Оценка экономической эффективности инновационного проекта
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Эффективность инновационного проекта может быть различной, определяемой особенностями инноваций: техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная. Наряду с техническими критериями выбора инвесторы предъявляют экономические ограничения к инновационным проектам, в целях обеспечения не только возврата денежных средств, но и получения дохода. Категории эффективности. Эффект - категория, характеризующая превышение результатов реализации проекта над затратами на нее за определенный период. Эффективность проекта - категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. В основу оценок эффективности инвестиционных проектов положены следующие принципы, применяемые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей: - рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта; - моделирование денежных потоков; - сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта); - принцип положительности и максимума эффекта; - учет фактора времени; - учет только предстоящих затрат и поступлений; - сравнение "с проектом" и "без проекта" (оценка эффективности проекта должна производиться сопоставлением ситуации не "до проекта" и "после проекта", а "без проекта" и "с проектом"); - учет всех наиболее существенных последствий проекта (должны учитываться все последствия от реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические - внешние эффекты, общественные блага); - учет наличия разных участников проекта;
- многоэтапность оценки (на различных стадиях разработки и осуществления проекта его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки); - учет влияния инфляции; - учет влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта. Показатели эффективности всегда относятся к некоторому субъекту: - показатели общественной эффективности - к обществу в целом; - показатели коммерческой эффективности проекта - к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет; - показатели эффективности участия предприятия в проекте - для этого предприятия; - показатели бюджетной эффективности - к бюджетам всех уровней. Показатели эффективности, относящиеся ко всему периоду реализации проекта, называются интегральными. Интегральные показатели эффективности используются в целях: - оценки выгодности реализации проекта или участия в нем; - выявления граничных условий эффективности реализации проекта; - оценки риска, связанного с реализацией проекта; - оценки устойчивости проекта (сохранения его выгодности и финансовой реализуемости) при случайных колебаниях рыночной конъюнктуры; - экономической оценки результатов выбора одного из альтернативных проектов или выбора группы независимых проектов из заданного перечня при ограниченном количестве денежных ресурсов. Основные показатели экономической эффективности инвестиционных проектов. В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности проектов и их отбору для финансирования (утверждены Министерством экономики, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г.), основными показателями экономической эффективности инвестиционных проектов являются:
- чистый дисконтированный доход; - внутренняя норма доходности; - индекс доходности затрат и инвестиций; - срок окупаемости. При оценке эффективности проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности начального периода. Для приведения разновременных затрат и эффектов используется норма дисконта (i). Коэффициент дисконтирования: где t - номер шага расчета. Различают следующие нормы дисконта: коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная. Коммерческая норма дисконта используется при оценке коммерческой эффективности проекта; она определяется с учетом альтернативной эффективности использования капитала. Норма дисконта участника проекта отражает эффективность участия в проекте предприятий (или иных участников) и выбирается самими участниками. Социальная (общественная) норма дисконта используется при расчетах показателей общественной эффективности и характеризует минимальные требования общества к общественной эффективности проекта. Бюджетная норма дисконта используется при расчетах показателей бюджетной эффективности и отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Показатели эффективности рассчитываются на основании денежного потока, конкретные составляющие которого зависят от оцениваемого вида эффективности. В общем случае денежный поток представляет собой зависимость от времени денежных поступлений (приток) и платежей (отток) при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода. Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, NPV (Net Present Value Method)): где Т - срок жизни проекта; Пt - результат, достигаемый за каждый год расчета; Кинвt - инвестиции в каждом расчетном году. В случае однократных инвестиций и постоянных ежегодных денежных поступлений формула имеет следующий вид: Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы NPV проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением NPV (при выполнении условия его положительности). Под внутренней нормой доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма рентабельности, IRR (Internal Rate of Return)) понимают такое значение ставки дисконта при котором величина NPV равна нулю:
