Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римские провинции в 1-2 веках н.э. и их романизация.




42) «Золотой век» Римской империи во 2 в до н.э. Убийство Домициана было встречено с ликованием всем сенатом, который немедленно воспользовался тем, что Домициан не успел назначить наследника, и поспешил заполнить образовавшийся вакуум власти в своих интересах. Принцепсом и императором был избран один из старейших сенаторов (ему шел 67-й год) Марк Кокцей Нерва.

Личность Нервы казалась для сената наиболее приемлемой по многим соображениям.

С точки зрения сената, это должно было сделать более конституционным переход высшей власти к новому принцепсу, предохранить государство от вспышки вооруженной борьбы за власть. в 97 г. Стремясь укрепить свое положение как главы государства, Нерва должен был искать поддержки и у столичного плебса.Однако все эти мероприятия Нервы лишь частично улучшали его политическое положение. Более радикальным в этом плане было назначение наследником престарелого императора, популярного в римской армии полководца, наместника провинции Верхняя Германия Марка Ульпия Траяна.

В 97 г. Нерва не только усыновил Траяна в качестве наследника, но и объявил соправителем.

Правление Траяна (98—117 гг.). Назначение Траяна наследником, который после скорой смерти Нервы был утвержден единодержавным принцепсом Римской империи, стало событием огромного политического значения, имевшим большие исторические последствия. Траян (вместе с Нервой) стал основателем новой династии, получившей название династии Антонинов (96—192 гг.), при которой Рим, Римская империя, средиземноморское римское общество достигли кульминационной точки своего развития, наивысшего социально-экономического, политического и культурного расцвета.

В своей политике Траян учитывал богатый опыт правления династии Юлиев — Клавдиев и Флавиев, но вместе с тем он должен был учитывать и произошедшие серьезные изменения. Они были связаны с тем, что ко времени Траяна роль столичного плебса и преторианской гвардии в вопросах престолонаследия и высшей политики резко уменьшилась

Следуя сложившейся традиции, Траян раздал плебсу, преторианцам и легионам положенные подарки, но эти подарки, в отличие от ряда прежних императоров, оказались очень скромными. С сенатом Траян поддерживал спокойные деловые отношения, предоставив сенаторам обсуждать и принимать самые различные законы, пытаясь активизировать законодательную деятельность этого высшего и компетентного органа Империи. Вместе с тем деятельность сената проходила под пристальным контролем Траяна и его имперской администрации.

В общей политике Траяна важнейшее значение приобрела политика наибольшего благоприятствования по отношению к провинциям.

Стабилизация общего положения Империи, укрепление монархического режима создали благоприятные условия для проведения крупномасштабной военной и внешней политики Рима. Правление Траяна — одна из самых воинственных эпох в тысячелетней истории Рима, а Траян может быть причислен к небольшому числу самых крупных полководцев римской истории.

При Траяне были проведены две важные военные кампании: завоевание Дакии и войны с Парфянской державой. Особенно удачной оказалась война с даками, закончившаяся завоеванием обширной территории на левом берегу Дуная. Завоевание Дакии имело важное значение для Римской империи. Это была не только обширная страна, очень богатая золотыми приисками, запасами пищевой соли — важнейшего продукта питания, с плодородными почвами, весьма благоприятными для земледелия. Дакия стала областью активной колонизации римлян со всех провинций и особенно демобилизованных ветеранов, принесших сюда опыт организации доходных рабовладельческих вилл, имперского градостроительства.

Образование провинции Дакии вывело римскую государственную границу на реку Прут. Усилилось римское влияние и в греческих городах Северного Причерноморья — Тире, Ольвии, Херсонесе Таврическом, в Боспорском царстве, где размещались римские гарнизоны или, как на Боспоре, местные цари стали послушными исполнителями имперских интересов.

Траян начал тщательную подготовку к войне против Парфии сразу после окончания дакийской кампании. Поводом для войны стал традиционный спор о влиянии в Армении, где парфянам в 110 г. удалось поставить у власти своего ставленника и тем самым нарушить условия прежнего договора между Римом и Парфией от 63 г. Против Парфии была подготовлена очень сильная группировка в 13—14 легионов, т. е. около половины всей римской армии.

И хотя Траяну удалось подавить вспыхнувшие волнения и восстановить спокойствие в восточных провинциях Империи, неудача в парфянской кампании показала, что Империя не имеет сил для ведения серьезной наступательной войны против Парфии. Закончив дела на Востоке, Траян выехал в Италию, но по дороге в Киликии заболел и умер в августе 117 г.

Неудачи парфянской кампании не повлияли, однако, на благоприятную традицию об этом императоре. В глазах общественного мнения своего времени и потомков Траян остался своего рода образцом лучшего принцепса

Правление Адриана (117—138 гг.). Адриан был двоюродным племянником Траяна, а после смерти отца Траян был назначен его опекуном. Став императором, Траян направлял Адриана на самые ответственные посты в Империи. Опытный администратор и военный, 43-летний Адриан понимал тяжелое положение Империи, исчерпанность государственных ресурсов и бесперспективность той грандиозной захватнической политики, которую проводил Траян. Ему пришлось разрабатывать, посуществу, новую государственную программу управления огромной Империей. Своими главными задачами Адриан и его правительство считали отказ от широких завоевательных планов и прежде всего завершение римско-парфянской войны и установление более или менее прочного мира на Востоке.

