Римские провинции в 1-2 веках н.э. и их романизация.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 42) «Золотой век» Римской империи во 2 в до н.э. Убийство Домициана было встречено с ликованием всем сенатом, который немедленно воспользовался тем, что Домициан не успел назначить наследника, и поспешил заполнить образовавшийся вакуум власти в своих интересах. Принцепсом и императором был избран один из старейших сенаторов (ему шел 67-й год) Марк Кокцей Нерва. Личность Нервы казалась для сената наиболее приемлемой по многим соображениям. С точки зрения сената, это должно было сделать более конституционным переход высшей власти к новому принцепсу, предохранить государство от вспышки вооруженной борьбы за власть. в 97 г. Стремясь укрепить свое положение как главы государства, Нерва должен был искать поддержки и у столичного плебса.Однако все эти мероприятия Нервы лишь частично улучшали его политическое положение. Более радикальным в этом плане было назначение наследником престарелого императора, популярного в римской армии полководца, наместника провинции Верхняя Германия Марка Ульпия Траяна. В 97 г. Нерва не только усыновил Траяна в качестве наследника, но и объявил соправителем. Правление Траяна (98—117 гг.). Назначение Траяна наследником, который после скорой смерти Нервы был утвержден единодержавным принцепсом Римской империи, стало событием огромного политического значения, имевшим большие исторические последствия. Траян (вместе с Нервой) стал основателем новой династии, получившей название династии Антонинов (96—192 гг.), при которой Рим, Римская империя, средиземноморское римское общество достигли кульминационной точки своего развития, наивысшего социально-экономического, политического и культурного расцвета.
В своей политике Траян учитывал богатый опыт правления династии Юлиев — Клавдиев и Флавиев, но вместе с тем он должен был учитывать и произошедшие серьезные изменения. Они были связаны с тем, что ко времени Траяна роль столичного плебса и преторианской гвардии в вопросах престолонаследия и высшей политики резко уменьшилась Следуя сложившейся традиции, Траян раздал плебсу, преторианцам и легионам положенные подарки, но эти подарки, в отличие от ряда прежних императоров, оказались очень скромными. С сенатом Траян поддерживал спокойные деловые отношения, предоставив сенаторам обсуждать и принимать самые различные законы, пытаясь активизировать законодательную деятельность этого высшего и компетентного органа Империи. Вместе с тем деятельность сената проходила под пристальным контролем Траяна и его имперской администрации. В общей политике Траяна важнейшее значение приобрела политика наибольшего благоприятствования по отношению к провинциям. Стабилизация общего положения Империи, укрепление монархического режима создали благоприятные условия для проведения крупномасштабной военной и внешней политики Рима. Правление Траяна — одна из самых воинственных эпох в тысячелетней истории Рима, а Траян может быть причислен к небольшому числу самых крупных полководцев римской истории. При Траяне были проведены две важные военные кампании: завоевание Дакии и войны с Парфянской державой. Особенно удачной оказалась война с даками, закончившаяся завоеванием обширной территории на левом берегу Дуная. Завоевание Дакии имело важное значение для Римской империи. Это была не только обширная страна, очень богатая золотыми приисками, запасами пищевой соли — важнейшего продукта питания, с плодородными почвами, весьма благоприятными для земледелия. Дакия стала областью активной колонизации римлян со всех провинций и особенно демобилизованных ветеранов, принесших сюда опыт организации доходных рабовладельческих вилл, имперского градостроительства.
Образование провинции Дакии вывело римскую государственную границу на реку Прут. Усилилось римское влияние и в греческих городах Северного Причерноморья — Тире, Ольвии, Херсонесе Таврическом, в Боспорском царстве, где размещались римские гарнизоны или, как на Боспоре, местные цари стали послушными исполнителями имперских интересов. Траян начал тщательную подготовку к войне против Парфии сразу после окончания дакийской кампании. Поводом для войны стал традиционный спор о влиянии в Армении, где парфянам в 110 г. удалось поставить у власти своего ставленника и тем самым нарушить условия прежнего договора между Римом и Парфией от 63 г. Против Парфии была подготовлена очень сильная группировка в 13—14 легионов, т. е. около половины всей римской армии. И хотя Траяну удалось подавить вспыхнувшие волнения и восстановить спокойствие в восточных провинциях Империи, неудача в парфянской кампании показала, что Империя не имеет сил для ведения серьезной наступательной войны против Парфии. Закончив дела на Востоке, Траян выехал в Италию, но по дороге в