Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Унитарное государство и его разновидности.




Т.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ) УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(2 ЧАСА)

  1. Понятие территориально-политического устройства государства (ТПУГ). Классификация форм ТПУГ.
  2. Унитарное государство и его разновидности.
  3. Понятие и виды автономий. Особенности политической и административной автономий.
  4. Федерация – понятие, признаки. Правовое положение субъекта федерации. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
  5. Гарантии целостности федеративного государства.
  6. Иные политико-территориальные образования.

Понятие территориально-политического устройства государства (ТПУГ). Классификация форм ТПУГ.

Понятие территориально-политического устройства государства.

Территория любого государства имеет свои границы, всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления им. В качестве обобщающего для такой организации термина в отечественной литературе долгое время использовался термин «форма государственного устройства». Однако из-за многозначности слова «устройство» этот термин подвергается критике, так как «государственное устройство» иногда понимается в предельно широком значении – как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д. Поэтому в последнее время чаще используется понятие «территориально-политическое устройство» – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, а также характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами.

Группы норм о ТПУГ, регулируемые конституциями:

- форма ТПУГ (федерация, унитарноегосударство и т.д.);

- государственная территория (границы, воздушное, водное пространство, острова и т.д.);

- компетенция государства и его структурных частей;

- взаимоотношения центральной власти и властей зависимых территорий, ассоциированных государств.

В конституционном праве есть понятия государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Однако эти конституционные нормы нередко отражают лишь принципиальный подход к этому вопросу с позиций международного права: говорится о суше, внутренних водах, о 12-мильной полосе территориального моря у берегов страны, континентальном шельфе, воздушном столбе над этими сухопутными и водными пространствами на практически досягаемую высоту.

Иногда конституции отдельных стран имеют свои особенности регулирования территориально-политического устройства:

- фиксируют границы государства по параллелям и меридианам (как, например, в Самоа: состоит из островов, лежащих между 13° и 15° южной широты и 171° и 173° западной долготы.);

- называют государства-соседей (Коста-Рика);

- перечисляют острова (Куба; Франция – новая статья 72-3, включенная в текст Конституции в результате пересмотра в начале 2003 г., перечислила все другие, нематериковые территории, входящие в состав страны: Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотт, Сен-Пьер и Микелон, острова Валлис и Футюна, Новая Каледония, а также Австралийские и Антарктические земли.);

- определяют «свой» сектор моря и его границы с некоторыми государствами (например, принадлежащий Азербайджану сектор Каспийского моря является составной частью территории Азербайджанской Республики), и т.д.

Классификация форм территориально-политического устройства государства.

Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. Кроме этого выделяют также такие формы как конфедерация, содружество, резервация, зависимые территории, ассоциированные государства, регионалистские государства и др. Подробнее о некоторых из них будет сказано в отдельном вопросе.

Унитарное государство и его разновидности.

Конституции, закрепляющие унитарный характер государства, либо содержат этот термин (например, Бангладеш, Румыния), либо говорят о едином, неделимом государстве (Франция, Таиланд). Данная форма является наиболее распространенной в современном мире.

Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один, «унитас» – единство) – это единое государство, которое не имеет в своем составе государственных образований (хотя в его составе могут быть автономии), а его территория состоит только из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу, в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное (например, области и общины в Болгарии), в других – трех, четырехзвенное.

Франция: Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, регионы, коллективы с особым статусом и заморские коллективы (ст. 72).

Чешская Республика делится на общины, которые являются основными территориальными самоуправляющимися единицами. Территориальными самоуправляющимися единицами более высокого уровня являются земли или области.

Наиболее распространено деление типа область – район – община. В каждой административно-территориальной единице имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления (Чехия), иногда, как во Франции или на Украине, и те и другие.

Наряду с административно-территориальными единицами в зарубежных странах встречаются и другие территориальные образования. В штатах США, Великобритании, Канаде создаются школьные, экологические округа (этими вопросами руководят в основном избранные населением лица, работающие на общественных началах или оплачиваемые из местного бюджета), во Франции историческими единицами являются кантоны. Последние не имеют собственной администрации, но используются как организационно-территориальная основа для выборов генеральных советов более крупных административно-территориальных единиц – департаментов.

Признаки унитарных государств:

- единая конституция и правовая система;

- единая система высших органов государственной власти и управления;

- единое общенациональное гражданство.

Виды унитарных государств.

Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет.

В зависимости от сочетания центрального управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах в литературе предлагается несколько классификаций.

По степени централизации принято различать:

· централизованные;

· децентрализованные;

· относительно децентрализованные государства.

В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. Последнее имеет место, например, в Индонезии, Таиланде. В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное государство, в областном звене которого (например, в областях Болгарии, воеводствах Польши) нет представительных органов, этими административно-территориальными единицами единолично управляют назначенные представители правительства (начальники областей – управители в Болгарии, воеводы в Польше), а самоуправляются низовые единицы.

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа:

1. назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) – представитель государственной власти;

2. избранный населением совет – орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением. Подобная система существует во Франции, ее заимствовали также некоторые франкоязычные страны Африки, но в более централизованном варианте. Мэр может быть избран и непосредственно населением.

Кроме этого выделяют англоамериканскую и европейскую систему. Для первой характерно наличие местного самоуправления на всех уровнях административно-территориального деления, а представителей из центра практически нет. Для второй – сочетание местного самоуправления с местным управлением (осуществляется представителем из центра либо вышестоящего уровня). При этом деятельность управленцев может происходить в форме:

административной опеки – одобрение решений органов местного самоуправления;

административного надзора – ограничивается только проверкой законности принимаемых решений. Является более демократичной формой. В последнее время новой тенденцией является возможность обращения органов местного самоуправления в суд для защиты своей автономии, а также оспаривание решений администратором только в судебном порядке.

Конституция Португалии: статья 242. Административная опека.

1. Административная опека над местными самоуправляющимися единицами состоит в надзоре за соблюдением закона органами самоуправляющихся единиц и осуществляется в случаях и в соответствующих формах, предусмотренных законом.

2. Принятию мер по опеке, ограничивающих местную автономию, должно предшествовать издание заключения органом самоуправляющейся единицы, согласно положениям, определяемым законом.

3. Роспуск органов самоуправляющихся единиц, избранных прямым голосованием, может быть осуществлен лишь по причине грубо нарушающих закон действий или бездействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...