Была создана мощная пограничная полоса, включавшая как естественные барьеры в виде горных цепей и рек, так и системы пограничных крепостей

Устроив восточные дела, Адриан предпринял аналогичные меры по ликвидации пограничных конфликтов и военного напряжения вдоль всех растянутых римских границ как в Европе, так и в Африке. Вдоль всех римских границ стали проводиться крупномасштабные военно-строительные работы по созданию пограничной полосы, целой системы оборонительных укреплений, получивших название римского лимеса.

Другой важной заботой Адриана стала реорганизация, вернее, укрепление системы государственного управления огромной Империи. Опытный государственный политик Адриан это хорошо понимал. В его правление были проведены меры, направленные на укрепление имперских органов управления. Это коснулось прежде всего совета принцепса, который теперь превратился в высший государственный совет, укомплектованный верными помощниками императора, включающий руководителей ведомств, наиболее крупных юристов. При Адриане возросло число центральных ведомств, осуществляющих управление определенными секторами государственных дел.

Важное значение имело упорядочение судебной деятельности — одного из важнейших направлений императорской власти. По распоряжению Адриана крупнейший римский юрист этого времени Сальвий Юлиан пересмотрел и обобщил многочисленные преторские эдикты об организации судебной власти

По примеру центральной власти было организовано управление римскими провинциями

При Адриане многие поселения преобразуются в города, города низшего права получают более высокий статус, основываются новые городские центры, что не могло не способствовать расцвету городской жизни и развитию средиземноморского урбанизма.

Важной частью деятельности Адриана по умиротворению Империи стала аграрная политика. Адриан продолжил те направления в решении аграрного вопроса, которые проводились при Нерве и Траяне, в частности,поддерживал субсидиями мелких землевладельцев, брал на государственное обеспечение сирот и детей малообеспеченных родителей из так называемого алиментарного фонда. законодательно регулировать сложные отношения, которые возникали между сидевшими на императорских землях арендаторами — мелкими съемщиками и поместной администрацией.

Антонин Пий (138—161 гг.) продолжал в основном политику своего приемного отца и в течение 23 лет своего правления смог поддерживать статус-кво как внутри государства, так и на его границах. Из мероприятий Антонина Пия в области социальной политики важное значение имели его акты, вносящие новые акценты в традиционные отношения между рабами и их господами. отношения между рабом, ведущим деловые операции, и его господином регулировались законом, а не произволом хозяина.

Опытный политик Антонин Пий понимал, как важна для стабильности государства спокойная и узаконенная передача верховной власти по наследству, и он уже в начале своего правления усыновил способного и знатного молодого человека Марка Анния Вера, за которого выдал свою дочь Фаустину и которого сделал фактическим наследником, присвоив ему титул цезаря. Марк Анний Вер (после усыновления Марк Аврелий Антонин) уже в 146 г. получил также положенную наследнику пожизненную трибунскую и проконсульскую власть. К моменту смерти престарелого Антонина Пия в 161 г. он был прекрасно осведомлен о положении государства.

Конечно, все эти меры не были случайными, они преследовали очевидную цель укрепить престолонаследие, придать узаконенные формы важнейшему акту сохранения династии —

При Марке Аврелии продолжалось расширение и укрепление бюрократического аппарата Империи, росло общее число государственных чиновников, укреплялось их общественное положение, разрабатывалась система почетных титулов и их иерархия.

В области внутренней политики Марк Аврелий следовал основным направлениям своих предшественников по поддержанию социального консенсуса и внутреннего мира в Империи.

Как и его предшественники, Марк Аврелий понимал необходимость поддерживать римское неимущее городское население, раздавая ему денежные подарки, зерно и продукты с государственных складовТак же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот

В целом внутреннее положение Империи при Марке Аврелии было относительно спокойным, хотя это не означало, что все социальные противоречия в сложном имперском обществе были разрешены. На протяжении всего своего правления Марку Аврелию пришлось не только решать проблему смягчения социальной напряженности через проведение умелой внутренней политики, но и применять силу оружия против недовольных инсургентов. Так, в 162 г. вспыхнуло восстание в Британии. В 175 г. произошло провозглашение императором наместника Сирии Авидия Кассия, которого поддержали оппозиционные центральному правительству круги восточных провинций и Египта.

