Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные группы показателей рентабельности




 

В рыночной экономике придается большое значение сравнениям прибыли с доходообразующими факторами и базами ее формирования. Международная практика выработала разновариантные схемы расчета рентабельности (доходности).

При стандартной оценке финансового состояния предприятия западными методиками предлагается: во-первых, использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку как для работников предприятия, так и для пользователей финансовой информации (менеджеров, учредителей и акционеров, инвесторов и кредиторов); во-вторых, использование системы показателей рентабельности как одного из элементов финансово-экономической оценки текущего положения предприятия; в-третьих, необходимость проведения динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности, по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам.

Для этих целей выработана система показателей рентабельности, которая объединяет три основных группы показателей (табл.1).

. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе прибыли (дохода). Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например:

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периодов.

 

Таблица 1

Система финансовых коэффициентов рентабельности

Основные группы показателей рентабельности Финансовые коэффициенты рентабельности
1. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе прибыли (дохода) 1.1 Коэффициент предельного уровня валовой прибыли 1.2 Коэффициент предельного уровня прибыли от основной (операционной) деятельности) 1.3 Коэффициент предельного уровня прибыли от всей деятельности предприятия 1.4 Коэффициент предельного уровня чистой прибыли 1.5 Коэффициент критической рентабельности
2. Показатели рентабельности, рассчитанные в связи с использованием производственных активов 2.1 Коэффициент отдачи на всю сумму производственных активов 2.2 Коэффициент отдачи на инвестированный капитал 2.3 Коэффициент отдачи на акционерный капитал
3. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств 3.1 Коэффициент рентабельности оборота 3.2 Коэффициент рентабельности совокупного капитала 3.3 Коэффициент рентабельности собственного капитала 3.4 Коэффициент обслуживания долга.

 

Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:

 

; ; или ; ; ,

 

где - Р1, Р0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

N 1, N 0 - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S 1, S 0 - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

∆ K - изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

 

 

Соответственно влияние изменения себестоимости составит:

 

 

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

 

 

. Показатели рентабельности, рассчитанные в связи с использованием производственных активов. Вторая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

 

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:

 

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств (ЧПДС).

 

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.


Заключение

 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

При планировании ассортимента производимой продукции необходимо учитывать, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.


Список литературы

 

1.  Верещака В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2000. - № 12.

2. Ефимова О.В. Анализ финансового положения предприятия - М., 1997.

.   Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416 с.

.   Материалы с сайта: http://www.alt-invest.ru/

.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. - Мн.: ИП "Экоперспектива"; "Новое издание", 1999. - 498 с.

.   Справочник финансиста предприятия. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 559с.

.   Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 447 с.

.   Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С.74.

.   Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2002.

.   Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998. - 584с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...