Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебники и учебные пособия 7 глава




Федеральный закон от 29 декабря.1999 г. № 218-ФКЗ (ред. от 28 июля 2004 г.) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1, ч. 1.Ст. 1. Ь 13. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ (с изм; от 14 ноября 2002 г.) «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158:

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ (ред. от 30 июня 200З г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2288.

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ (ред. от 5 июля 2005 г.) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (ред. от 31 марта 2005 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдик­ции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.

Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (с послед, изм.) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 нояб­ря 2001 г. № 805 (ред. от 6 февраля 2004 г.) «О Федеральной целевой про­грамме "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001.№49. Ст. 4629.

Литература

Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: Система и принципы. –– М., 2002.

Бойков А.Д. Третья власть в России. Книга вторая – продолжение реформ. –– М., 2002.

Верховный Суд СССР. –– М., 1973.

Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. – 1991. –– № 5.

Колесников Е.В. Конституционный принцип равноправия и институт судебной защиты // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.Н.Комкова. –– Саратов, 2003.

Клеандров М.И. Статус российского судьи. –– Тюмень, 1999.

Клеандров М. И. Международные суды: Учебн. пос. –– Тюмень, 2000.

Клеандров М.И. Статус арбитражных, народных, присяжных заседателей. – М., 2000.

Клеандров М.И. Статус судьи. –– Новосибирск, 2000.

Клеандров М.И. Судебные системы государств — участников СНГ: Законодательное обеспечение. –– М., 2002.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации. –– М., 1992.

Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. –– М., 2000.

Немытина М.В. Суд присяжных в России. –– М., 1994.

Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. –– М., 1971.

Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. –– М., 1998.

Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. –– Саратов, 2004.

Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР. –– М., 1975.

Стецовский Ю.И. Судебная власть: Учебн. пос. –– М., 1999.

Судебная власть / Под ред. И.Л.Петрухина. –– М., 2003.

Судебная реформа: проблемы и перспективы / Отв. ред. Б.Н.Топорнин, И.Л.Петрухин.. –– М., 2001.


Тема 17. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Понятие, субъекты и объекты конституционного контроля.

2. Становление конституционной юстиции.

3. Структура и формирование Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Особенности российской модели Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Методические рекомендации

В первом вопросе студент должен уметь дать определение конституционного контроля, обозначить субъектов, обладающих правом запроса о конституционности того или иного акта. Необходимо учитывать что конституционный контроль может осуществляться различными государственными органами и даже физическими лицами, результаты которого не будут являться обязательными для применения. Рассматривая объекты конституционного контроля, особое внимание следует уделить решения референдума, которые по своей сути не нуждаются в проверке на конституционность.

Второй вопрос представляет собой историческую справку о становлении органов конституционного контроля и конституционной юстиции. Отправной точкой в данном вопросе следует считать образование СССР, финальной – возобновление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в феврале 1995 года.

При подготовке вопроса о структуре и формировании Конституционного Суда необходимо рассмотреть формирование палат Конституционного Суда РФ, избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря, заполнение вакансий в Конституционном Суде Российской Федерации.

В четвертом вопросе следует обратить внимание на отличительные черты Конституционного Суда Российской Федерации, особенности его деятельности.

В последнем вопросе нужно исходить из того, что существуют две основные группы полномочий – полномочия пленума и полномочия палат, а также из того, что на пленарном заседании может быть рассмотрен абсолютно любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N0 1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2005 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2005 г.) «О судебной системе Российской Феде­рации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов»//СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работни­ков аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 144.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финанси­ровании судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФКЗ (ред. от 28 ию­ля 2004 г.) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участ­ков в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1, ч. 1. Ст. 1.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ию­ля 2001 г. № 555 «О полномочном представителе Правительства Рос­сийской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3289.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 но­ября 2001 г. № 805 (ред. от 6 февраля 2004 г.) «О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. С. 4629.

Литература

Байтин М.И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ // Государство и право. –– 2006. –– № 6.

Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. –– СПб., 1995.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. –– М., 1998.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): очерки теории и практики. –– М., 2001.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебное конституционное право и процесс: Учеб. пособие для вузов. –– М., 1998.