Однако большие осложнения произошли в правление Марка Аврелия на внешних границах Империи. По иронии судьбы один из самых миролюбивых по своей натуре римских императоров, склонный к занятиям философией и риторикой, проявляющий большой интерес к проблемам образования, был вынужден почти все годы своего правления проводить в тяжелых войнах, которые угрожали Империи большими неприятностями. Вскоре после провозглашения императором Марк Аврелий был вынужден начать трудную войну с Парфянской державой. Парфяне были вытеснены из Сирии и Армении, а римские войска оккупировали большую часть Месопотамии, включая парфянские столицы Селевкию и Ктесифон. Однако закрепиться в захваченной Месопотамии римлянам не удалось, население их не поддержало. К тому же в Месопотамии в это время вспыхнула эпидемия чумы, которая была занесена и в римскую армию. Римляне спешно покинули Месопотамию, понеся большие потери от эпидемии и от парфян. Более того, отступающие римские войска занесли страшную болезнь на территорию восточных провинций, откуда она распространилась в Италии, а затем и в некоторых западных провинциях, свирепствуя в Империи до середины 180 г., опустошая города и поселения. Несмотря на эти неудачи, римлянам удалось заключить с Парфией довольно выгодный мирный договор, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов (166 г.)

Мирный договор был подписан очень своевременно, поскольку уже вскоре после его заключения сложилась угрожающая обстановка на дунайской границе и в районе среднего течения Дуная. Чтобы обезопасить границы Империи по среднему Дунаю, Марк Аврелий стал разрабатывать планы по созданию на территории современной Моравии и Восточной Венгрии римских провинций Маркомании и Сарматии. Однако эти планы оказались нереализованными. Императору пришлось срочно оставить маркоманский фронт и отправиться на Восток для подавления мятежа наместника Сирии Авидия Кассия.

Отсутствием императора воспользовались придунайские племена и возобновили свои нападения на придунайские провинции. В 177 г. император вновь должен был вести так называемую 2-ю маркоманскую войну. В целом эта кампания оказалась довольно успешной, варварские нападения были отражены, обстановка на границе стабилизировалась. Во время этой военной кампании Марк Аврелий заболел, скончался в 180 г. в г. Виндобонне (совр. Вена), передав власть своему сыну Коммоду.

Коммод получил в наследство от отца довольно расстроенную Империю и принял ряд срочных мер для стабилизации ее внутреннего и внешнего положения. С маркоманами и квадами был заключен долговременный мир. Положение на Востоке оставалось относительно спокойным, парфяне не решались воспользоваться переменами в императорском дворце и соблюдали заключенный договор.

Для укрепления финансового положения Империи Коммод издал ряд законов, по которым регулировались отношения между землевладельцами, крупными арендаторами и колонами на более справедливой основе.

Если начало правления Коммода было как бы продолжением политики его популярного отца, то вторая половина его правления оказались иной. Коммод, оказавшись единым правителем, стал проявлять деспотические наклонности, ущемлять права сената, преследовать сенаторов.

В 189 г. в Риме вспыхивает голодный бунт. Популярность императора и представляемой им династии падала все ниже, чему не могла не способствовать личная распущенность императора Коммода, в частности его фанатичная любовь к гладиаторским играм, доходящая до того, что он сам стал выходить на арену как рядовой гладиатор. Против непопулярного императора был организован заговор, и в новогоднюю ночь 1 января 193 г. он был убит в своей спальне.

43) Римская культура.                                                                                                                     

44) Эпоха «солдатских императоров» Под эпохой солдатских императоров обычно понимают время 235—285 гг. н. э., известное также как Кризис третьего века; не все императоры этого времени были провозглашены армией, часть относится не к солдатским, а к «сенатским» императорам.

В III веке н. э. Римская цивилизация вступает в период, характеризующийся рядом кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле.

После убийства Коммода в Империи начинается гражданская война 193—197 гг. Ряд видных лидеров провозглашают себя императорами: Пертинакс и Дидий Юлиан в Риме, командующий дунайской армией Септимий Север, командующий сирийскими легионами Песцений Нигерий и Клодий Альбин в Британии. Императорская власть была официально вручена сенатом вышедшему из войны победителем Септимию Северу, который основал императорскую династию Северов (193—235 гг.).

Септимий опирался исключительно на армию, а режим правления при нем превратился в военно-бюрократическую монархию. Внешняя политика характеризовалась рядом успешных войн с Парфией (195—199 гг.) и с племенами каледонцев (208—211 гг.). После смерти императора его сын Антонин Каракалла (211—217 гг.) убил своего брата Гету, занял престол, после чего начал неоправданную войну с парфянами и был убит заговорщиками. Его преемник префект претория Макрин (11 апреля 217—218 гг.) совершил неудачный поход против парфян После Макрина правителем римской империи стал родственник Северов, выдававший себя за сына Каракаллы, в марте 222 г. убитый своими воинами. Императором стал 13-летний Александр Север (222—235 гг.), при котором обострился финансовый кризис, а также повысилась угроза со стороны набиравшего мощь Новоперсидского царства, с которым в 231 г. началась война. Александр был убит бунтовщиками, что ознаменовало начало еще более глубокого политического и социально-экономического кризиса.

