Основные показатели рентабельности
При расчетах показателей рентабельности исходят из разных величин, составляющих прибыль, - балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли. Выделяют следующие основные показатели рентабельности: рентабельность продукции (издержек); рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность текущих активов; рентабельность собственного акционерного капитала. . Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:
,
где Rпр - рентабельность продукции; П - прибыль от реализации продукции; С - полная себестоимость реализованной продукции. Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий, т. е сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС); общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат. . Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации (П) продукции, работ и услуг или чистой прибыли (ЧП) к выручке от реализации (ВР) без налогов, включаемых в цену продукции.
, или
Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия, т.е. показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
В условиях если предприятие производит один вид продукции, уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Менеджеры используют показатель рентабельности продаж для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции. . Рентабельность активов определяется как отношение прибыли (балансовой или чистой) к средней величине активов за определенный период. Этот показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе. Рентабельность активов также можно представить как произведение показателей, характеризующих эффективность использования материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
Отсюда просматривается взаимосвязь между размером прибыли, содержащейся в цене продукции, и скорость оборота активов. Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие была достаточной. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара. . Рентабельность текущих активов представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия. Этот показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы. . Рентабельность собственного акционерного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период:
Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, то есть величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие и оставшуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды. При расчете показателей рентабельности необходимо использовать единый подход - проводить расчет на основании средних значений за период анализа, либо на основании значений на конкретную отчетную дату. Это обеспечит сопоставимость результатов расчета. Виды рентабельности
Выделяют следующие виды рентабельности: а) общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:
,
где R - уровень рентабельности, % П - прибыль Оф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов Об - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств
Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов. б) фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, непрокредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по неотфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов. Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот. в) расчетная рентабельность представляет собой, отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т.п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств. При анализе работы предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет рентабельность, определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
,
где О - оптовая цена предприятия на изделия, С - полная себестоимость изделия. Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции. В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:
,
где Rм - расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат Ф - производственные фонды отраслиф - норматив рентабельности к производственным фондам (С-М) - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат. Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|