Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминологическая характеристика преступлений, связанных с дачей взятки




Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

1 Криминологическая характеристика преступлений, связанных с дачей взятки___________________________________________________________ 5

2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 291 УК РФ______________________________ 9

3 Проблемы предупреждения дачи взятки_______________________ 22

4 Проблема квалификации преступлений, связанных с дачей взятки__ 33

5 Проблемы совершенствования уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за дачу взятки______________ 42

Заключение__________________________________________________ 56

Список использованной литературы______________________________ 61

 


Введение

 

В средствах массовой информации одно за другим появляются сообщения о взяточниках. По данным центра «Transparency International» Россия находится сейчас на одном из первых мест по уровню коррупции. Время от времени государство проводит кампании по борьбе со взяточничеством. Но принимаемые меры неэффективны. Коррупция остается серьезной проблемой. Как показал опрос представителей малого и среднего бизнеса, предприниматели считают продажность госслужащих одной из главных причин, препятствующих развитию их дела[1].

Коррупция вредна не только государству (множество мелких взяток дается, чтобы избежать налогов или уплаты таможенных пошлин), но и бизнесу: предприниматели привыкают давать взятки и приучают госслужащих их брать. В итоге складывается ситуация, когда вопрос с контролирующей или другой государственной организацией невозможно решить без взятки представителям власти. Как утверждают аналитики, предприниматели выплачивают российским госслужащим за год в виде взяток более 33 миллиардов долларов США. Эта цифра сравнима с доходной частью федерального бюджета.

В связи с приведенными выше фактами актуальность темы дипломного исследования является бесспорной.

Целью написания дипломной работы является проведение ретроспективного анализа уголовной ответственности за дачу взятки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать криминологическую характеристику преступлениям, связанным с дачей взятки;

2. Дать уголовно-правовую характеристику преступлениям, связанным с дачей взятки;

3. Сделать обзор проблем предупреждения преступлений, связанных с дачей взятки.

4. Рассмотреть проблемы квалификации преступлений, связанных с ответственностью за дачу взятки;

5. Проанализировать проблемы совершенствования уголовного законодательства, связанного с дачей взятки.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в анализе уголовной ответственности за дачу взятки и проблем, связанных с этими преступлениями.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за дачу взятки.

Структурно дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе дана криминологическая характеристика преступлений, связанных с дачей взятки.

Во второй главе дана уголовно-правовая характеристика анализируемого вида преступлений.

В третьей главе рассмотрены проблемы предупреждения дачи взятки, даны рекомендации по предупреждению дачи взятки.

В четвертой главе настоящей дипломной работы рассмотрены проблемы квалификации преступлений, связанных с ответственностью за дачу взятки, приведена судебная практика.

В пятой главе дипломной работы проанализированы проблемы совершенствования уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за дачу взятки, даны основные рекомендации.

В заключении сделаны основные выводы по проведенной работе, дан заключительный анализ.

Дипломная работа написана на 63 листах, список использованной литературы содержит 33 источника.


Криминологическая характеристика преступлений, связанных с дачей взятки

 

75% населения страны поддерживают коррупцию, раздавая взятки чиновникам. Таковы неутешительные выводы исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подготовленного к слушаниям в Государственной Думе, о государственной политике и стратегии противодействия коррупции. Депутаты и прокуроры убеждены, что борьба с коррупцией ведется сейчас бессистемно. По их мнению, ситуацию может исправить более понятное законодательство и жесткий контроль за доходами и, что самое существенное, за расходами граждан.

По данным ВЦИОМа, более трети россиян уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Главной причиной коррупции граждане считают слабость и неэффективность государства, а также жадность и аморальность российских чиновников. Первенство по коррумпированности россияне отдают местным властям (34%) и правоохранительным органам (30%). Следом расположились федеральная власть, правительство (22%) и судебная система (18%). А по данным газеты «Бизнес», предприниматели тратят на взятки чиновникам и проверяющим в среднем 8,9% среднемесячной прибыли.

Российское общество глубоко погрязло в коррупции. По данным председателя комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, выявляется и регистрируется около 1% преступлений, связанных с дачей взятки. И это при том, что взятки дают и берут три четверти российских граждан.

Несмотря на то, что, как показал опрос, большинство опрошенных считают борьбу с коррупцией изначально провальной затеей, а наделение правоохранительных органов антикоррупционными полномочиями россияние вообще воспринимают с сомнением, государевы люди без устали возвращаются к теме борьбы с этим злом.

