами другой мир, другие люди, другие чувства — и иные средства выразительно­сти, использованные композитором. Изучив многочисленные восточные напевы, среди которых были кавказские, средне­азиатские и даже арабские мелодии, Бородин в восточных сценах оперы создал собственные оригинальные темы, в ко­торых соединились в обобщенном виде различные призна­ки народных песен — их интонационные, ритмические, ла­довые особенности.

Вдохновенный лирический образ, томный и мечтатель­ный, рождается в Песне половецкой девушки с хором, от­крывающей действие. Следующая за ней пляска очаровывает гибкостью прихотливой мелодии, причудливой ритми-1 кой и неожиданными сменами тональностей.

Каватина Кончаковны (контральто) «Меркнет свет дневной» рисует портрет восточной красавицы, ожидающей сви­дания с возлюбленным. Мелодия основного раздела каватины звучит как любовная песня, полная неги и страсти. Она импровизационна по своему складу, богато украшена хроматизмами, имеет сложную ритмику, тонально неустойчива. Оркестровое сопровождение насыщено пряными гармониями и типичным для восточной музыки органным пунктом.

В каватине Владимира Игоревича (тенор) и его дуэте с Кончаковной выражается нежное и страстное чувство, со­единившее их сердца.

Ария Игоря (баритон) «Ни сна, ни отдыха измученной душе» — главная музыкальная характеристика героя, пере­дающая всю глубину его переживаний. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заклю­чением. Оркестровое вступление и первые фразы Игоря зву­чат сосредоточенно и скорбно. Но появление основной темы арии «О дайте, дайте мне свободу» резко меняет настроение музыки: она решительна, энергична, полна мужественного порыва и страстного желания свободы, что подчеркивает и маршевый ритм.                 Средняя часть арии «Ты одна, голубка лада» вносит кон­траст: Игорь мысленно обращается к Ярославне, и широкая лирическая тема (тема любви Игоря) звучит ласково, светло и спокойно.      Ария заканчивается кодой (представляющей собой речитативное заключение), где душевные страдания Игоря достигают предела: «Ох, тяжко мне... Тяжко сознанье бес­силья моего! »

Ария Кончака (бас) рисует сложный образ восточно­го властителя: в нем сочетаются храбрость и упоение соб­ственным могуществом, жестокость и великодушие, ко­варство и своеобразное благородство. Ария состоит из не­скольких разнохарактерных эпизодов. Начальная оркест­ровая фраза с ее упругими тритоновыми ходами и всту­пительный речитатив Кончака сразу представляют нам многоликость образа героя — то властную величественность, то вкрадчивость. Эпизод «Ты ранен в битве при Каяле» (Allegro) передает воинственность хана: этому служат стре­мительный темп, ритм скачки, гармоническая неустойчи­вость.

Центральный раздел «О нет, нет, друг, ты здесь не плен­ник мой» (Andantino, си-бемоль мажор) создает иное настро­ение: неторопливая величавость, искреннее уважение к Иго­рю (не без затаенного коварства) выражены в плавной ши­рокой мелодии с гибким синкопированным ритмом; она звучит на фоне тонической квинты в басу и характерной триольной фигуры.

Заключительный раздел арии «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» (Allegretto moderato) идет в быстром темпе и отличается изысканными хроматизмами в мелодии.

Половецкие пляски с хором завершают второе действие. Эта большая сцена представляет собой балетную вокально-симфоническую сюиту, основанную на сопоставлении и раз­витии восточных образов разного характера. Начинает сце­ну плавная и поэтичная песня-пляска девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра ты в край родной», возника­ющая как воспоминание о далекой и прекрасной родине. Тонкая, «кружевная» мелодия хора, сливаясь с солирующим гобоем, поддерживается красочными гармониями:

Задумчивое настроение песни сменяет «дикая», по опре­делению Бородина, пляска мужчин в ритме лезгинки — тем­пераментная, воинственная, со стремительно кружащейся темой. Далее следует общая пляска, на фоне которой зву­чит славление хана; она в свою очередь сменяется легкой и еще более «дикой» пляской мальчиков. Затем все танцы повторяются, но уже в варьированном виде: их темы, разви­ваясь, сплетаются друг с другом, рождая новые причудли­вые звучания. Завершается эта, по определению Б. В. Асафь­ева, «симфония-поэма в танце» грандиозной кульминаци­ей — исступленной, полной огня общей пляской с хором.

Действие третье открывается Половецким маршем. Это еще одна музыкальная характеристика кочевников, но здесь они предстают как жестокие и хищные варвары. Прибли­жение половецкого войска хана Гзака передается при помо­щи постепенного нарастания звучности оркестра.

Главная тема марша звучит жестко, для нее характерны резкие хроматические мотивы, диссонирующие аккорды с форшлагами и настойчиво-зловещая ритмическая фигура, пронизывающая крайние разделы марша (марш имеет трехчастное строение со вступлением и кодой):                                                                           

                                                                                    

Действие четвертое начинается Плачем Ярославны. В этой необычной оперной арии слились воедино горе рус­ской женщины и боль за отчизну, за несчастья родного на­рода. Текст Плача Бородин полностью взял из «Слова о полку Игореве». Необычайно поэтичны его образы — обращений к ветру, реке, солнцу как к живым существам часто встре­чались в славянском фольклоре. По своей композиции Плач близок форме рондо и состоит из нескольких разделов, чере­дующихся с рефреном.

Мелодия рефрена строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний; они по­стоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез) и звучат на фоне «унылой» пустой октавы аккомпанемента. Первый      Е. Я. Цветкова в роли Ярославны

раз рефрен проходит в оркестровом вступлении поочередно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии:

Первый эпизод Плача «Я кукушкой перелетной поле­чу к реке Дунаю» строится на теме любви Игоря (из сред­ней части арии во втором действии), тем самым подчерки­вая общность чувств главных героев оперы; еще раз эта мелодия прозвучит в конце арии, в обращении к солнцу.

Хор поселян как бы продолжает скорбный Плач Яро­славны, выражая этим единение чувств княгини и народа. Хор звучит строго и сдержанно, в духе протяжной песни. Начинается он с сольного запева, к которому постепенно со своими подголосками присоединяются все новые голоса. По­добно народным песням хор почти полностью исполняется а капелла, а его динамика строится на постепенном усиле­нии, а затем ослаблении силы звучания (эффект приближе­ния и удаления).

 

Как и оперы Глинки, «Князь Игорь» завершается тор­жественным финальным хором, в котором народ с радост­ным ликованием славит Игоря.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...