Философские воззрения на мир
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Познание Знание в узком смысле - любого рода информация. Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация. Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Гносеология - учение о познании. Онтология - учение о бытие. Бытие - мир вокруг нас. Субъект познания - познающий человек Объект Субъект и объект могут совпадать. Познание может быть произвольным (ожог) и организованным. Виды познания: 1. 1. чувственное В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания: 1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный) 2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый) 3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами) Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах). Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания: - отражает только признаки предметов - пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное) - нельзя постичь сущности предметов и их свойств 1. 2. рациональное Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение Формы рационального познания: 1. Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
2. Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое) 3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает). - индукция - от частного к общему - дедукция - от общего к частному - аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: - имеет обобщенный характер - носит абстрактный характер - активно и целенаправленно - связано с речью Цель познания - истина. Ложь - преднамеренное искажение действительности. Заблуждение Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Признаки истины: 1. объективность- независимость от сознания человека 2. конкретность 3. это процесс Виды истины: 1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4) 2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением. Критерий истины- практика. Формы практики: 1. материальное производство (ВГО) 2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт) 3. научный эксперимент. Функции практики: 1. практика- источник познания 2. практика – основа познания 3. практика – цель познания 4. практика – критерий истины. Пути познания: 1. 1. Ненаучный а) мифологический б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный 1. 2. Научный Паранаука - околонаучное знание Особенности научного познания: 1. стремится к максимальной объективности 2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений. 3. Использует особый научный язык 4. использует особые методы Уровни научного познания: 1.э мпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома) 2. теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна) Методы научного познания: 1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы. 2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. 3. воображение. Теоретические методы. 4. выдвижение гипотез 5. построение теоретических моделей Направления в развитии научных знаний: 1. постепенное накопление- НТП 2. научная революция (Энштейн) Социальное познание Социальное познание - познание общества. Особенности социального познания: 1. субъект и объект познания совпадают 2. общество - сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга. 3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента 4. субъективность изучающего 5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям. Принципы социального познания: 1. конкретно-исторический подход - рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи (ПП) 2. руководство научными методами. 3. Соблюдение дистанции к объекту - объективность 4. выбор значимого в явлении Факт - событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях. Виды социальных фактов: 1. Действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега) 2. продукты человеческой деятельности
- материальные (пирамиды) - духовные 1. словесные действия: мнения, суждения, оценки (Иду на Вы) Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать. Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Подведение под понятие (революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка. Оценка - одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей. Оценка факта зависит: - от свойств самого изучаемого объекта - от соотнесения с другим аналогичным или идеалом - от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.
Самопознание Самопознание - процесс познания человеком самого себя. Самосознание - определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой. Этапы самосознания: 1. чувственное восприятие мира 2. способность самостоятельно действовать с предметами 3. формирование самооценки Самооценка - эмоциональное отношение человека к самому себе. Самооценка зависит: 1. от самого человека - соотношение себя с идеалом; успех: притязания -отношение к своим успехам и неудачам 1. от оценки других людей. Виды самооценки: 1. адекватная 2. завышенная 3. заниженная Я - концепция - итог размышлений человека о самом себе. Состоит из Я - образов. Я - образ - представление человека о самом себе - Я - открытое (я знаю, все знают) - Я - закрытое (я знаю, другие не знают) - Я - слепое (другие знают, я не знаю) - Я - непознанное (никто не знает) Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Философские воззрения на мир Способы познания мира: 1. мифологический Миф ( греч)- сказание, предание -о богах -о героях - о конце света. Эсхатология- учение о конце света. -о происхождении человека и мира
Особенности мифологического сознания: - воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов - в причинах явлений видели действие целенаправленных сил (Бог, сглаз) -восприятие времени через периоды жизни человека -восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил 2. религиозный 3. философский 4. научный Философия (греч) — любовь к мудрости Философия - наука о наиболее общих закономерностях природы и общества. Основной вопрос философии: 1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание. Материалисты - первично бытие Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях. Формы материи: -вещественная -полевая(электричество) Идеалисты - первично сознание а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа (Платон, Гегель) б) субъективные -первичны человеческие ощущения (Беркли) 1. познаваем ли мир Когнитивные оптимисты - да Агностики -нет (Кант) Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Античные философы. Платон. Первый труд по обществу «Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития (Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания. Тимократия - форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам. Идеал - аристократическое государство. Идеальное государство справедливого неравенства: - философы (мудрые) - воины (храбрые) - крестьяне и ремесленники(умеренные, производители благ)
Аристотель. «Платон мне друг, но истина дороже» Ввёл понятия демократия и гражданин. Называл правильными формами правления: монархию, аристократию (власть нескольких лучших), демократию Неправильные формы правления: тирания (выгоды одного), олигархия (выгоды состоятельных граждан), охлократия (власть толпы). Меринтократия - власть, основанная на заслугах. Идеальное государство справедливого неравенства: - богатые (плутократия- приобретают состояние противоестественным способом) - средние слои - бедные-граждане второй категории Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития. Сократ. «Я знаю только то, что ничего не знаю». «Познай самого себя». Цицерон. Ввел понятие индивид. Сторонник республики. Эпикур. Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|