С 235 г. начался период «императорской чехарды». Желанием вывести страну из кризиса, а не насытиться прелестями императорской власти отличались Гай Деций (249—251 гг.), а также аристократ Публий Лициний Валериан (253—260 гг.) и его сын Галлиен (253—268 гг.). Однако и за врмя их правления активизировался местный сепаратизм, приведший к власти «династию иллирийцев» (эти императоры не состояли в родстве, но все происходили из военного сословия Иллирии): Клавдий II Готский (268—270 гг.) положил начало возрождению Империи, передав престол в руки Луция Домиция Аврелиана (270—275 гг.). Аврелиан отразил нашествие германских племён, восстановил римскую администрацию в восточных провинциях и подчинил Галльскую империю. Его власть носила абсолютный характер, что явилось предпосылкой к дальнейшему оформлению имперского домината.

«Иллирийская династия» продолжилась в правлении Марка Аврелия Проба Продолжателем основных направлений политики Аврелиана стал император Марк Аврелий Проб (216—282 гг.). Большую часть своего правления Проб посвятил отражению варварских нападений на границы Империи, особенно в районе верхнего Рейна и Дуная. Следуя примеру своих предшественников, Стремясь преодолеть разруху во многих провинциях, Проб стал использовать стоящие там гарнизонами армейские подразделения для хозяйственных работ, в частности для посадки и восстановления виноградников, строительства ирригационных сооружений.

Несколько укрепив свою власть, Проб попытался восстановить дисциплину своих воинов, используя систему наказаний, давно известных в римской армии. Однако Проб переоценил авторитет центральной власти: его мероприятия вызвали недовольство части его легионов, и он был убит своими собственными воинами.

В 284 г. войска провозгласили императором Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. С приходом к власти Диолектиана закончился период общего кризиса римского общества и государства III в. и началась новая эпоха римской истории — эпоха поздней Римской империи.

45) Реформы Диоклетиана- Константина. Административные преобразования свелись к тому, что отныне империя разбивалась на четыре части: две крупные - Восточную (столица Никомедия) и Западную (столица Медиолан), каждая из которых делилась пополам. Так возникла тетрархия, правление четырех человек. Диоклетиан, оставаясь на западе государства, назначил правителя в Восточной части империи - Максимиана. Оба, в свою очередь, выбрали соправителей, каждый в своей области.

Денежная реформа Диоклетиану не удалась. Финансовый кризис по-прежнему был связан с падением стоимости денег и чеканкой монет, стоимость которых не отвечала золотому запасу государства. Диоклетиан попытался исправить ситуацию и стал с 286 г. выпускать полноценные серебряные и золотые монеты, быстро исчезнувшие из обращения. Поэтому император вернулся к чеканке прежних монет, не отвечавших своей стоимости из-за добавок низкопробных металлов.

Налоговая реформа находилась в тесной связи с неудачей в области финансов. Деньги перестали играть значительную роль в экономике, и налоги собирались натурой: продуктами или изделиями ремесленного производства. Основой налогообложения (капитации) стали земля и работники - система, заимствованная из Египта, согласно которой работники прикреплялись к земельным участкам. Для составления равномерной раскладки между налогоплательщиками Диоклетиан в 289-290 гг. провел перепись населения. Получил широкое распространение вышеупомянутый вид экономических отношений между владельцами и пользователями земли - колонат. Колоны, арендуя земельные участки, фактически лишались права их покидать.

Диоклетиан провел военную реформу. Были созданы подвижные маневренные войска, расквартированные в различных городах. Набор в армию производился принудительным образом, поскольку добровольцев оказывалось недостаточно, и землевладельцы обязывались поставлять солдат из числа колонов. Военная служба в глазах жителей империи окончательно утратила привилегированный статус. Войска пополнялись за счет варваров, в связи с чем шла постепенная варваризация армии, сыгравшая свою роль в падении римского государства.

При Диоклетиане имело место одно из последних крупных и жестоких гонений на христиан. В 303 г. император издал эдикт против них, а вслед за ним - еще три. Гонение выразилось в проведении многочисленных казней отказавшихся подписать акт о принесении жертв гению императора, в запрете богослужений, сожжении канонических книг, в конфискации имущества, которым Церковь обладала незаконно, поскольку не была признана государством. В 313 г. он покончил с собой из страха перед возможной казнью, так как ему неожиданно пришло извещение прибыть ко двору нового императора.

Константин. Его политика явилась продолжением линии Диоклетиана. Константин провел более успешную денежную реформу в 314 г. Он ввел новую золотую монету - солид, которая получила широкое хождение в империи и на долгое время стала основной денежной единицей, а также мелкую разменную монету, чеканившуюся из серебра. Были восстановлены некоторые денежные сборы, ранее взимавшиеся натурой. Император произвел прикрепление ремесленников к профессиональным коллегиям, когда профессии превращались в наследственные - одно из условий возникновения цеховой системы в Средние века. В результате эдикта "О беглых колонах" (332) произошло прикрепление к земле колонов, число которых увеличилось за счет военнопленных, способствовавших варваризации империи. Чтобы поставить под контроль армию, были сокращены некоторые воинские образования. Константин пытался поднять престиж военной службы, превратив профессию воина в наследственную, предоставив всем легионерам гражданство. В плане административного деления сохранялись прежние диоцезы и провинции. Но теперь каждая из четырех частей империи (тетрархии) называлась префектурой, во главе с префектом претория (воинская должность, превратившаяся в гражданскую). Магистратуры перестали быть объектом притязаний, поскольку римляне, опасаясь чиновнического бремени, не желали занимать должности, за которые следовало нести материальную ответственность, Развивалась аполитичность граждан, и осознание чувства гражданского долга сходило на нет: люди не хотели служить государству, так как не доверяли ему.