Киликии заболел и умер в августе 117 г. Неудачи парфянской кампании не повлияли, однако, на благоприятную традицию об этом императоре. В глазах общественного мнения своего времени и потомков Траян остался своего рода образцом лучшего принцепса Правление Адриана (117—138 гг.). Адриан был двоюродным племянником Траяна, а после смерти отца Траян был назначен его опекуном. Став императором, Траян направлял Адриана на самые ответственные посты в Империи. Опытный администратор и военный, 43-летний Адриан понимал тяжелое положение Империи, исчерпанность государственных ресурсов и бесперспективность той грандиозной захватнической политики, которую проводил Траян. Ему пришлось разрабатывать, посуществу, новую государственную программу управления огромной Империей. Своими главными задачами Адриан и его правительство считали отказ от широких завоевательных планов и прежде всего завершение римско-парфянской войны и установление более или менее прочного мира на Востоке.
Была создана мощная пограничная полоса, включавшая как естественные барьеры в виде горных цепей и рек, так и системы пограничных крепостей Устроив восточные дела, Адриан предпринял аналогичные меры по ликвидации пограничных конфликтов и военного напряжения вдоль всех растянутых римских границ как в Европе, так и в Африке. Вдоль всех римских границ стали проводиться крупномасштабные военно-строительные работы по созданию пограничной полосы, целой системы оборонительных укреплений, получивших название римского лимеса. Другой важной заботой Адриана стала реорганизация, вернее, укрепление системы государственного управления огромной Империи. Опытный государственный политик Адриан это хорошо понимал. В его правление были проведены меры, направленные на укрепление имперских органов управления. Это коснулось прежде всего совета принцепса, который теперь превратился в высший государственный совет, укомплектованный верными помощниками императора, включающий руководителей ведомств, наиболее крупных юристов. При Адриане возросло число центральных ведомств, осуществляющих управление определенными секторами государственных дел. Важное значение имело упорядочение судебной деятельности — одного из важнейших направлений императорской власти. По распоряжению Адриана крупнейший римский юрист этого времени Сальвий Юлиан пересмотрел и обобщил многочисленные преторские эдикты об организации судебной власти По примеру центральной власти было организовано управление римскими провинциями При Адриане многие поселения преобразуются в города, города низшего права получают более высокий статус, основываются новые городские центры, что не могло не способствовать расцвету городской жизни и развитию средиземноморского урбанизма. Важной частью деятельности Адриана по умиротворению Империи стала аграрная политика. Адриан продолжил те направления в решении аграрного вопроса, которые проводились при Нерве и Траяне, в частности,поддерживал субсидиями мелких землевладельцев, брал на государственное обеспечение сирот и детей малообеспеченных родителей из так называемого алиментарного фонда. законодательно регулировать сложные отношения, которые возникали между сидевшими на императорских землях арендаторами — мелкими съемщиками и поместной администрацией.
Антонин Пий (138—161 гг.) продолжал в основном политику своего приемного отца и в течение 23 лет своего правления смог поддерживать статус-кво как внутри государства, так и на его границах. Из мероприятий Антонина Пия в области социальной политики важное значение имели его акты, вносящие новые акценты в традиционные отношения между рабами и их господами. отношения между рабом, ведущим деловые операции, и его господином регулировались законом, а не произволом хозяина. Опытный политик Антонин Пий понимал, как важна для стабильности государства спокойная и узаконенная передача верховной власти по наследству, и он уже в начале своего правления усыновил способного и знатного молодого человека Марка Анния Вера, за которого выдал свою дочь Фаустину и которого сделал фактическим наследником, присвоив ему титул цезаря. Марк Анний Вер (после усыновления Марк Аврелий Антонин) уже в 146 г. получил также положенную наследнику пожизненную трибунскую и проконсульскую власть. К моменту смерти престарелого Антонина Пия в 161 г. он был прекрасно осведомлен о положении государства. Конечно, все эти меры не были случайными, они преследовали очевидную цель укрепить престолонаследие, придать узаконенные формы важнейшему акту сохранения династии — При Марке Аврелии продолжалось расширение и укрепление бюрократического аппарата Империи, росло общее число государственных чиновников, укреплялось их общественное положение, разрабатывалась система почетных титулов и их иерархия. В области внутренней политики Марк Аврелий следовал