Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное восприятие и понимание людьми друг друга 2 глава




2.1. Теории межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Социально-психологическое влияние

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжитель­ные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные пе­реживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-соци­альными причинами, способствует выживанию человека: • наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивав­шей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

Теории межличностного взаимодействия

1. ТЕОРИЯ ОБМЕНА (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИН-ТЕРАКЦИОНИЗМА (Мид) 3. ТЕОРИЯ АТТРАКЦИИ
А) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается Б) Человек стремится к «максимуму выигрыша» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем ваша) В) Закон агрессии — если человек не получает возна­граждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится более ценной для него, чем взаимо­действие Г) «Закон насыщения» — чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды Д) «Принцип наименьшего интереса» — человек, который менее заинтересован в продолжении со­циальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть Е) «Принцип монополии» — если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю — отношения вла­сти Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их за­тратам А) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспо­сабливают свое поведение к ожи­даниям и действиям других людей Б) Люди реализуют социальные ожи­дания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязан­ности своей социальной роли В) Люди реализуют социальные роли через «подражание» в детстве, че­рез «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где человека ценят А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, расположе­ние, аттракцию Б) Симпатия возникает, если: — частота контактов — физическая привлекатель­ность — «ровняв по привлекательно­сти и интеллекту, статусу — сходство интересов, мнений, — сходство происхождения — для продолжения отношений важно взаимодополнение — нам нравятся те, кому мы нравимся — нравятся те, кто доброжела­тельно внимателен к нам, по­нимает нас — физическое сексуальное вле­чение
4.ТЕ0РИЯ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ (Гарфинкель) 5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 6. ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИЧЕ­СКОГО ПОДХОДА (Гофман)  
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями - это центр со­циального взаимодействия Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил А) При взаимодействии людей вос­производится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы по­добно тому, как подчинялись в дет­стве отцу), (конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали про­тив родителей) А) Люди как актеры разыгрывают роли, хотят произвести хоро­шее впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей - это театральная пьеса  
7. БАЛАНСНЫЕ ТЕОРИИ (Хайдре, Ньюком) 8. ТРАНСАКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э.Берн) 9. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ (Парк, Рекс)  
А) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отно­шению друг к другу и третьим объектам (предме­там, людям) Б) Продолжение отношений при сбалансированных связях между мнениями людей: «Друзья моих друзей — мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья» В) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль= диссонанс, который может привести к непонима­нию друг друга, к охлаждению и разрыву отноше­ний) А) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, зани­маемых ими в процессе общения Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации-взаимо­действия В) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфи­ческими позициями участников Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепро­вождение, игры-манипуляции,уход, соревнование, конфликт А) Движущая сила развития взаимодействия людей — это конкуренция, которая может привести к конфликту Конкуренция, соревнование— конфликт— приспособление — ассимиляция (угасание кон­фликта, трансформация личностей под влиянием тес­ных контактов) Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, кон-фликтогены  
           

КОНФЛИКТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ людей и КОНФЛИКТЫ

Экстраверты Инттюверты Мыслительные Эмо: «тональные
шумные, обилие слов, не помнят, что говорят, сло­весные стычки, агрессивность замыкаются в себе, исключают возможность общения и ре­шения проблемы, страдает здо­ровье пытаются разо­браться в сути конфликта, найти решение, ценят только свое решение сосредоточива­ются на своих чувствах, обви­няют себя, оби­жаются на дру­гих, плачут, кри­чат, потеют и т.п.
Сенсооные Интуитивные Решаюшио Bqcd инимаюшие
внимание на де­тали, конкретные слова, слова, со­бытия, факты внимание на под­текст, смысл слов и ситуации, нечеткость высказываний категоричные утверждения, убеждены в своей правоте, агрессивны, на­пористы, не слушают других находят различ­ные варианты, доводы, с разных стсрон смотрят на конфликт, колеблются в решении
РЕКОМЕН РЕШЕНИЮ КОНФПИК1
Экстоазеоты Остановитесь! Послушайте точ­ку зрения другого человека, поду­майте Интоовеоты Выражайте свое мнение! Повторите, чтобы собеседник вас понял! Мыслительные Выразите свои чувства, предо­ставьте другим выразить чув­ства, мысли Эмоциональные Будьте прямо­линейны, не бойтесь конфрон­тации, не терзай­тесь чувством вины
Сенсооные Обратите внима­ние на сопутст­вующие конфлик­ту обстоятель­ства MHTVHTHBHblfi Не уклоняйтесь от конкретной проблемы в глобальные рассуждения! Решаюшие Вы не всегда пра­вы! Важно понять собеседника! Восои н и м аюш и е Займите четкую позицию! Отстаивайте ее!
         