46) Древняя христианская церковь. Принятие христианства в 4 веке.      Основ­ной вехой в исто­рии антич­но­го хри­сти­ан­ства при­ня­то счи­тать 313 г., когда Милан­ским эдик­том хри­сти­ан­ству было пре­до­став­ле­но пра­во легаль­но­го суще­ст­во­ва­ния в Рим­ской импе­рии. Появ­ле­ние это­го эдик­та было обу­слов­ле­но тем, что к нача­лу IV в. сло­жи­лись объ­ек­тив­ные пред­по­сыл­ки для сою­за хри­сти­ан­ства и Рим­ской импе­рии. Во-пер­вых, систе­ма доми­на­та, созда­ние кото­рой нача­лось с прав­ле­ния Дио­кле­ти­а­на (284—305), нуж­да­лась в новой идео­ло­ги­че­ской опо­ре, каче­ст­вен­но отлич­ной от язы­че­ства, кото­рое, будучи свя­зан­ным с полис­ны­ми цен­но­стя­ми, исто­ри­че­ски изжи­ло себя. Во-вто­рых, несмот­ря на репрес­сив­ную поли­ти­ку вла­стей по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ству, популяр­ность этой рели­гии про­дол­жа­ла рас­ти, а, сле­до­ва­тель­но, рос­ла и опас­ность оппо­зи­ции внут­ри государ­ства. В-третьих, соци­аль­ный состав хри­сти­ан и соци­аль­ная док­три­на хри­сти­ан­ства пре­тер­пе­ли в тече­ние трех веков суще­ст­вен­ные изме­не­ния, что сули­ло государ­ст­вен­ной вла­сти при­об­ре­сти в новой рели­гии цен­но­го союз­ни­ка. В-чет­вер­тых, хри­сти­ан­ство рас­по­ла­га­ло мощ­ной орга­ни­за­ци­ей — цер­ко­вью, кото­рая мог­ла стать для доми­на­та как бы допол­ни­тель­ным зве­ном управ­ле­ния парал­лель­но бюро­кра­тии, дея­тель­ность кото­рой не рас­про­стра­ня­лась на духов­ные и идео­ло­ги­че­ские сфе­ры жиз­ни. В-пятых, сама цер­ковь испы­ты­ва­ла ост­рую потреб­ность в лега­ли­за­ции, так как в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ства рас­ши­ре­ние и укреп­ле­ние мате­ри­аль­ной базы все труд­нее было осу­ществлять в усло­ви­ях гоне­ний.

Милан­ский эдикт 313 г., издан­ный Кон­стан­ти­ном и Лици­ни­ем и раз­ви­вав­ший поста­нов­ле­ние Гале­рия, издан­ное дву­мя года­ми ранее, давал хри­сти­а­нам пра­во откры­то отправ­лять свой культ и вла­деть иму­ще­ст­вом, воз­вра­щал кон­фис­ко­ван­ное во вре­мя гоне­ний иму­ще­ство и запре­тил при­вле­кать хри­сти­ан к уча­стию в обще­ст­вен­ных язы­че­ских жерт­во­при­но­ше­ни­ях.

В пери­од сво­е­го прав­ле­ния Кон­стан­тин (305—337) про­дол­жил поли­ти­ку, нача­тую Милан­ским эдик­том. Эту поли­ти­ку неред­ко име­ну­ют звуч­ным сло­вом «рево­лю­ция» и рез­ко про­ти­во­по­став­ля­ют рели­ги­оз­ной поли­ти­ке Дио­кле­ти­а­на, про­во­див­ше­го самые круп­но­мас­штаб­ные гоне­ния на хри­сти­ан. Одна­ко сущ­ность рели­ги­оз­ной поли­ти­ки обо­их твор­цов доми­на­та, несмот­ря на про­ти­во­по­лож­ное отно­ше­ние к хри­сти­а­нам, была оди­на­ко­вой: и Дио­кле­ти­ан, и Кон­стан­тин иска­ли идео­ло­ги­че­скую опо­ру новой государ­ст­вен­ной систе­ме. Но, если Дио­кле­ти­ан в этих поис­ках ока­зал­ся кон­сер­ва­то­ром, ибо он попы­тал­ся при­спо­со­бить для новой систе­мы ста­рую рели­гию, то Кон­стан­тин пошел дей­ст­ви­тель­но рево­лю­ци­он­ным путем, заклю­чая союз с ранее гони­мой рели­ги­ей. С точ­ки зре­ния после­ду­ю­щей роли хри­сти­ан­ства во все­мир­ной исто­рии эпо­ха Кон­стан­ти­на дей­ст­ви­тель­но была в опре­де­лен­ном смыс­ле рево­лю­ци­он­ной, так как поло­же­ние хри­сти­ан­ства изме­ни­лось кар­ди­наль­ным обра­зом и откры­лись все пер­спек­ти­вы для даль­ней­ше­го рас­про­стра­не­ния этой рели­гии и роста могу­ще­ства церк­ви. Вме­сте с тем, меры Кон­стан­ти­на яви­лись лишь отправ­ной точ­кой тех про­цес­сов, кото­рые про­дол­жа­лись на про­тя­же­нии все­го IV в. и полу­чи­ли более или менее закон­чен­ное оформ­ле­ние уже в прав­ле­ние Фео­до­сия, кото­рый, как и Кон­стан­тин, был удо­сто­ен цер­ко­вью почет­но­го титу­ла Вели­кий.

