Учебники и учебные пособия 5 глава
Литература Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. –– М., 1994. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. –– М., 1997. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. –– 1996. –– № 11. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства //Правоведение. –– 1995. –– № 6. Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1999. № 3. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: Трудный путь к свободе. –– Ростов-н/Д., 1996. Васильева Т.А. Гражданство // Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. –– М., 2000. Васильева Т. Россия и соотечественники: Приоритеты и политика // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. –– 2000. –– № 4. Витрук Н. В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. –– М., 1976. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н.Комковой. –– Саратов, 1998. Корсик К. А. Теория правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. –– М., 1999. Кутафин О.Е. Российское гражданство. –– М., 2003. Малышев В.А. Иностранцы. Гражданство. Регистрация. –– Ростов-н/Д.: 2006. Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации: российские и международные акты. Комментарий законодательства. –– М., 2003. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств – участников СНГ о гражданстве. –– М., 1996. Российское гражданство: Учебн. пос. / Под ред. В.Я.Кикотя. –– М., 2003. Смирнова Е.С. Россия и европейские стандарты института гражданства в начале XXI века // Государство и право. –– 2002. –– № 2.
Тема 8. Конституционно-правовые основы 1. Правовой статус беженцев. 2. Правовой статус вынужденных переселенцев. 3. Различия в правовом статусе иностранных и российских граждан. Методические рекомендации На семинарском занятии студенту необходимо сформулировать понятие беженца, указать права и обязанности лиц, признанных беженцами. Студентам необходимо выявить категории лиц, которым не предоставляется статус беженца. Рассматривая процедуру признания лица беженцем, необходимо учитывать, что органы миграционной службы могут потребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи, доказательства чего нередко нелегко получить, а иногда и просто опасно. В этом случае лицо вправе обратится в российский суд по месту его прибытия с заявлением об установлении юридического факта опасности преследования его или членов его семьи в порядке особого производства. Обучающемуся следует понимать, что беженцы и вынужденные переселенцы – это мигранты. При подготовке второго вопроса о правовом статусе вынужденных переселенцев студенты должны уяснить, что вынужденные переселенцы являются гражданами Российской Федерации. Следует также рассмотреть категории лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Студенты должны перечислить права и обязанности вынужденных переселенцев, охарактеризовать процедуру признания лица беженцем. При изучении вопроса о различиях в правовом статусе иностранцев и российских граждан, в первую очередь следует обратить внимание на группу политических прав, которая предполагает возможность участия в управлении делами общества и государства, и принадлежит, как правило, российским гражданам. Литература Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция.
Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: Правовые проблемы // Государство и право. –– 1995. –– № 5. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Статус беженцев ивынужденных переселенцев: Сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. –– 2002. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. –– М., 1997. Ибрагимов А.Н. Международно-правовые положения беженцев. –– Махачкала, 2000. Ибрагимов А.Н. Понятие и критерии установление статуса беженцев в международном праве // Российский юридический журнал. –– 1997. –– № 2. Лазарев Л.В., Мартышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). –– М., 1992. Малышев В.А. Иностранцы. Гражданство. Регистрация. –– Ростов-н/Д.: 2006. Нарушение международных норм и российского законодательства в отношении прав беженцев и вынужденных переселенцев: Анализ регионального законодательства и нормотворчества / Ред. коллегия: А.Ю.Даниэль, Л.С.Еремина, Е.Б.Жемкова и др. –– М., 1998. Олауссон М. Беженцы и вынужденные переселенцы в странах СНГ // Московский журнал международного права. –– 1998. –– № 1. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. –– М., 2003. Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. –– М., 1999. Фисень И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в СНГ: определение понятий // Московский журнал международного права. –– 1997. –– № 4. Шудра О.В. Статус бипатридов в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». –– Тольятти, 1999. Ястребова А.Ю. Институт убежища и статус беженцев в международном праве // Советское государство и право. –– 1990. –– № 10. Тема 9. Избирательная система и референдум Российской Федерации 1. Понятие и виды выборов. 2. Понятие и виды избирательных систем. 3. Принципы выборов в Российской Федерации. 4. Основные стадии избирательного процесса 5. Референдум в Российской Федерации. 6. Тенденции развития избирательного законодательства. Методические рекомендации В первом вопросе студенту необходимо уяснить понятие и основное назначение выборов. Студент должен уметь отличать понятия «избирательное право», «электоральное право», «выборное право».