основным направлениям своих предшественников по поддержанию социального консенсуса и внутреннего мира в Империи. Как и его предшественники, Марк Аврелий понимал необходимость поддерживать римское неимущее городское население, раздавая ему денежные подарки, зерно и продукты с государственных складовТак же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот В целом внутреннее положение Империи при Марке Аврелии было относительно спокойным, хотя это не означало, что все социальные противоречия в сложном имперском обществе были разрешены. На протяжении всего своего правления Марку Аврелию пришлось не только решать проблему смягчения социальной напряженности через проведение умелой внутренней политики, но и применять силу оружия против недовольных инсургентов. Так, в 162 г. вспыхнуло восстание в Британии. В 175 г. произошло провозглашение императором наместника Сирии Авидия Кассия, которого поддержали оппозиционные центральному правительству круги восточных провинций и Египта.
Однако большие осложнения произошли в правление Марка Аврелия на внешних границах Империи. По иронии судьбы один из самых миролюбивых по своей натуре римских императоров, склонный к занятиям философией и риторикой, проявляющий большой интерес к проблемам образования, был вынужден почти все годы своего правления проводить в тяжелых войнах, которые угрожали Империи большими неприятностями. Вскоре после провозглашения императором Марк Аврелий был вынужден начать трудную войну с Парфянской державой. Парфяне были вытеснены из Сирии и Армении, а римские войска оккупировали большую часть Месопотамии, включая парфянские столицы Селевкию и Ктесифон. Однако закрепиться в захваченной Месопотамии римлянам не удалось, население их не поддержало. К тому же в Месопотамии в это время вспыхнула эпидемия чумы, которая была занесена и в римскую армию. Римляне спешно покинули Месопотамию, понеся большие потери от эпидемии и от парфян. Более того, отступающие римские войска занесли страшную болезнь на территорию восточных провинций, откуда она распространилась в Италии, а затем и в некоторых западных провинциях, свирепствуя в Империи до середины 180 г., опустошая города и поселения. Несмотря на эти неудачи, римлянам удалось заключить с Парфией довольно выгодный мирный договор, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов (166 г.) Мирный договор был подписан очень своевременно, поскольку уже вскоре после его заключения сложилась угрожающая обстановка на дунайской границе и в районе среднего течения Дуная. Чтобы обезопасить границы Империи по среднему Дунаю, Марк Аврелий стал разрабатывать планы по созданию на территории современной Моравии и Восточной Венгрии римских провинций Маркомании и Сарматии. Однако эти планы оказались нереализованными. Императору пришлось срочно оставить маркоманский фронт и отправиться на Восток для подавления мятежа наместника Сирии Авидия Кассия. Отсутствием императора воспользовались придунайские племена и возобновили свои нападения на придунайские провинции. В 177 г. император вновь должен был вести так называемую 2-ю маркоманскую войну. В целом эта кампания оказалась довольно успешной, варварские нападения были отражены, обстановка на границе стабилизировалась. Во время этой военной кампании Марк Аврелий заболел, скончался в 180 г. в г. Виндобонне (совр. Вена), передав власть своему сыну Коммоду. Коммод получил в наследство от отца довольно расстроенную Империю и принял ряд срочных мер для стабилизации ее внутреннего и внешнего положения. С маркоманами и квадами был заключен долговременный мир. Положение на Востоке оставалось относительно спокойным, парфяне не решались воспользоваться переменами в императорском дворце и соблюдали заключенный договор. Для укрепления финансового положения Империи Коммод издал ряд законов, по которым регулировались отношения между землевладельцами, крупными арендаторами и колонами на более справедливой основе. Если начало правления Коммода было как бы продолжением политики его популярного отца, то вторая половина его правления оказались иной. Коммод, оказавшись единым правителем, стал проявлять деспотические наклонности, ущемлять права сената, преследовать сенаторов. В 189 г. в Риме вспыхивает голодный бунт. Популярность императора и представляемой им династии падала все ниже, чему не могла не способствовать личная распущенность императора Коммода, в частности его фанатичная любовь к гладиаторским играм, доходящая до того, что он сам стал выходить на арену как рядовой гладиатор. Против непопулярного императора был организован заговор, и в новогоднюю ночь 1 января 193 г. он был убит в своей спальне. 43) Римская культура. 