Грось Л. Акты Конституционного Суда Российской Федерации и право на судебную защиту // Российская юстиция. –– 1998. –– № 11.

Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. –– 2004. –– № 12.

Клеандров М.И. Статус российского судьи. Тюмень, 1999.

Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С.Саликов. –– М., 2003.

Конституционный Суд как гарант разделения властей: сборник докладов. –– М., 2004.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда в Российской Федерации. –– М., 2003.

Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). –– Томск, 1999.

Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: Проблемы теории и практики. –– Екатеринбург, 2004.

Умнова И.А. Федерализм и конституционное правосудие в России.
–– М., 1999.

Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. –– М., 1998.

Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. –– СПб., 2001.

Шульженко Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. –– М., 1998.

Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. –– М., 1995.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебн. пос. для вузов. –– М., 1997.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституцион­ный Суд. –– М., 1997.

Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. – 1998. –– № 5.

Юдин Ю.А., Шульженко Ю.Л. Конституционное правосудие в фе­деративном государстве: (Сравнительно-правовое исследование). –– М., 2002.

Тема 18. Прокуратура Российской Федерации

1. Понятие прокурорского надзора.

2. Система органов прокуратуры.

3. Компетенция органов прокуратуры.

Методические указания

Студентам следует уяснить, что Прокуратура Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Данный орган некоторые ученые относят к органам контрольной власти, наделяя его функциями одного из элементов «сдержек и противовесов». В первом вопросе студенты должны уяснить понятие прокурорского надзора, сферы прокурорского надзора.

Рассматривая систему органов Прокуратуры необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, требования предъявляемые к работникам Прокуратуры.

В третьем вопросе необходимо уяснить конституционные принципы деятельности Прокуратуры Российской Федерации, компетенцию органов Прокуратуры.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов».// СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (с послед, изм.) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Литература

Бессарабов В. Прокуратура России: федерализм и конституционная законность // Законность. –– 2001. –– № 7.

Бойков А.Д. Проблема развития российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Законность. –– 1998. –– № 7.

Бойков А.Д. Третья власть в России. Книга вторая – продолжение реформ. –– М., 2002.

Желтобрюхов С.П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве (проблемы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. –– Саратов, 1999.

Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. –– 2004. –– № 8.

Костенко Н. Прокуратура – опора президентской власти // Российская юстиция. –– 1994. –– № 11.

Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е.Винокурова. –– М., 2003.

Скуратов Ю.И. Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации // Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин. –– М., 2004.

Тема 19. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

1. Понятие и конституционно-правовые основы осуществления государственной власти в субъекте Федерации.

2. Структура и функции органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъекта Федерации.

Методические указания

Студентам следует обратить внимание конституционные основы осуществления власти в субъектах Федерации, пределы осуществления данной власти. Студенты должны уметь охарактеризовать систему органов государственной власти.

Нужно уяснить, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти. Наименования органа представительной власти может быть различно. Необходимо обратить внимание на структуру и численный состав органа законодательной (представительной) власти, порядок его избрания. Студенты должны уяснить основные направления деятельности данных органов.

При изучении третьего вопроса следует исходить из того, многообразие органов законодательной власти сочетается с единством органов исполнительной власти. Студентам необходимо уяснить основные полномочия органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 31 де­кабря 2005 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Литература

Автономов А.С., Захаров А.А., Орлова Е.М. Региональные парламенты в современной России. –– М., 2004.

Ассиметричность Федерации / Под ред. А.А.Захараова. –– М., 1997.

Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. –– М., 2001.

Гатауллин А.Г., Железнов Б.Л. Конституционный контроль в субъектах Российской Федерации. –– Казань, 2001.

Гошуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. –– М., 1999.

Гранкин И.В. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. –– М., 1998.

Золотухина Т.А. Проблемы правотворчества субъектов РФ // Правовая политика и правовая жизнь. –– 2003. –– № 1.

Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. –– Ростов-н/Д., 1998.

Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А.Кряжков. –– М., 2002.

Конституционные основы российского федерализма: материалы к спецкурсу / Сост. Т.В.Заметина, В.Г.Анненкова / Под ред. В.В.Володина. –– Саратов, 2004.

Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика) –– М., 1999.

Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законода­тельной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. –– М., 2000.

Малый А.Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации. –– Архангельск, 1999.

Матейкович М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Федерации. –– Тюмень, 1999.

Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. –– М., 2002.

Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. –– СПб., 2004.

Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.) –– М., 2001.

Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. –– Челябинск, 2003.

Российский федерализм и конституционная власть республики: Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Николаева. –– Чебоксары, 1998.

Субъект Российской Федерации: правовое положение и полномочия: науч.-практ. пособие / Отв. ред. Б.С.Крылов. –– М., 1998.

Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъек­тов Российской Федерации: (Сравнительно-правовое исследование). –– Иркутск, 1999.

Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. –– М., 1995-1997. Вып. 1-4.

Тема 20. Конституционные основы местного самоуправления в России

1. Понятие и сущность и особенности местного самоуправления.

2. Конституционные принципы местного самоуправления.

3. Формирование органов местного самоуправления.

4. Структура и компетенция органов местного самоуправления.

5. Гарантии местного самоуправления.

Методические указания

Студенту необходимо обратить внимание на сложность, многообразность такого явления как местное самоуправление, его основные понятия. Студенты должны уяснить суть местного самоуправления и понимать, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Будучи властью особого рода, местное самоуправление имеет специфические признаки. В данном вопросе необходимо обратить внимание на соответствие российской модели местного самоуправления Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года.

Во втором вопросе нужно указать и рассмотреть основные принципы местного самоуправления, такие как самостоятельность решения населением вопросов местного значения, многообразие организационных форм местного самоуправления, соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам, организационную обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, законность, гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления, запрет на ограничение прав местного самоуправления.

В формировании органов местного самоуправления следует уяснить, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что срок полномочий органов местного самоуправления и численный состав данных органов может быть различен.

Изучая структуру и компетенцию органов местного самоуправления необходимо исходить из особенностей данных органов и охарактеризовать структуру и компетенции органов местного самоуправления

В последнем вопросе следует исходить из того, существует система конституционных гарантий местного самоуправления и система специальных гарантий, которые в свою очередь могут быть разделены на политические, организационные, материальные и правовые.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. –– М., 2006.

Европейская Хартия местного самоуправления: (Принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 (ред. от декабря 2003 г.) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» // СЗ 1995. №35. Ст. 3506.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ (ред. от 28 де­кабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправления в Россий­ской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (ред. от 25 июля 2002 г.) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» //СЗРФ. 1998. №2. Ст. 224.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г., изм. от 14 ноября 2005 г.) «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15 фев­раля 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государст­венной регистрации уставов муниципальных образований» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3108.

Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 г. № 1281 (ред. от 28 мая 2004 г.) «О Конгрессе муниципальных образова­ний Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 43. Ст. 5336.

Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении основных положений государственной поли­тики в области развития местного самоуправления в Российской Феде­рации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 де­кабря 2004 г. (ред. от 2 августа 2005 г.) «Об утверждении правил составле­ния передаточного (разделительного) акта по имущественным обязатель­ствам органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 161.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ию­ня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2370.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декаб­ря 2004 г. № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований» // СЗ РФ. 2004. № 52, ч. 2. Ст. 5485.

Литература

Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местногосамоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Иванченко. –– М., 2004.

Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: Концепции и решения нового Закона // Вестник Московского университета. Сер. 11. Пра­во. –– 1999. –– № 2.

Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действи­тельность // Государство и право. –– 1996. –– № 11.

Барабашев Г.В. Местное самоуправление. –– М., 1996.

Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. –– М., 1979.

Белкин А.А., Бурмистров А.С. Институт местного самоуправления в документах Конституционного Суда Российской Федерации (1996-1998 гг.) // Правоведение. – 1999. –– № 1.

Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. –– М., 2004.

Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. –– Ростов-н/Д., 1998.

Бондарь Н.С., Чернышов М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. –– Ростов-н/Д, 1996.

Бялкина Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. –– 1997.
–– № 6.

Васильев А.М. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. – 2003. –– № 3.

Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебн. и науч.-практ. пособие.
–– М., 1999.

