Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь 13 глава




нимание люлей; 3) бескорыстность в отношениях с людьми;, 4) за­бота о слабых, больных; 5) миролюбие.

IV. «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем доб­раться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает ка­кое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобрета­тели, ученые — лица этого типа. Их кредо: «Творчество и про­гресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность этого типа очевидна. «Исследовательскому типу» присущи: 1) склон­ность к исследовательской деятельности; 2) склонность к поис­ку нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.; 3) способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и за­дач; 4) устремленность к творчеству; 5) самоотверженность в реализации творческих устремлений.

V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стрем­ление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения; формируется личность, зна­ющая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая раз­бираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего», «Один — ничто, все — всё», «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Эволюционная целесо­образность наличия этого типа, рождающего лидеров, организа­торов, политиков в том, что они — хранители интересов и чести всего рода. Для «доминантного типа» характерны: 1) склонность к лидерству, к власти; 2) предрасположенность к решению слож­ных организационных задач; 3) приоритет перспектив служеб­ного роста над материальными стимулами; 4) готовность к жес­ткой борьбе за лидерство, за первое место; 5) приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

VI. Либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для лю­дей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрок­ратизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!». И они — хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц -доминантного типа».

Они — хранители свободы, а с этим — жизни. Либертофильно-му типу присущи: 1) склонность к протесту, бунтарству; 2) предрасположенность к перемене мест (отрицание будничнос­ти); 3) стремление к независимости; 4) склонность к реформа­торству, революционным преобразованиям; 5) нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».

VII. Днгнитофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоко­лебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохра­нения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привя­занность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюцион­ная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители — хранители чести и достоинства «Я», личнос­ти, а с этим — жизни, достойной человека. Для «дигнитофиль-ного типа» характерны: 1) нетерпимость к любым формам уни­жения; 2) готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства; 3) приоритет чести и гордости над безопасностью; 4) бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IV, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII.

Таким образом, можно выделить семь первичных профи­лей личности, а с этим — семь врожденных судьбоносных ори­ентации, определяющих формирование замыслов, планов, об­раза жизни, системы ценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознан­ной сферы еще сильнее влияет на выбор. Реконструкция подав­ленной или искаженной натуры — основа психотерапии и пси­хосоматического оздоровления.

Итак, инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя инди­видуальный стиль адаптации н первичную специализацию че-

ловека. Генетическая программа развития индивида гармонич­на. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гар­моничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюн­таристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничнос­ти, к дезадаптации и болезни.

В натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирую­щие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприя­тия и реагирования; 5) половую принадлежность; 6) интеллек­туальные способности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, — и все эти состав­ляющие обусловливают определенную степень адаптированнос-ти человека к жизни, обусловливают его судьбу.

10. Мотивация

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с раз­ной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В

процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи ди­намическими образованиями, могут трансформироваться (изме­няться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозна­чаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и опре­деляющую ее активность, т. е. система факторов, детерминиру­ющих поведение; 2) процесс образования, формирования моти­вов, характеристика процесса, который стимулирует и поддер­живает поведенческую активность на определенном уровне.

За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом — столкновение несовмести­мых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение

стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов дру­гой. Подчеркнем: если препятствия к удовлетворению разнооб­разных желаний — истоки, первопричина конфликтов, то «тя­желый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения — их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколь­ко он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем усло­виям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознава­емое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сфор­мулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть пре­грады на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний пе­реполняет каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успе­хам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаж­дений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хо­чется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания — а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворе­нию становятся причиной межличностных столкновений, осо­бенно если сталкиваются важные потребности и желания.

Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, ви­тальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сек­суальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и приме­няются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхожде­ния, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и ду­ховные потребности. К духовным относят потребность в обще­нии, потребность в эмоциональном тепле, уважении, позна­вательные потребности, потребность в деятельности, эстетичес­кие потреби сти, потребность осознать смысл своей жизни. Даж

не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью дока­зываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: от­крытие научной истины, служение искусству, воспитание де­тей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполу­чить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.

Но недостаточно понять причины неудовлетворения жела­ний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование по­стигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его от­сутствие — один из факторов, приводящих человека к нервозно­сти и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он отно­сится к своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люб­лю», «в целом нравится, но не все в ней устраивает», «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что при одних и тех же затратах энергии степень утомляемости зависит от эмо­ционального отношения к работе. Чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к той самой работе вызы­вает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрес­сивности, и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности. В результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяется его потребность в инте­ресной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются опре­деленные причины. Понять их — значит понять человека. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы про­должить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внеш­не благородную мотивировку, в которую со временем сами под­час начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор» — а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, так как у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не со-

впадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руковод­ствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возник­новением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмо­циональным беспокойством, неудовольствием, начинается мо­тив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо че­ловеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удов­летворить (формируется желание), позже осознается, каким об­разом, с помощью каких действий возможно достичь желаемо­го; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реаль­ных поступках. Мотив может быть неосознанным, если осозна­ние потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлин­ной причины своего поведения. К неосознанным мотивам от­носят: влечение, гипнотические внушения, установки, фруст-рационные состояния.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потреб­ность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сфор­мированы «извне». А установки и фрустрации возникают есте­ственным путем, оставаясь неосознанными, определяют пове­дение человека во многих ситуациях.