Поли­ти­ка Кон­стан­ти­на по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ству отве­ча­ла потреб­но­стям вре­ме­ни, спо­соб­ст­во­ва­ла кон­со­лида­ции обще­ства и укреп­ле­нию систе­мы доми­на­та, и в целом ока­за­лась эффек­тив­ной, но сам импе­ра­тор был не во всем до кон­ца после­до­ва­тель­ным. Одним из пер­вых актов, после­до­вав­ших за лега­ли­за­ци­ей хри­сти­ан­ства, было осво­бож­де­ние хри­сти­ан­ских кли­ри­ков от муни­ци­паль­ных повин­но­стей, хотя, исхо­дя из финан­со­вых сооб­ра­же­ний, Кон­стан­тин запре­тил пере­ход в клир кури­а­лам, обла­дав­шим боль­шим состо­я­ни­ем. Цер­ковь была осво­бож­де­на от нало­га на недви­жи­мое иму­ще­ство, хотя этот закон пока не рас­про­стра­нял­ся на цер­ков­ные зем­ли. Церк­ви было пре­до­став­ле­но пра­во отпус­ка рабов на волю, хотя это мож­но было сде­лать толь­ко с доб­рой воли хозя­и­на и при свиде­те­лях. Церк­ви была дана судеб­ная власть, хотя она рас­про­стра­ня­лась толь­ко на граж­дан­ские иски. Хри­сти­ан­ские хра­мы полу­чи­ли пра­во убе­жи­ща, хотя таким же пра­вом на про­тя­же­нии веков уже поль­зо­ва­лись язы­че­ские свя­ты­ни. Самой зна­чи­тель­ной мерой Кон­стан­ти­на в поль­зу хри­сти­ан­ства ста­ло рас­по­ря­же­ние о том, чтобы сбор с опре­де­лен­ной части подат­ной зем­ли каж­до­го горо­да отда­вал­ся мест­ным церк­вам, что яви­лось очень суще­ст­вен­ным вкла­дом в фор­ми­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ско­го могу­ще­ства церк­ви.

Ока­зы­вая покро­ви­тель­ство хри­сти­ан­ству, Кон­стан­тин всю свою жизнь фор­маль­но оста­вал­ся языч­ни­ком и при­нял кре­ще­ние лишь перед смер­тью. За вре­мя сво­е­го прав­ле­ния он не сде­лал ниче­го, что мог­ло бы серь­ез­но пошат­нуть поло­же­ние язы­че­ства. Он носил титул вели­ко­го пон­ти­фи­ка, явля­ясь, таким обра­зом, гла­вой все­го жре­че­ско­го сосло­вия, при нем сохра­нял­ся культ импе­ра­то­ра, к кото­ро­му был при­со­еди­нен культ его рода, его моне­ты сохра­ня­ли осто­рож­ную дву­смыс­лен­ность, кото­рая поз­во­ля­ла под­дан­ным-языч­ни­кам пони­мать их сим­во­лизм в тра­ди­ци­он­ном духе, и даже его над­зор за дела­ми хри­сти­ан­ской церк­ви мог быть пред­став­лен как часть тра­ди­ци­он­ных импе­ра­тор­ских обя­зан­но­стей. И хотя Кон­стан­тин не оста­нав­ли­вал­ся перед без­за­стен­чи­вым гра­бе­жом хра­мов для реше­ния финан­со­вых вопро­сов и для стро­и­тель­ства новой восточ­ной сто­ли­цы — Кон­стан­ти­но­по­ля, он нико­гда не лишал язы­че­ство той под­держ­ки, кото­рую ста­рая рели­гия на про­тя­же­нии мно­гих веков полу­ча­ла от государ­ства.