IRR = i, при котором NPV = f(i) = 0, или Для решения этого уравнения чаще всего применяют метод последовательных итераций с использованием табулированных значений дисконтирующих множителей. Для этого выбираются две ставки дисконта i1 и i2 (i1 < i2) таким образом, чтобы в интервале (i1, i2) функция NPV = f(i) меняла свой знак с "+" на "-" или наоборот. Далее применяется формула: Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (i1, i2), поэтому расчет проводится в несколько этапов с постепенным уменьшением интервала. Значение IRR должно сравниваться с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал и не должно быть ниже ставки депозита надежного банка. Расчет срока окупаемости (Payback Method) основан на определении периода времени, который потребуется для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Существует два подхода и, соответственно, два понятия срока окупаемости инвестиций: простой РР (Payback Period) и дисконтированный DPP (Discounted Payback Period). Если ежегодное движение денежных средств постоянно и поступления исчисляются равными суммами, то где Кинв- первоначальный инвестированный капитал, ден. ед.; П - денежные поступления от инвестиций, ден. ед./ год. Если прибыль распределена по годам неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которого вложенный капитал будет возвращен суммарным доходом. Индексы доходности (рентабельности) PI (Profitability Index) характеризует "отдачу" проекта на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных так и для недисконтированных денежных потоков. Для дисконтированных денежных потоков индекс доходности расчитывается: Если расчетный индекс доходности больше 1, то проект считается эффективным. Приведенные показатели следует дополнять инвестиционной привлекательностью инновационных проектов, определяемой стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора.
7. Типы инновационных процессов В настоящее время выделяют 6 типов (моделей) инновационного процесса: 1. Линейная (до 1960-х гг.); 2. Рыночная (1960-е гг.); 3. Интерактивная (1970-е гг.); 4. Интеграционная (1980-е гг.); 5. Сетевая (1990-е гг.); 6. Информационная (2000 - наст.время). В рамках линейной модели инновации, в качестве основного и единственного источника инноваций на национальном уровне рассматривалась система НИОКР. В этой модели фундаментальные исследования расположены в начале причинно-следственной цепочки. Они производят теории и открытия, которые переопределяются в прикладных исследованиях, затем тестируются в процессе разработки и после этого продаются на рынке как промышленные инновации. Результатом внедрения этой модели инноваций на практике стало распространение научных лабораторий. В рамках рыночной модели инициатором инновационного процессы является «сигнал рынка», то есть инновационный продукт появляется вследствие возникновения спроса на него у потребителя. Усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело к появлению интерактивной модели, комбинирующей рыночную и линейную модели. Сторонники подобной модели инновационного процесса утверждали, что поиск нового технологического решения базируется как на новых, так и существующих знаниях. Вследствие этого процесс НИОКР (линейная модель) следует запускать только после того, как станет ясно, что рыночный запрос невозможно удовлетворить, опираясь на знания, уже накопленные фирмой. Появление четвертой - интегрированной бизнес-модели инновационного процесса было вызвано развитием новых способов организации производства на японских предприятиях. В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Итогом развития подобной модели стало появление совместных предприятий и стратегических альянсов. Развитие сетевого подхода в экономических исследованиях привело к появлению пятой модели инновационной системы – сетевой. Эта модель характеризуется наличием таких стратегических элементов как – корпоративная гибкость, ориентированная на потребителя стратегия, интеграция с основным поставщиком, наличие горизонтального технологического сотрудничества, использование электронных баз данных. Сетевая модель рассматривается как основа организации инновационных процессов на макроуровне.
Ключевым отличием пятой модели инноваций является использование информационных и коммуникационных технологий. Важность информации и данных в инновационном процессе привела к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают хранение и обмен информации. Появление последней, шестой модели, связано с увеличением роли знаний как основного фактора конкурентоспособности современной экономики. Ключевые характеристики шестой модели заключаются в том, что предприятия отличаются друг от друга информацией, которой они располагают, интенсивностью использования знания, а также тем, как они используют и преувеличивают эти знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|