«Человек — сумма своего прошлого опыта», — говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосоз­нанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов — известный персонаж из книги «Золотой теленок» Ильфа и Петрова — даже став облада­телем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 р. 70 к. «Что это такое? Ведь я машинально», — шептал он ошеломлен­но, когда его окружили негодующие пассажиры.

В повести «Крейцерова соната» Л. Толстой, описывая взаи­моотношения ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еще не начав разговор, был заранее убежден в неправоте другого.

В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных ус-

тановкой, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной го­товностью к определенному поведению, готовностью поло­жительно или отрицательно реагировать на те или иные собы­тия, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она ос­тается на более или менее длительное время. Скорость образо­вания и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без пол­ного объективного анализа конкретной ситуации, формиру­ются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Например, в эксперименте двум группям показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидяг портрет героя, а другой группе скэзали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: «Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек». Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение ге­роя: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма...». Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отно­шение к какому-то человеку задумайтесь, не находитесь ли вы в плену негативной установки, предубеждения.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию ус­тановок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют об­разцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эта­лоны, установки «доброго—злого», «красивого—безобразного», «хорошего — плохого», И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепив­шихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказыва­ют влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реаги­ровать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отри­цательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинако­во. В беседе отрицательная установка может быть направлена на: 1) личность самого собеседника (если бы то же самое гово­рил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе), 2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопусти­мо»), 3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»). Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отверг­нуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мне­ние. Для этого должны быть подготовлены и представлены убе­дительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрацнонные состояния, возникающие в результате фру­страций (см. ранее), могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистли­вым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не пони­мая, почему он так реагирует) либо чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным (регрессив­ная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека — степень выраженности его фрустрационного состояния — выс­тупает как мощный неосознанный фактор, побуждающий чело­века к определенным устойчивым формам реагирования в раз­нообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличивать­ся, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возника­ют непреодолимые препятствия к достижению цели: 1) нехват­ка внешних средств или внутренних способностей для достиже­ния цели; 2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек); 3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутрен­ние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями, которые не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность воз­растает, накапливается, если человек не стремится овладеть ме-

тодами самоуправления, саморегуляции, приемами восстанов­ления эмоционального равновесия. Степень фрустрированности можно определить с помощью теста Розенцвейга.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением н всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности сво­им убеждениям люди даже идут на смерть).

Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простей­ший общий знаменатель всей своей деятельности, динамичес­кий принцип существования. Цель жизни — бесконечное выжи­вание. Человек — одна из форм жизни. Во всех своих проявле­ниях и целях он подчиняется одной команде: «Выживать!»

Понятие «выживание» первоначально рассматривалось как деятельность человека, направленная на обеспечение собствен­ного выживания. Но такой подход не объяснял многих феноме­нов человеческого поведения: солдат жертвует своей жизнью ради Родины, мать отдает свою жизнь — ради спасения ребенка. И тогда возникла идея: поскольку человек развивался и становил­ся сильным как стадное существо, как животное, которое охо­тится в стае, то, возможно, все его действия можно рассчитать с точки зрения выживания группы. Так родился постулат, что че­ловек выживал исключительно ради выживания групп. Идея выглядела правильной, но большинство наблюдений реального поведения человека опять остались необъясненными. Тогда объяснить поведение человека попытались с точки зрения чело­вечества вообще. Это означает, что человечество выживает ради человечества из чистого альтруизма, и человек живет исключи­тельно для выживания всего человечества. Но в реальности этот механизм не работал. Потом вспомнили, что всю деятельность человека и его поведение можно объяснить, сведя все цели ис­ключительно к половой активности и сексу, т. е. активное стрем­ление человека к выживанию пытались объяснить только сек­сом. Но по мере приложения этой теории к данным наблюдений оказалось, что объяснено опять не все.

Наконец, все четыре фактора — личность, секс, группа, че­ловечество — были внесены в одно новое уравнение. И так была найдена теория, которая работала и объясняла все реальные фе­номены человеческого поведения.

Таким образом, из динамики выживания были выведены четыре динамики. Под «динамикой поведения» имелась в виду основная команда «Выживай!», которая является главной для всякой деятельности. Четыре динамики являются основной си-

лои, целевыми подразделениями всего динамического принци­па выживания.

Первая динамика — это стремление к максимальному вы­живанию человека ради себя самого. Такая цель объединяет че­ловека, культуру, в развитии которой он участвует для пользы себе и бессмертия своего имени.

Вторая динамика — это стремление человека к максималь­ному выживанию посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей. Эта динамика включает в себя самих детей, продолжение культуры для детей и их будущего благополучия.

Третья динамика — это стремление человека к максималь­ному выживанию группы.

Четвертая динамика — это стремление человека к макси­мальному выживанию всего человечества.