Последней громкой инициативой власти стало учреждение в октябре 2003 года при президенте России Совета по борьбе с коррупцией. О его деятельности практически ничего не было слышно, хотя только в органах местного самоуправления к уголовной ответственности привлечено на 29% больше взяточников по сравнению с 2003 годом, как сообщают «Известия»,

Оживить работу Совета предлагает Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). В среднесрочной программе экономического развития на 2005-2008 годы, подготовленной министерством, говорится, что в этот период должна быть активизирована работа Совета по борьбе с коррупцией, созданы аналогичные советы в федеральных округах и субъектах РФ. Также чиновники МЭРТ предлагали закрепить обязательность проведения экспертизы нормативных актов на коррупциогенность в специальном федеральном законе. Правда, точные сроки подготовки закона в проекте не указаны, и не известно, остались ли эти предложения в новой редакции среднесрочной программы, которая с тех пор неоднократно переписывалась.

Как сообщало ранее агентство АК&М, на июль следующего года, согласно программе МЭРТ, намечено внесение в Госдуму проекта закона о ратификации Конвенции ООН против коррупции 2003 года. Постановлениями Правительства предполагается утвердить создание комплексной системы мониторинга коррупции и методику подготовки и порядка координации антикоррупционных программ органов исполнительной власти. Также в контексте борьбы с коррупцией МЭРТ предлагает разработать и ввести новые методики проведения органами власти конкурсов и тендеров.

Но это все в будущем. Если брать сегодняшний день, то в настоящее время противодействие коррупции осуществляется бессистемно, «оно осуществляется в основном уголовно-правовыми методами», с горечью отмечал на вчерашнем заседении в ГосДуме Михаил Гришанков.

А по мнению заместителя генерального прокурора России Владимира Колесникова, слова которого цитирует РИА «Новости», государство «самоустранилось от этой проблемы». Профилактика коррупции не осуществляется, отметил Колесников.

«Коррумпированы все - судьи, следователи, прокуроры, аудиторы Счетной палаты и так далее», - сказал замгенпрокурора.

В прошлом году, по его словам, генпрокуратура провела массовые проверки в госструктурах. В частности, в ходе проверок было выявлено массовое участие чиновников в коммерческой деятельности, в незаконном приобретении государственной собственности, торговле госсобственностью, выдаче государственной или коммерческой тайны. Он отметил, что в год совершается около 25 тысяч преступлений «против государственной власти».

Колесников убежден, что проблему необходимо решать комплексно, в том числе за счет ужесточения контроля за доходами, и, что самое важное, за расходами граждан. По его словам, которые приводит газета «Новые известия», ст. 174 УК «Легализация доходов, полученных преступным путем» нуждается в ужесточении и более расширенном толковании. «Купил торшер – непонятно, откуда у тебя торшер, с каких таких денег, если мы одинаково получаем? Контроль! Пришел в магазин с большой суммой – откуда у тебя эта сумма? Контроль! Перевел деньги в банк? Контроль! А если бы банкир не сообщил, мы бы нашли в действиях банкира умысел. И так далее», – приводит газета слова заместителя генпрокурора.

Сейчас действуют пока относительно мягкие нормы закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», согласно которому в поле зрения финансовой разведки попадают все покупатели недвижимости дороже трех млн. рублей ($100 тыс.), получатели беспроцентных займов на сумму свыше 600 тыс. руб., а также те, кто приобрел ценные бумаги, антиквариат, золото, валюту на сумму более $20 тысяч (около 560 тысяч рублей). Для справки: торшеры, о которых говорит Колесников, стоят от $100 (около 2800 рублей).

Также Колесников обратил внимание на старую проблему – в российском законодательстве понятие «коррупция» четко не прописано. «Необходим специальный закон о борьбе с коррупцией, который бы свел воедино все нормы о борьбе с коррупцией», - сказал Колесников.

Кроме того, в Думе вспомнили про «продажных журналистов». Виной тому, по мнению Михаила Гришанкова – неурегулированность отношений между журналистами и их руководством. «Только свободные и неангажированные СМИ могут быть союзником государства в борьбе с коррупцией», - добавил Гришанков.

«Общество вправе ожидать шагов правоохранительных органов и судебной системы по очищению своих рядов от скверны коррупции», - сказал Гришанков. По его словам, без привлечения общества невозможно противостоять «низовой коррупции».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...