Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ.




Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента — Совет Федерации — входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно. Заседания палат являются обычно открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно — Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами — членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов)

Исполнительный орган Российского государства — Правительство РФ:

— осуществляет исполнительную власть;

— состоит из Председателя, заместителей и федеральных министров;

— Председатель назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

— предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

К ведению Правительства РФ относятся:

— вопросы разработки, представления Государственной Думе федерального бюджета и обеспечения его исполнения;

— отчет Государственной Думе об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществление управления федеральной собственностью;

— осуществление мер по обороне страны, государственной бе­зопасности, реализации внешней политики РФ;

— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ;

54. Совет Федерации: порядок формирования, вопросы ведения, внутренняя организация.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России.

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

Палаты парламента образуют комитеты.

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

На заседаниях комитетов, комиссий палат Российского парламента рассматривают две группы вопросов:

а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии;

б) влиянием комитета, комиссии на организацию и характер принимаемых палатой решений.

Каждая из палат парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в Государственной Думе - депутатских объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.

55. Государственная Дума: порядок избрания, вопросы ведения, внутренняя организация.

Госдума - нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган властив Российской Федерациинаряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пятилетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы - одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы, день голосования определяется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона. В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы (статья 97 КРФ) может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Для регистрации кандидаты представляют также сведения о доходах и имуществе. Если все требования, предусмотренные федеральным законом, соблюдены, окружная избирательная комиссия (Центральная избирательная комиссия) принимают решение о регистрации соответственно кандидата, федерального списка кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию, в том числе и через средства массовой информации, на равных основаниях. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета. Кандидаты, избирательные объединения и блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также отменить регистрацию. При голосовании избиратель получает два бюллетеня, по федеральному округу и по одномандатному округу.

Выборы по одномандатному округу признаются несостоявшимися, если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов, по федеральному округу - если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 процентов голосов или если все избирательные списки, которые могут претендовать на получение мандатов, не получат в совокупности 50 процентов голосов, и как в федеральном, так и в одномандатном округе, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей. Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Центральная избирательная комиссия распределяет депутатские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее 5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки. Не позднее чем через две недели со дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы. Если выборы признаны не состоявшимися, недействительными или их результаты аннулированы, проводятся повторные выборы. Если досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, проводятся дополнительные выборы. Дополнительные и повторные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока полномочий Государственной Думы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по федеральному округу, его депутатский мандат, как правило, передаётся зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

Конституция Российской Федерации(статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

• дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

• заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

• решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

• назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

• назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

• назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума РФ КРАТКО:

— состоит из 450 депутатов;

— избирается сроком на четыре года;

— депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

— одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и Государственной Думы, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— депутаты работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на иной государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

— депутаты обладают неприкосновенностью;

— собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания (Президент РФ может созвать заседание ранее этого срока);

— первое заседание открывает старейший по возрасту депутат;

— заседания проводятся раздельно (за исключением - для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств) и открыто (за исключением случаев, предусмотренных регламентом палаты);

— избирает из своего состава Председателя и его заместителей;

— образует из своего состава комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— объявление амнистии;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

— принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ;

— постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...