Ни одна из динамик не сильнее других. Они все сильные, подобны четырем дорогам, по которым человек идет к выжива­нию и которые на самом деле являются одной. Можно считать, что все цели человека находятся внутри этого спектра, и это объяс­няет его поведение. Случается, что четыре динамики соревну­ются между собой в воздействии на человека или общество. Но оптимальным решением любой проблемы является то, кото­рое приносит максимальную пользу наибольшему числу динамик. Самым лучшим решением любой проблемы является то, кото­рое приносит наибольшее благо наибольшему количеству лю­дей, включая самого человека, его потомство, друзей, семью, политические и национальные группы и в конце концов челове­чество. Наибольшее количество добра может быть связано с ка­кими-то разрушениями, но ценность решения при этом снижа­ется пропорционально количеству причиненных разрушений. Человек должен приносить пользу самому себе, если он хочет приносить оптимальный результат. Другими словами, посвя­тить всю свою жизнь служению человечеству и своей группе, блокируя динамики личности и секса, — вовсе не оптимальное решение. Образец поведения для выживания построен на осно­вании этого уравнения оптимального решения. Самопожертво­вание и эгоизм одинаково понижают ценность уравнения опти­мального действия. Люди давно это подозревали — и были пра­вы.

Однако случается, что уравнения оптимального решения со временем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками приходится пренебрегать, чтобы остальные продол­жали существовать. История моряка, отдающего жизнь за спа сение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики

Такое действие — приемлемое решение проблемы, однако это не оптимальное решение проблемы, потому что здесь не приня­та во внимание первая динамика моряка, т. е. он сам.

Тот факт, что единственная цель человека — это выжива­ние, не значит, что он сам является самым лучшим механиз­мом выживания, который был или когда-нибудь будет создан жизнью. Целью динозавра тоже было выживание, однако его давно нет. Подчинение команде «Выживай!» еще не значит, что все попытки выжить будут одинаково успешны. Набор характе­ристик для выживания одного вида организма не подходит для другого.

Методы выживания любого живого существа можно обоб­щить так: питание, безопасность (защита и нападение) и раз­множение. Основное оружие выживания человека — умствен­ная деятельность, руководящая физическими действиями на ра­зумном уровне.

Человеческий ум занимается восприятием и хранением ин­формации, составляя или рассчитывая выводы, формулируя или разрешая проблемы, имеющие отношение ко всем четырем ди­намикам выживания. Цель восприятия, хранения, составления выводов и разрешения проблем — направить свой организм по четырем динамикам к выживанию. Интеллект человека — это способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Дина­мика — это жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании. И динамика, и интеллект необходимы, чтобы чего-то добиться. Но динамики могут подавляться инграммами (бес­сознательными записями, возникшими в момент физической боли, потери сознания, в ситуациях, сопровождавшихся непри­ятными переживаниями, сильными эмоциями). И интеллект может подавляться инграммами, которые вводят в аналитичес­кий ум неверную или неправильно расцененную информацию. Аберрации, которые включают в себя ненормальное или нера­циональное поведение, являются следствием инграмм. Ошибки интеллекта, аберрации — нерациональное поведение, психосо­матические болезни — все это приводит к ослаблению потенци­ала выживания, подталкивает человека к смерти. Инграммы являются единственным источником всех аберраций и психосо­матических заболеваний, они физически нарушают потенциал выживания человека. Моменты «бессознательности», когда ана­литический ум ослаблен в большей или меньшей степени, — единственное состояние, когда можно получить инграммы. Ин-грамма — это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции или ощущения. Ин-

грамма недоступна для осмысления аналитическим умом как жизненный опыт. Люди не подозревают зачастую о наличии в их бессознательной психике инграмм, которые подталкивают к аберригированным нелепым формам поведения, к снижению потенциала выживания или даже к самоуничтожению. Почему человек действует разрушительно, нерационально, ведя войны, уничтожая целые народы, нарушая экологию? Что является при­чиной всех неврозов, психозов, сумасшествий, извращений, жестоких преступлений? Что толкает нас на мелкие и крупные глупости, ошибки? Главным образом причиной всего этого не­гативного человеческого поведения являются инграммы, кото­рые образуются в «моменты бессознательности» — того состоя­ния, которое вызывается наркозом, наркотиками, травмами, шоком, эмоционально-болезненными ситуациями и психотрав­мами. Если с помощью специальных психологических методов найти и «стереть» эти инграммы, очистить сознание от искажа­ющего влияния инграмм, то результатом будет возвращение со­знания к действиям в оптимальном режиме выживания, возвра­щение физического и душевного здоровья. Так, достижения пси­хологии могут способствовать существенному повышению по­тенциала выживания человека.

В современной психологической литературе существует не­сколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (обще­ния, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъек­том межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказы­вать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясня­ет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются ло­гическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные ре­зультаты своей деятельности внешними, а удачные — внутрен­ними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотива­цией и достижением успехов в деятельности не носит линейно­го характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы яв­ляется наилучшим при среднем уровне мотивации и, как пра­вило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со вре­менем становятся чертами личности человека. К таким чертам

Прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление че­ловека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и обще­ния. Локус контроля— характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответ­ственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем слу­чае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (обще­ния), которого рассчитывает добиться человек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...