44) Эпоха «солдатских императоров» Под эпохой солдатских императоров обычно понимают время 235—285 гг. н. э., известное также как Кризис третьего века; не все императоры этого времени были провозглашены армией, часть относится не к солдатским, а к «сенатским» императорам. В III веке н. э. Римская цивилизация вступает в период, характеризующийся рядом кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле. После убийства Коммода в Империи начинается гражданская война 193—197 гг. Ряд видных лидеров провозглашают себя императорами: Пертинакс и Дидий Юлиан в Риме, командующий дунайской армией Септимий Север, командующий сирийскими легионами Песцений Нигерий и Клодий Альбин в Британии. Императорская власть была официально вручена сенатом вышедшему из войны победителем Септимию Северу, который основал императорскую династию Северов (193—235 гг.). Септимий опирался исключительно на армию, а режим правления при нем превратился в военно-бюрократическую монархию. Внешняя политика характеризовалась рядом успешных войн с Парфией (195—199 гг.) и с племенами каледонцев (208—211 гг.). После смерти императора его сын Антонин Каракалла (211—217 гг.) убил своего брата Гету, занял престол, после чего начал неоправданную войну с парфянами и был убит заговорщиками. Его преемник префект претория Макрин (11 апреля 217—218 гг.) совершил неудачный поход против парфян После Макрина правителем римской империи стал родственник Северов, выдававший себя за сына Каракаллы, в марте 222 г. убитый своими воинами. Императором стал 13-летний Александр Север (222—235 гг.), при котором обострился финансовый кризис, а также повысилась угроза со стороны набиравшего мощь Новоперсидского царства, с которым в 231 г. началась война. Александр был убит бунтовщиками, что ознаменовало начало еще более глубокого политического и социально-экономического кризиса. С 235 г. начался период «императорской чехарды». Желанием вывести страну из кризиса, а не насытиться прелестями императорской власти отличались Гай Деций (249—251 гг.), а также аристократ Публий Лициний Валериан (253—260 гг.) и его сын Галлиен (253—268 гг.). Однако и за врмя их правления активизировался местный сепаратизм, приведший к власти «династию иллирийцев» (эти императоры не состояли в родстве, но все происходили из военного сословия Иллирии): Клавдий II Готский (268—270 гг.) положил начало возрождению Империи, передав престол в руки Луция Домиция Аврелиана (270—275 гг.). Аврелиан отразил нашествие германских племён, восстановил римскую администрацию в восточных провинциях и подчинил Галльскую империю. Его власть носила абсолютный характер, что явилось предпосылкой к дальнейшему оформлению имперского домината. «Иллирийская династия» продолжилась в правлении Марка Аврелия Проба Продолжателем основных направлений политики Аврелиана стал император Марк Аврелий Проб (216—282 гг.). Большую часть своего правления Проб посвятил отражению варварских нападений на границы Империи, особенно в районе верхнего Рейна и Дуная. Следуя примеру своих предшественников, Стремясь преодолеть разруху во многих провинциях, Проб стал использовать стоящие там гарнизонами армейские подразделения для хозяйственных работ, в частности для посадки и восстановления виноградников, строительства ирригационных сооружений. Несколько укрепив свою власть, Проб попытался восстановить дисциплину своих воинов, используя систему наказаний, давно известных в римской армии. Однако Проб переоценил авторитет центральной власти: его мероприятия вызвали недовольство части его легионов, и он был убит своими собственными воинами. В 284 г. войска провозгласили императором Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. С приходом к власти Диолектиана закончился период общего кризиса римского общества и государства III в. и началась новая эпоха римской истории — эпоха поздней Римской империи. 45) Реформы Диоклетиана- Константина. Административные преобразования свелись к тому, что отныне империя разбивалась на четыре части: две крупные - Восточную (столица Никомедия) и Западную (столица Медиолан), каждая из которых делилась пополам. Так возникла тетрархия, правление четырех человек. Диоклетиан, оставаясь на западе государства, назначил правителя в Восточной части империи - Максимиана. Оба, в свою очередь, выбрали соправителей, каждый в своей области. Денежная реформа Диоклетиану не удалась. Финансовый кризис по-прежнему был связан с падением стоимости денег и чеканкой монет, стоимость которых не отвечала золотому запасу государства. Диоклетиан попытался исправить ситуацию и стал с 286 г. выпускать полноценные серебряные и золотые монеты, быстро исчезнувшие из обращения. Поэтому император вернулся к чеканке прежних монет, не отвечавших своей стоимости из-за добавок низкопробных металлов. Налоговая реформа находилась в тесной связи с неудачей в области финансов. Деньги перестали играть значительную роль в экономике, и налоги