Васильев В.И. Местное самоуправление: Закон и практика // Журнал российского права. –– 2001. –– № 8.

Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. –– М.; Л., 1928.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. –– Екатеринбург, 1999.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. –– М., 1990.

Гильченко Л.В. Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России. –– М., 1998.

Граф И.В. Наделение органов местного самоуправления от­дельными государственными полномочиями в зарубежных странах // Налоги. Инвестиции. Капитал. –– 1999. –– № 3-4.

Еремян В.В. Очерки муниципальной историографии. Древняя власть: (От общины-рода к общине-государству). –– М., 2003.

Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. –– Саратов, 2003.

Жаромских Д.Г. Дифференциация муниципальных образований в механизме разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации // Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления: Материалы научно-практического семинара. –– Тюмень, 2001. –– Вып. 2.

Жаромских Д.Г. Проблемы реализации новых принципов территориальной организации местного самоуправления в Тюменской области // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: Материалы III научно-практической конференции. –– Омск, 2004.

Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России. Т. 1. / Под ред. Т.Г.Морщаковой. –– М., 2003.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник науч. трудов / Под ред. А.В.Иванченко.
–– М., 2004.

Костюков А. И., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения.
–– Омск, 2001.

Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. –– М., 1993.

Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт: Сборник науч. трудов / Отв. ред. С.Ю.Наумов. –– Саратов, 2004.

Местные органы в политической системе капитализма. –– М., 1985.

Муниципальноеправо России: Учеб. / Отв. ред. Г.Н.Чеботарев. –– М., 2005.

Сапов О.А. Земство — первый реальный институт местного самоуправления в России. –– М., 2004.

Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. –– М., 2000.

Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: Теоретические основы. –– М., 2004.

Пылин В.В. Народовластие в системе местного самоуправления.
–– СПб., 1998.

Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как ин­ституты российского народовластия. –– М., 2005.

Харючи Н.Н., Жаромских Д.Г. Правовые основы местного самоуправления в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. –– Тюмень, 2005.

Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. –– 2002. –– № 4.

Чеботарев Г.Н. Конституционный путь местного самоуправления
в Российской Федерации // Конституции России 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –– Тюмень, 2003.

Чеботарев Г.Н. Понятие и правовая природа местного самоуправления // Основы конституционного строя Российской Федерации: Понятие, содержание, значение: Сб. ст., посвящ. 30-летию Алтайского гос. ун-та и 40-ю юрид. факультета / Под ред. В.В.Невинского. –– Барнаул, 2003.

Чеботарев Г.Н. Конституционно-правовое регулирование компетенции местного самоуправления // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. С.А.Авакьяна. –– М., 2004. Т. 2.

Чеботарев Г.Н. Муниципально-правовая ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением // Проблемы юридической ответственности: История и современность: Сб.ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. –– Тюмень, 2004. Ч. 1.

Тема 21. Конституционная ответственность

1. Понятие и основные направления конституционной ответственности.

2. Основания наступления конституционной ответственности.

3. Субъекты конституционной ответственности.

4. Конституционные правонарушения.

5. Конституционные санкции.

Методические указания

Необходимо уяснить, что одной из основных задач в настоящее время – защита демократически-правовой государственности, прав и свобод человека. Необходимо понимать, конституционная ответственность не может быть представлена одним направлением, в силу того, что отношения в сфере конституционного права охватывают все сферы жизнедеятельности общества. В силу этого основными направлениями будут: ответственность властных структур перед обществом, за реализацию переданных народом полномочий, ответственность государства за обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ответственность отдельной личности или группы лиц за невыполнение конституционных обязанностей или злоупотребление правами.

Во втором вопросе студент должен охарактеризовать основания наступления конституционной ответственности и на конкретных примерах показать их существование.

При изучении третьего вопроса необходимо исходить из того, что субъекты конституционной ответственности потенциальной совпадают с субъектами конституционного права, так как последними являются все те, кто обладает правами или на кого возложены обязанности нормами конституционного права. В силу того, что может происходит злоупотребление правами или невыполнение обязанностей, они могут стать в том числе и субъектами конституционно-правовой ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...