Лега­ли­зи­руя хри­сти­ан­ство и наде­ляя его при­ви­ле­ги­я­ми, Кон­стан­тин пре­сле­до­вал преж­де все­го поли­ти­че­ские цели — укре­пить силь­но рас­ша­тан­ный кол­ли­зи­я­ми бур­но­го III в. государ­ст­вен­ный меха­низм импе­рии, мак­си­маль­но рас­ши­рить соци­аль­ную базу режи­ма, кон­со­лиди­ро­вать обще­ство и спо­соб­ст­во­вать про­веде­нию меро­при­я­тий по укреп­ле­нию систе­мы доми­на­та. И хотя хри­сти­ан­ству Кон­стан­тин отда­вал явное пред­по­чте­ние, он отнюдь не наме­ре­вал­ся сде­лать эту рели­гию един­ст­вен­ной офи­ци­аль­ной государ­ст­вен­ной рели­ги­ей Рим­ской импе­рии, и его рели­ги­оз­ная поли­ти­ка в целом харак­те­ри­зу­ет­ся доволь­но широ­кой веро­тер­пи­мо­стью.

Ере­си и Пер­вый Все­лен­ский собор

Лега­ли­за­ция хри­сти­ан­ства вызва­ла нега­тив­ные про­цес­сы внут­ри самой церк­ви, и IV век ока­зал­ся осо­бен­но «уро­жай­ным» на ере­си: так хри­сти­ан­ский автор Епи­фа­ний пере­чис­ля­ет 60 ере­сей, его млад­ший совре­мен­ник Филаст­рий — 128, Авгу­стин в нача­ле V в., исполь­зо­вав эти дан­ные, при­вел циф­ру 87, а Фео­до­рит в середине V в. насчи­ты­вал 56 ере­ти­че­ских уче­ний. Наи­бо­лее пол­ным офи­ци­аль­ным спис­ком ере­сей явил­ся спи­сок Фео­до­сия II, пере­чис­ля­ю­щий 22 ере­ти­че­ских уче­ния.

Нали­чие раз­но­гла­сий в хри­сти­ан­стве не мог­ло удо­вле­тво­рить ни пра­вя­щие кру­ги Рим­ской импе­рии, ни импе­ра­тор­скую власть, ни саму цер­ковь. Для церк­ви дог­ма­ти­че­ские спо­ры игра­ли пагуб­ную роль, ибо она пре­тен­до­ва­ла на зна­ние абсо­лют­ной исти­ны, кото­рая мог­ла оста­вать­ся тако­вой толь­ко в слу­чае ее незыб­ле­мо­сти. Воз­мож­ность дис­кус­сии по рели­ги­оз­ным вопро­сам вела к сво­бо­до­мыс­лию, кото­рое мог­ло под­верг­нуть сомне­нию суще­ст­ву­ю­щие поряд­ки, и, сле­до­ва­тель­но, угро­жа­ло гос­под­ству пра­вя­ще­го клас­са. В един­стве церк­ви было заин­те­ре­со­ва­но хри­сти­а­ни­зи­ру­ю­ще­е­ся рим­ское государ­ство, кото­рое стре­ми­лось най­ти в еди­ной церк­ви с еди­ной док­три­ной свою опо­ру.

Раз­но­гла­сия и спо­ры внут­ри церк­ви вызва­ли оза­бо­чен­ность уже у Кон­стан­ти­на, кото­рый, чтобы покон­чить с раз­но­гла­си­я­ми, воз­ник­ши­ми по пово­ду три­ни­тар­ной фор­му­лы в свя­зи с уче­ни­ем Ария, созвал 20 мая 325 г. в Никее собор, на кото­рый были при­гла­ше­ны пред­сто­я­те­ли всех церк­вей импе­рии. Этот собор вошел в исто­рию как Пер­вый Все­лен­ский, и в его рабо­те актив­ное уча­стие при­нял сам импе­ра­тор. После спо­ров и пре­ний собор пре­дал ана­фе­ме уче­ние Ария, осудил защит­ни­ков и рас­про­стра­ни­те­лей этой ере­си, лишил их цер­ков­ных постов и отпра­вил в зато­че­ние. На собо­ре был при­нят сим­вол веры, кото­рый в даль­ней­шем стал назы­вать­ся «никей­ским» и явил­ся осно­вой орто­док­саль­но­го хри­сти­ан­ства. Собор уста­но­вил 20 кано­нов (пра­вил) поведе­ния кли­ри­ков и мирян, а так­же уста­но­вил еди­ный день празд­но­ва­ния Пас­хи для запад­ных и восточ­ных хри­сти­ан. В спе­ци­аль­ных посла­ни­ях по окон­ча­нии собо­ра Кон­стан­тин при­со­еди­нил­ся к его реше­ни­ям и тем самым при­дал им харак­тер государ­ст­вен­ной санк­ции. Хотя, надо заме­тить, с окон­ча­ни­ем Никей­ско­го собо­ра борь­ба с ари­ан­ст­вом отнюдь не закон­чи­лась и вско­ре раз­вер­ну­лась с новой силой.