собирались натурой: продуктами или изделиями ремесленного производства. Основой налогообложения (капитации) стали земля и работники - система, заимствованная из Египта, согласно которой работники прикреплялись к земельным участкам. Для составления равномерной раскладки между налогоплательщиками Диоклетиан в 289-290 гг. провел перепись населения. Получил широкое распространение вышеупомянутый вид экономических отношений между владельцами и пользователями земли - колонат. Колоны, арендуя земельные участки, фактически лишались права их покидать. Диоклетиан провел военную реформу. Были созданы подвижные маневренные войска, расквартированные в различных городах. Набор в армию производился принудительным образом, поскольку добровольцев оказывалось недостаточно, и землевладельцы обязывались поставлять солдат из числа колонов. Военная служба в глазах жителей империи окончательно утратила привилегированный статус. Войска пополнялись за счет варваров, в связи с чем шла постепенная варваризация армии, сыгравшая свою роль в падении римского государства. При Диоклетиане имело место одно из последних крупных и жестоких гонений на христиан. В 303 г. император издал эдикт против них, а вслед за ним - еще три. Гонение выразилось в проведении многочисленных казней отказавшихся подписать акт о принесении жертв гению императора, в запрете богослужений, сожжении канонических книг, в конфискации имущества, которым Церковь обладала незаконно, поскольку не была признана государством. В 313 г. он покончил с собой из страха перед возможной казнью, так как ему неожиданно пришло извещение прибыть ко двору нового императора. Константин. Его политика явилась продолжением линии Диоклетиана. Константин провел более успешную денежную реформу в 314 г. Он ввел новую золотую монету - солид, которая получила широкое хождение в империи и на долгое время стала основной денежной единицей, а также мелкую разменную монету, чеканившуюся из серебра. Были восстановлены некоторые денежные сборы, ранее взимавшиеся натурой. Император произвел прикрепление ремесленников к профессиональным коллегиям, когда профессии превращались в наследственные - одно из условий возникновения цеховой системы в Средние века. В результате эдикта "О беглых колонах" (332) произошло прикрепление к земле колонов, число которых увеличилось за счет военнопленных, способствовавших варваризации империи. Чтобы поставить под контроль армию, были сокращены некоторые воинские образования. Константин пытался поднять престиж военной службы, превратив профессию воина в наследственную, предоставив всем легионерам гражданство. В плане административного деления сохранялись прежние диоцезы и провинции. Но теперь каждая из четырех частей империи (тетрархии) называлась префектурой, во главе с префектом претория (воинская должность, превратившаяся в гражданскую). Магистратуры перестали быть объектом притязаний, поскольку римляне, опасаясь чиновнического бремени, не желали занимать должности, за которые следовало нести материальную ответственность, Развивалась аполитичность граждан, и осознание чувства гражданского долга сходило на нет: люди не хотели служить государству, так как не доверяли ему. 46) Древняя христианская церковь. Принятие христианства в 4 веке. Основной вехой в истории античного христианства принято считать 313 г., когда Миланским эдиктом христианству было предоставлено право легального существования в Римской империи. Появление этого эдикта было обусловлено тем, что к началу IV в. сложились объективные предпосылки для союза христианства и Римской империи. Во-первых, система домината, создание которой началось с правления Диоклетиана (284—305), нуждалась в новой идеологической опоре, качественно отличной от язычества, которое, будучи связанным с полисными ценностями, исторически изжило себя. Во-вторых, несмотря на репрессивную политику властей по отношению к христианству, популярность этой религии продолжала расти, а, следовательно, росла и опасность оппозиции внутри государства. В-третьих, социальный состав христиан и социальная доктрина христианства претерпели в течение трех веков существенные изменения, что сулило государственной власти приобрести в новой религии ценного союзника. В-четвертых, христианство располагало мощной организацией — церковью, которая могла стать для домината как бы дополнительным звеном управления параллельно бюрократии, деятельность которой не распространялась на духовные и идеологические сферы жизни. В-пятых, сама церковь испытывала острую потребность в легализации, так как в связи с распространением христианства расширение и укрепление материальной базы все труднее было осуществлять в условиях гонений. Миланский эдикт 313 г., изданный Константином и Лицинием и развивавший постановление Галерия, изданное двумя