Во втором вопросе основное внимание уделяется мажоритарной избирательной системе, как одной их первых, и пропорциональной избирательной системе. Следует критически относится к существованию так называемой «смешанной» избирательной системы, поскольку наблюдать ее в чистом виде не представляется возможным, а используемая ранее «смешанная» система при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не что иное как использование двух систем – мажоритарной и пропорциональной. Третий вопрос предполагает изучение конституционных принципов выборов. Следует помнить, что принципы закрепляются не только Конституцией Российской Федерации, но и федеральным законом, например, такой как добровольность. Отдельные принципы имеют исключения именуемые «избирательными цензами». В четвертом вопросе изучаются основные стадии избирательного процесса, такие как назначение выборов, избирательно-территориальное деление, формирование избирательных органов, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подсчет голосов избирателей, и определение результатов выборов. При изучении пятого вопроса студенты опираются на правовую базу проведения референдума, отличие его от выборов. Особое внимание студенты должны обратить на вопросы, не подлежащие вынесению на референдум. Шестой вопрос о тенденциях развития избирательного права целесообразно начинать с перечня изменений, произошедших в избирательном законодательстве в формировании губернаторского корпуса, увеличение избирательного порога, новый порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, исключение избирательных блоков из числа участников избирательного процесса и др. Студенты должны показать в чем произошли изменения в законодательстве, анализируя и сравнивая новые нормы с ранее действующими.
Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации. –– М., 2006. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 21 июля г., изм. от 14 ноября 2005 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗРФ. 2002. № 24. Ст. 2253 Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: (Заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2005. №48. Ст. 4971. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»//СЗ РФ. 2004. №27. Ст. 2710. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих прав и свободы граждан» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: (Заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2005. №48. Ст. 4971. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ.1996. №49. Ст. 5497. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г., изм. от 14 ноября 2005 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. №2. Ст. 171. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"» РФ. 2003. № 2. Ст. 172. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 535 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 июня 2003 г. № 13/110-4 «О разъяснениях порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих вопросы формирования плательных комиссий субъектов Российской Федерации» // Вестн. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 6.
Литература Авакьян С.А. Выборы – 99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры. –– М., 1999. Амбарнов С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнительный анализ) // Государство и право. –– 1992. –– № 4. Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. –– 2002. –– № 4. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. –– 1999. –– № 5. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Политика и федеральные выборы // Государство и право. –– 1995. –– № 3. Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. –– Ростов-н/Д., 2004. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999) / Отв. ред. А.А.Вешняков. –– М., 2000. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В.Иванченко. –– М., 1999. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов. –– М., 2003. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История, теория, практика. –– М., 1996. Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. –– Владивосток, 1999. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. –– М., 1995. Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право. –– 2003. –– № 5. Комарова В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. –– М., 2004. Лейкман Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. –– М., 1958. Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80-90-х годов. –– М., 1994. Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов Европейского сообщества. –– М., 1992. Марченко М.Н. Институт референдума как форма непосредственной демократии // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. –– 1991. Матейкович М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. –– Тюмень, 1999. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан Российской Федерации. –– М., 2002. Мейер Г. Избирательное право: Историческая и общая части. –– М., 1905-1906. Очерки по истории выборов и избирательного права / Под ред. Ю.А.Веденеева, Н.А.Богдаровой. –– Калуга; М., 1997. Постников А.Е. Избирательное право России. –– М., 1996. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Общая ред. и введение Ю.А.Веденеева, В.В.Смирнова. –– М., 1987. Реформа избирательной системы в Италии и в России: опыт и перспективы / Отв. ред. В.И.Лысенко. –– М., 1995. Руденко В.Н. Право на участие в референдуме: тенденции развития современного российского законодательства // Сравнительное конституционное обозрение. – 2004. –– № 3. Сравнительное избирательное право: Учебн. пос. / Под ред. В.В.Маклакова. – М., 2003. Страшун Б.А. Избирательное право социалистических государств. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. –– М., 1998. Тема 10. Конституционно-правовой статус России 1. Понятие и формы государственного устройства. 2. Особенности российского федерализма. 2. Юридическая природа российского государства. 3. Основные элементы конституционно-правового статуса России. Методические рекомендации Студентам необходимо уяснить, что существуют две формы государства – унитарное государство и федерация, конфедерация не относится к формам государственного устройства. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику указанных форм государственного устройства. Во втором вопросе студент перечисляет различные виды федераций, дает характеристику Российской Федерации. Следует обратить внимание, что Россия нетипичная, отклоняющаяся от привычных форм федерация, которую можно определить как ассиметричную. Способ образования также не типичен, поскольку основой был Федеративный Договор от 31 марта 1992 года и впоследствии, в 1993 году, Конституция Российской Федерации закрепила соответствующую форму государственного устройства, то есть в чистом виде мы не можем наблюдать не договорной, не конституционный способ формирования федерации. Необходимо иметь в виду, что вопрос о юридической природе российского федеративного государства предполагает изучение признаков, которые позволяют отнести Россию к числу федеративных государств, такие как наличие двухпалатного парламента, разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами федеральной Конституцией, наличие территории, которая состоит из территорий субъектов и др. В последнем вопросе студент дает определение конституционно-правового статуса России, и перечисляет основные элементы правового статуса. Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации. –– М., 2006. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №52. Ст. 4916. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 11 декабря 2002 г.) «О языках народов Российской Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. №50. Ст. 1740. 