Папизм и цеза­ре­па­пизм

Лега­ли­за­ция хри­сти­ан­ства с осо­бой ост­ро­той поста­ви­ла вопрос об отно­ше­ни­ях церк­ви и государ­ства, кото­рые в тече­ние все­го сто­ле­тия неред­ко при­ни­ма­ли фор­му то скры­той, то явной борь­бы. Одна­ко эта борь­ба велась не за победу одно­го обще­ст­вен­но­го инсти­ту­та над дру­гим, а за выяв­ле­ние наи­бо­лее удоб­ной и выгод­ной фор­мы сою­за меж­ду ними, сою­за, кото­рый дол­жен был обес­пе­чить эффек­тив­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние всей систе­мы в столь слож­ную и про­ти­во­ре­чи­вую эпо­ху. Поис­ки таких форм велись на про­тя­же­нии все­го IV в. и при­ве­ли к появ­ле­нию двух док­трин — папиз­ма и цеза­ре­па­пиз­ма.

Док­три­на цеза­ре­па­пиз­ма была в извест­ном смыс­ле наследи­ем язы­че­ско­го пони­ма­ния роли рели­гии в государ­стве, и пер­вые ее при­зна­ки про­яви­лись сра­зу после лега­ли­за­ции хри­сти­ан­ства. Кон­стан­тин сам стре­мил­ся при­дать хри­сти­ан­ству ста­тус государ­ст­вен­но­го инсти­ту­та, под­власт­но­го импе­ра­тор­ской вла­сти и слу­жа­ще­го ей. Он без коле­ба­ний вме­ши­вал­ся в дела церк­ви, созы­вал и рас­пус­кал цер­ков­ные собо­ры, спо­соб­ст­во­вал избра­нию угод­ных вла­сти кан­дида­тов на епи­скоп­ские кафед­ры и сме­щал неугод­ных. Опре­де­лен­ным вкла­дом в фор­ми­ро­ва­ние док­три­ны цеза­ре­па­пиз­ма яви­лось про­из­веде­ние Евсе­вия Кеса­рий­ско­го «Жизнь Кон­стан­ти­на», в кото­рой импе­ра­тор опи­сан как пред­ста­ви­тель бога на зем­ле, назна­чен­ный пре­тво­рить боже­ст­вен­ный план для чело­ве­че­ства.

Цеза­ре­па­пист­ские взгляды нахо­ди­ли сво­их сто­рон­ни­ков и в импе­ра­тор­ской среде, и в самой церк­ви, при­чем как на восто­ке, так и на запа­де. Имен­но запад­ные епи­ско­пы — дона­ти­сты — пер­вы­ми обра­ти­лись к Кон­стан­ти­ну, чтобы он ула­дил внут­ри­цер­ков­ные рас­при, про­си­ли его запре­тить лише­ние цер­ков­но­го обще­ния епи­ско­пов, а так­же согла­си­лись на его пра­во созы­вать собо­ры и полу­чать отче­ты от них. Прин­ци­пы абсо­лют­ной вла­сти импе­ра­то­ра, в том чис­ле и над цер­ко­вью, были про­воз­гла­ше­ны афри­кан­ским епи­ско­пом Опта­том: никто не выше импе­ра­то­ра, кро­ме бога; цер­ковь в государ­стве, но не государ­ство в церк­ви и т. п.

Появ­ле­ние таких идей было зако­но­мер­но и для восто­ка, и для запа­да в пер­вой поло­вине IV в., пока хри­сти­ан­ство еще толь­ко наби­ра­ло силу под покро­ви­тель­ст­вом государ­ства. Но так­же зако­но­мер­ным было и то, что док­три­на цеза­ре­па­пиз­ма во вто­рой поло­вине сто­ле­тия пово­ра­чи­ва­ет на восток и вско­ре проч­но там обос­но­вы­ва­ет­ся. Запад ока­зал­ся в конеч­ном ито­ге чуж­дым цеза­ре­па­пиз­му, что объ­яс­ня­лось не столь­ко его при­вер­жен­но­стью к никей­ской вере и тра­ди­ци­я­ми (монар­хия — восток, рес­пуб­ли­ка — запад), сколь­ко ростом эко­но­ми­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го могу­ще­ства церк­ви на запа­де в усло­ви­ях сокра­ще­ния государ­ст­вен­но­го (импе­ра­тор­ско­го) сек­то­ра эко­но­ми­ки и ослаб­ле­ния поли­ти­че­ской вла­сти запад­ных импе­ра­то­ров.

Про­ти­во­по­лож­ная цеза­ре­па­пиз­му док­три­на — папизм — так­же берет нача­ло со вре­ме­ни Кон­стан­ти­на. Про­воз­вест­ни­ка­ми ее яви­лись те же дона­ти­сты, кото­рые, полу­чив небла­го­при­ят­ный для них вер­дикт импе­ра­то­ра, высту­пи­ли с лозун­гом неза­ви­си­мо­сти церк­ви от государ­ства. Одна­ко при Кон­стан­тине эта идея не нашла широ­кой под­держ­ки, и сам импе­ра­тор доста­точ­но ясно пока­зал сво­ей поли­ти­кой, что ему нуж­на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...