годами ранее, давал христианам право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, возвращал конфискованное во время гонений имущество и запретил привлекать христиан к участию в общественных языческих жертвоприношениях. В период своего правления Константин (305—337) продолжил политику, начатую Миланским эдиктом. Эту политику нередко именуют звучным словом «революция» и резко противопоставляют религиозной политике Диоклетиана, проводившего самые крупномасштабные гонения на христиан. Однако сущность религиозной политики обоих творцов домината, несмотря на противоположное отношение к христианам, была одинаковой: и Диоклетиан, и Константин искали идеологическую опору новой государственной системе. Но, если Диоклетиан в этих поисках оказался консерватором, ибо он попытался приспособить для новой системы старую религию, то Константин пошел действительно революционным путем, заключая союз с ранее гонимой религией. С точки зрения последующей роли христианства во всемирной истории эпоха Константина действительно была в определенном смысле революционной, так как положение христианства изменилось кардинальным образом и открылись все перспективы для дальнейшего распространения этой религии и роста могущества церкви. Вместе с тем, меры Константина явились лишь отправной точкой тех процессов, которые продолжались на протяжении всего IV в. и получили более или менее законченное оформление уже в правление Феодосия, который, как и Константин, был удостоен церковью почетного титула Великий. Политика Константина по отношению к христианству отвечала потребностям времени, способствовала консолидации общества и укреплению системы домината, и в целом оказалась эффективной, но сам император был не во всем до конца последовательным. Одним из первых актов, последовавших за легализацией христианства, было освобождение христианских клириков от муниципальных повинностей, хотя, исходя из финансовых соображений, Константин запретил переход в клир куриалам, обладавшим большим состоянием. Церковь была освобождена от налога на недвижимое имущество, хотя этот закон пока не распространялся на церковные земли. Церкви было предоставлено право отпуска рабов на волю, хотя это можно было сделать только с доброй воли хозяина и при свидетелях. Церкви была дана судебная власть, хотя она распространялась только на гражданские иски. Христианские храмы получили право убежища, хотя таким же правом на протяжении веков уже пользовались языческие святыни. Самой значительной мерой Константина в пользу христианства стало распоряжение о том, чтобы сбор с определенной части податной земли каждого города отдавался местным церквам, что явилось очень существенным вкладом в формирование экономического могущества церкви. Оказывая покровительство христианству, Константин всю свою жизнь формально оставался язычником и принял крещение лишь перед смертью. За время своего правления он не сделал ничего, что могло бы серьезно пошатнуть положение язычества. Он носил титул великого понтифика, являясь, таким образом, главой всего жреческого сословия, при нем сохранялся культ императора, к которому был присоединен культ его рода, его монеты сохраняли осторожную двусмысленность, которая позволяла подданным-язычникам понимать их символизм в традиционном духе, и даже его надзор за делами христианской церкви мог быть представлен как часть традиционных императорских обязанностей. И хотя Константин не останавливался перед беззастенчивым грабежом храмов для решения финансовых вопросов и для строительства новой восточной столицы — Константинополя, он никогда не лишал язычество той поддержки, которую старая религия на протяжении многих веков получала от государства. Легализируя христианство и наделяя его привилегиями, Константин преследовал прежде всего политические цели — укрепить сильно расшатанный коллизиями бурного III в. государственный механизм империи, максимально расширить социальную базу режима, консолидировать общество и способствовать проведению мероприятий по укреплению системы домината. И хотя христианству Константин отдавал явное предпочтение, он отнюдь не намеревался сделать эту религию единственной официальной государственной религией Римской империи, и его религиозная политика в целом характеризуется довольно широкой веротерпимостью. Ереси и Первый Вселенский собор Легализация христианства вызвала негативные процессы внутри самой церкви, и IV век оказался особенно «урожайным» на ереси: так христианский автор Епифаний перечисляет 60 ересей, его младший современник Филастрий — 128, Августин в начале V в., использовав эти данные, привел цифру 87, а Феодорит в середине V в. насчитывал 56 еретических учений. Наиболее полным официальным списком ересей явился список Феодосия II, перечисляющий 22 еретических учения. Наличие разногласий