3акон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 (ред. от 22 августа 2004 г.) «О статусе столицы Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации Народных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30, ч. 2. Ст. 3127. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2004 г. № 117 (ред. от 9 июля 2004 г.) «О порядке подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной |власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения» // СЗ РФ. 2004. № Ст. 870. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. № 501 (ред. от 30 ноября 2005 г.) «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 40. 3956; 2005. № 49. Ст. 5222. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5311. Литература Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. –– М., 1994. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. –– М., 1997. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. –– 1996. –– № 11. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. –– М.: Финансы и статистика, 1994. Барциц И.Н. Категория «суверенитета» в правовой теории и практике Российской Федерации. –– М., 1995. Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. –– 2005. –– № 3. Бухвальд Е. Российский федерализм: проблема нового тысячелетия // Федерализм. –– 2000. –– № 1. Гейвандов Я.А. Денежная эмиссия в России как важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики // Государство и право. –– 2004. –– № 5. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. –– М., 2006. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. –– Новосибирск, 2005. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. –– 2004. –– № 3. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства российской федерации. – Новосибирск, 2003. Добрынин Н.М. Федерализм: Историко-методологические аспекты. Добрынин Н.М. Юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на качественно новый уровень // Государство и право. –– 2007. –– № 11. Доровских Е.М. Национальное равноправие в государственном языке // Советское государство и право. –– 1991. –– № 6. Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые проблемы // Вести МГУ. Серия «Право». –– 1991. –– № 1. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. –– М., 1999. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. –– 2002. –– № 3. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. Краткий курс лекций. 2-е изд. –– М., 2000. Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации // Государство и право. –– 2004. –– № 1. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. –– М., 2004. Кремлянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе // Журнал российского права. –– 2003. –– № 4. Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства // Государство и право. Синюков В.Н. О форме федерации в России //Государство и право. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. –– 1996. –– № 10. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. –– Казань, 1998. Федеративный договор: документы, комментарии. –– М., 1992. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. –– 2004. –– № 8. Тема 11. Конституционно-правовой статус 1. Понятие и общая характеристика субъектов Федерации. 2. Конституционно-правовой статус республики. 3. Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения. 4. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа. 5. Понятие, принципы административно-территориального устройства. Виды административно-территориальных единиц. Методические рекомендации В первом вопросе студентам необходимо дать определение субъекта Федерации, их общую характеристику и виды субъектов. Необходимо обратить внимание, что некоторые субъекты имеют как бы привилегированное положение, что выражается в наличии у них Конституции, своего гражданства, своего государственного языка, а также в том, что они единственные названы государством. Во втором, третьем и четвертом вопросе студенты должны уяснить какими нормативно-правовыми актами определяется статусы субъектов, основные элементы, характеризующие статус субъектов, компетенцию субъектов. В последнем вопросе студенты дают определение административно-территориальному устройству, характеризуют принципы, на которых базируется административно-территориальное устройство, приводят классификацию и характеристику основных административно-территориальных единиц. Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации. –– М., 2006. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст 5005. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Литература Андриченко Л.В. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. –– 2005. –– № 2. Афанасьев М.Н. Проблемы российского федерализма и федеративная политика второго Президента. Промежуточные итоги // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. –– 2002. –– № 1. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. –– 1995. –– № 11. Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. –– СПб., 2000. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: Перспективы совершенствования // Журнал российского права. –– 2002. –– № 7. Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: Зарубежный опыт // Журнал российского права. –– 2003. –– № 4. Государство (республика) в составе Российской Федерации: теоретико-методологические правовые аспекты / Под ред. А.Г.Хабибуллина. –– СПб., 2001. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма. –– М., 1999. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. –– 2004. –– № 5. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства российской федерации. –– Новосибирск, 2003. Добрынин Н.М. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. –– Тюмень, 1997. Еллинек Г. Право меньшинства. –– М., 1906. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. –– М., 2001. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области — феномен «сложносоставных» субъектов Российской Федерации: (Конституционно-правовое исследование). –– М., 2002. Иванов В.В. Российский Федерализм и внутригосударственная договорная политика. –– Красноярск, 1997. Иванов В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений. –– Красноярск, 1998. История национально-государственного строительства в СССР (1917-1936). –– М., 1968. История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. –– М., 1957. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. –– 2001. –– № 9. Казак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти: субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. –– 2002. –– № 5. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. –– 2002. –– № 5. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. –– 2002. –– № 8. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. –– 2000. –– № 2. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А.Кряжков. –– М., 2002. Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право. –– 1997. –– № 1. Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. –– 1994. –– № 6. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // государство и право. –– 2000. –– № 1. Кутуева Д.Р. Конституционно-правовые основы компетенции республики в составе Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). –– М., 1999. Народы России. Энциклопедия. –– М., 1994. Национальная политика в Российской Федерации: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. В.А.Тишков. –– М., 1993. Правовой статус республики Татарстан / Под ред. В.Н.Лихачева, Б.Л.Железнова. –– Казань, 1996. Ржевский В.А., Киселева А.В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право. Российский федерализм и конституционная власть республики: Учебн. пос. / Под ред. В.Н.Николаева. –– Чебоксары, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|