• социальная связанность детей и воспитывающих их взрос­лых обоюдно повышает их жизнеспособность;

• найдя родственную душу — человека, который поддержива­ет нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

• потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обез­доленность.

Человек — в самом деле общественное, социальное суще­ство, живущее в условиях взаимодействия и общения с людь­ми.

Единица взаимодействия называется трансакцией. Берн пи­сал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно загово­рят друг с другом или покажут свою осведомленность о присут­ствии друг друга. Человек, к которому обращен трансакцион-ный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается до­полнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет пози­ции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе которых стро­ится реальный процесс взаимодействия. Взаимодействие с по­зиции Родителя предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоцен­ности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции Взросло­го предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции Дитя предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное Дитя»), либо к эмоциональному импуль­сивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтую­щее Дитя»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влия­ние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие — одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным пра­вилам, символически выражая реальные социальные отноше­ния и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаи­модействие идет с позиции «Родитель—Родитель». Ритуал обна­руживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценност­ные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведе­ние, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия важны для осу-

ществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и пере­дачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимо­действие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубо­кое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности соци­альных связей, механизм сплочения людей, повышения их со­лидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлевать­ся на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое про­никновение определенных ценностей в групповое и индивиду­альное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении своей истории ог­ромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обря­ды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относится многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удов­летворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий —операциях — трансак­ция осуществляется с позиций «Взрослый—Взрослый». С опе­рациями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимо­действия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверж­дает свою компетентность и получает подтверждение окружаю­щих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение про­фессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осу­ществление этих обязанностей — вот те операции, которые за­полняют жизнь людей.

Соревнование — форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с Другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока коман­ды, но тем не менее человеку присуще желание добиться луч­ших результатов, чем другие члены команды. Поскольку чело-

век принимает установки других людей и позволяет этой уста­новке других определять, что он совершит в следующий момент. с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органи­ческим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.

3 ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно бесе­дует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем — такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход — довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области меж­личностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология—пси­хоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодей­ствий — времяпрепровождение, обеспечивающие хотя бы ми­нимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение —-фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять по­требность людей в признании. Самое распространенное время­препровождение с позиции Родитель—Родитель: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, муж­чины, власть, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) — это мужское времяпрепровождение; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» — преимущественно женское времяпрепро­вождение. Во время подобных времяпрепровождений происхо­дит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловле­но появлением взаимной симпатии — аттракции. Тесные взаи­моотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (т. е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют дру­зья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улуч­шают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смер­ти. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттрак­ции (привязанности, симпатии):

• частота взаимных социальных контактов, близость, геогра-

фическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном клас­се, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость позволяет людям часто встре­чаться, открывать друг в друге черты сходства, обменивать­ся знаками внимания);

• физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлека­тельные мужчины. Красота нравится);

• феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню при­влекательности. Фромм писал: «Часто любовь — это не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их цен­ность на рынке личностей». В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет ком­пенсирующее качество. Мужчины обычно предлагают ста­тус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в об­ществе);

• чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип фи­зической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях бо­лее красивые являются счастливей, сексуальней, общитель­ней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);

• отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контрас­та» — например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины, в том числе соб­ственные жены, кажутся менее привлекательными; пони­жается сексуальная удовлетворенность партнером после про­смотра порнографических фильмов);

• «эффект усиления» — когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекатель­ными для нас; чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди про­тивоположного пола);

• сходство социального происхождения, сходство интересов

взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», — указывал Аристотель);

• а для их продолжения необходимы взаимодополнение, ком­петентность в области, близкой нашим интересам;

• нам нравятся те, кому мы нравимся;

• если чувство собственного достоинства человека было уязв­лено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значи­тельной степени понравится новый знакомый, доброжелатель­но уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, поче­му иногда люди так страстно влюбляются после того, как ра­нее другой отверг их, затронув тем самым их самолюбие);

• вознаграждающая теория привлекательности: теория, соглас­но которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгод­но, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;

• принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотноше­ний, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба н любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похо­жи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испы-тывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и ува­жения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т. е.:

любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение;

в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуально­го влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличают­ся от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Дитя—Дитя», выражающие взаимное при­знание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно про­блемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружес­ких и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотда­ча, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответствен­ность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

(«Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой» — Ф. Крэйн).

Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра — это искаженный спо­соб взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну — в потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Игры, или английское слово «геймы», — это стереоти-пизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее пред­сказуемому предопределенному результату, это серия манипу­ляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета жела­ний этого другого. Геймы, в отличие от всех других видов взаи­модействий — ритуалов, времяпрепровождений, операций, друж­бы, любви, — нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты. -

Игры отличаются от других способов структурирования вре­мени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша. Каждый участник гейма, даже потерпевший пора­жение, получает выигрыш, но крайне специфический — в фор­ме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозре­ния, унижения, презрения, высокомерия, — что служит своеоб­разным подтверждением правоты жизненной позиции этих лю­дей, согласно которой «люди — плохие, я — плохой, жизнь — плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознатель­ные игры, получая специфические негативные выигрыши, по­скольку эти игры являются важной частью неосознаваемого плана жизни, или сценария, человека. Каждый гейм начинается с при­манки, которую активный участник, инициатор, предлагает пас­сивному участнику с учетом особенностей его характера, с уче­том его «слабинки». Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному ре­зультату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего насту­пает расплата или выигрыш.

Чтобы выйти из гейма и не стать жертвой чужих манипуля­ций, важно постараться заменить двойные трансакции на откры­тые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скры­того подтекста в словах, трансакциях.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в ре­зультате взаимодействия повторный ответ человека на некую про-

Социализацияпроцесс формирования личности

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — избирательное отношение человека к любому влиянию группы, ре­шение принимается самое гоятельно со всей личной ответственностью

блему более сближается с ответом другого человека, чем с соб­ственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного чело­века становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует разли­чать конформность и внушаемость. Конформность— подвер­женность человека групповому давлению, изменение его пове­дения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость че­ловека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия, — непроизвольная подат­ливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают: а) внутреннюю личную конформность (усваивае­мая конформная реакция) — мнение человека действительно ме­няется под воздействием группы, человек соглашается, что груп­па права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение даже при отсутствии группы; б) демонстра­тивное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, что­бы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близ­ких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души — (внешняя, публичная конформность).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких факто ров человек уступает группе?.

1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в под­ростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимуще­ственно женских видов деятельности, то женщины не усту­пают, а мужчины становятся более конформны. Уровень кон­формности зависит и от профессиональной деятельности че­ловека. Так, высокий уровень конформности у участников ор­кестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

2. Влияютхарактернстики самой проблемы, характеристики сти-мульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимуль-ный материал, тем чаще проявляется конформность. Катего­риальные, качественные стимулы (а не количественные ха­рактеристики стимулов) увеличивают способность к сопротив­лению групповому давлению.

3. Влияет и размер группы. Конформность возрастает с увеличе­нием группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это родственные свой­ства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям группы на личность, но именно подчи­ненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста. Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к любым влияниям собствен­ной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимо­сти от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответ­ствуют ли они целям и задачам содержания деятельности груп­пы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, вхо­дящих в группу, т. е. группе присуще стремление к гомеостази-су, к уравновешиванию своих членов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразова­ния мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способ­но повлиять на большинство в группе, так как не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать пози­цию большинства? Сами по себе меньшинства могут быть разны­ми: 1) меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной; 2) по­зиция меньшинства противостоит позиции большинства. Для того чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необ­ходимо, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее; чтобы мень­шинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внут-ригрупповых влияний: а) вначале у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», б) поз-

же возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Может, существуют причины, внешние объек­тивные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»? в) поз­же наступает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пере­смотр своих способностей адекватно определить правильный от­вет. Вот этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не поступает реальное жиз­ненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частич­ной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений с уклоном к позиции меньшинства происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшин­ства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, из­менения, пересмотра позиции большинства происходит интенсив­нее. В случае, если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение боль­шинства долго лидирует в группе.

Распространенная форма социального влияния — повинове­ние, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить неприятности, социаль­ное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким ста­тусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стра­тегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенден­цию к подчинению? В экспериментах американского психолога Мингрема испытуемые в роли «учителей» наказывали током «уче­ников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать уча­стие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, об­мороках. Почему «жертвы» остаются участвовать в эксперименте? У людей могут быть два типа психологического состояния взаи-модейстЕия между людьми: 1) автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит, 2) человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систе­му—и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии (феномен «диффузии ответственности» или "атрибуции ответственности», приписывания ее другому лицу, а не себе). Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспе­риментатора как человека, который занимает более высокий ста­тус и, значит, несет ответственность за все происходящее. Такая

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...