в христианстве не могло удовлетворить ни правящие круги Римской империи, ни императорскую власть, ни саму церковь. Для церкви догматические споры играли пагубную роль, ибо она претендовала на знание абсолютной истины, которая могла оставаться таковой только в случае ее незыблемости. Возможность дискуссии по религиозным вопросам вела к свободомыслию, которое могло подвергнуть сомнению существующие порядки, и, следовательно, угрожало господству правящего класса. В единстве церкви было заинтересовано христианизирующееся римское государство, которое стремилось найти в единой церкви с единой доктриной свою опору. Разногласия и споры внутри церкви вызвали озабоченность уже у Константина, который, чтобы покончить с разногласиями, возникшими по поводу тринитарной формулы в связи с учением Ария, созвал 20 мая 325 г. в Никее собор, на который были приглашены предстоятели всех церквей империи. Этот собор вошел в историю как Первый Вселенский, и в его работе активное участие принял сам император. После споров и прений собор предал анафеме учение Ария, осудил защитников и распространителей этой ереси, лишил их церковных постов и отправил в заточение. На соборе был принят символ веры, который в дальнейшем стал называться «никейским» и явился основой ортодоксального христианства. Собор установил 20 канонов (правил) поведения клириков и мирян, а также установил единый день празднования Пасхи для западных и восточных христиан. В специальных посланиях по окончании собора Константин присоединился к его решениям и тем самым придал им характер государственной санкции. Хотя, надо заметить, с окончанием Никейского собора борьба с арианством отнюдь не закончилась и вскоре развернулась с новой силой. Папизм и цезарепапизм Легализация христианства с особой остротой поставила вопрос об отношениях церкви и государства, которые в течение всего столетия нередко принимали форму то скрытой, то явной борьбы. Однако эта борьба велась не за победу одного общественного института над другим, а за выявление наиболее удобной и выгодной формы союза между ними, союза, который должен был обеспечить эффективное функционирование всей системы в столь сложную и противоречивую эпоху. Поиски таких форм велись на протяжении всего IV в. и привели к появлению двух доктрин — папизма и цезарепапизма. Доктрина цезарепапизма была в известном смысле наследием языческого понимания роли религии в государстве, и первые ее признаки проявились сразу после легализации христианства. Константин сам стремился придать христианству статус государственного института, подвластного императорской власти и служащего ей. Он без колебаний вмешивался в дела церкви, созывал и распускал церковные соборы, способствовал избранию угодных власти кандидатов на епископские кафедры и смещал неугодных. Определенным вкладом в формирование доктрины цезарепапизма явилось произведение Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина», в которой император описан как представитель бога на земле, назначенный претворить божественный план для человечества. Цезарепапистские взгляды находили своих сторонников и в императорской среде, и в самой церкви, причем как на востоке, так и на западе. Именно западные епископы — донатисты — первыми обратились к Константину, чтобы он уладил внутрицерковные распри, просили его запретить лишение церковного общения епископов, а также согласились на его право созывать соборы и получать отчеты от них. Принципы абсолютной власти императора, в том числе и над церковью, были провозглашены африканским епископом Оптатом: никто не выше императора, кроме бога; церковь в государстве, но не государство в церкви и т. п. Появление таких идей было закономерно и для востока, и для запада в первой половине IV в., пока христианство еще только набирало силу под покровительством государства. Но также закономерным было и то, что доктрина цезарепапизма во второй половине столетия поворачивает на восток и вскоре прочно там обосновывается. Запад оказался в конечном итоге чуждым цезарепапизму, что объяснялось не столько его приверженностью к никейской вере и традициями (монархия — восток, республика — запад), сколько ростом экономического и политического могущества церкви на западе в условиях сокращения государственного (императорского) сектора экономики и ослабления политической власти западных императоров. Противоположная цезарепапизму доктрина — папизм — также берет начало со времени Константина. Провозвестниками ее явились те же донатисты, которые, получив неблагоприятный для них вердикт императора, выступили с лозунгом независимости церкви от государства. Однако при Константине эта идея не нашла широкой поддержки, и сам император достаточно ясно показал своей политикой, что ему нужна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|