Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные политико-территориальные образования.




«Регионалистское государство» или «государство автономий»

Выше упоминалось об унитарных государствах, в составе которых имеются автономные образования. Однако в последние десятилетия, сначала с принятием конституции Италии в 1947 г., а затем Испании в 1978 г. и, наконец, с принятием особой, 15-й поправки к конституции Шри-Ланки в 1987 г., появилась новая форма государства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италии) или создаваться на основе некоторых этнических, лингвистических, бытовых, исторических характеристик населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), но могут быть образованы и по смешанному – этническому и территориальному – признаку (одна из провинций, населенная тамилами, и девять других, сингальских провинций в Шри-Ланке). В Испании в более крупные автономные образования входят более мелкие автономные единицы.

Таким образом, под терминами «регионалистское государство» или «государство автономий» понимается децентрализованное унитарное государство, составные части которого обладают автономией, в значительной степени приближенной к автономии субъектов в федерации.

Название «регионалистское государство» пришло из Италии, а «государство автономий» – это испанский термин. Хотя он не применяется в Испании в законодательных актах, тем не менее носит характер официального определения, поскольку используется Конституционным судом в его решениях.

Ученые не пришли к единому мнению о природе этого государства: одни считают его «слабой федерацией», другие – особой формой, промежуточной между унитарным и федеративным государством, третьи рассматривают как разновидность сложносоставного государства наряду с федерацией и поэтому исследуют его в сопоставлении с федерацией.

Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных унитарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций.

Особенности:

а) территория состоит из единиц, обладающих высокой степенью автономии;

б) автономные территории своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы;

в) имеют особые документы – статуты об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом (статуты пяти областей в Италии утверждаются в форме конституционного закона);

г) в конституциях и иных актах проведено разграничение полномочий и сфер деятельности центральных органов и органов высших территориальных единиц;

д) в высших территориальных единицах избираются законодательные и исполнительные органы. Наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра – комиссары, губернаторы. Их полномочия неодинаковы, в Италии они невелики, в Шри-Ланке – очень обширны и включают право вето по отношению к законам, принимаемым представительными органами автономий, а также право роспуска представительного органа автономии.

Рассмотрим данную форму территориально-политического устройства на примере Испании.

В Испании территориальное устройство государства включает муниципии, провинции и автономные сообщества. Все эти образования пользуются автономией при ведении своих дел (ст. 137 Конституции Испании 1978 г.). Право на создание автономных сообществ признается за провинциями, имеющими общие исторические, культурные и экономические особенности, а также за островными территориями и провинциями, представляющими собой единую историческую область (ст. 143 Конституции Испании 1978 г.).

Наряду с преобладающей национальностью – испанцами, в Испании проживают каталонцы, баски и галисийцы, компактно проживающие в исторических регионах.

Испанская модель базируется на принципе «единства нации», установленном в Конституции Испании 1978 г., и ограничена им. Статья 2 гласит: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними». Определенная территориальная организация в виде автономных образований не может быть противопоставлена этому принципу. Ст. 145 устанавливает: «Ни в коем случае не допускается создание федерации автономных сообществ».

Согласно ст. 137 Конституции все территориальные образования (муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества), а не только автономные сообщества пользуются автономией при ведении своих дел.

Образование автономных сообществ происходит в результате инициативы одной или нескольких провинций, желающих выделиться в автономное сообщество, по довольно сложной и определенной в Конституции процедуре. Правовой статус каждого автономного сообщества индивидуализирован и закреплен в статуте, утверждаемом Генеральными кортесами.

В Конституции установлены общие принципы и начала разделения полномочий между сообществами и центром в виде перечисления в ст. 148 областей, в которых автономным сообществам могут быть переданы полномочия, а в ст.149 урегулирован вопрос об исключительных полномочиях испанского государства.

Статуты являются основным законодательным актом каждого автономного сообщества, который государство признает и охраняет как составную часть своего законодательства.

Органы автономных сообществ:

- Законодательная ассамблея, избираемая путем всеобщего голосования.

- Правительственный совет с исполнительными и административными функциями и председатель (председатель руководит Правительственным советом, осуществляет высшее представительство соответствующего автономного сообщества и в нем представляет государство). Председатель и члены Правительственного совета несут политическую ответственность перед Ассамблеей.

- Высший суд правосудия.

Конфедерация. Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация.

В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государств-членов, которые могут также их нуллифицировать (отклонить).

Примеры:

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

Наиболее известные исторические конфедерации — это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Указанные признаки конфедерации присущи Европейскому союзу, особенно после 1993 г., когда усилились интеграционные процессы. У него есть, в частности, собственный парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами государств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполнительные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для государств-членов. То же самое можно сказать и о СНГ, Союзном государстве Беларуси и России.

Однако мнения ученых по вопросу отнесения межгосударственных союзов к категории «конфедерация» разделяются: одни считают их классическими конфедерациями, другие – разновидностью более развитой конфедерации, третьи – образованиями с элементами федерализма, четвертые – образованиями с конфедеративными элементами, пятые – конфедеративными союзами, выходящими за рамки классической конфедерации прошлого и имеющими черты федерации, а также новые качества, обусловленные интеграционными процессами, происходящими в мире[1].

Особый статус имеют зависимые территории, находящиеся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории метрополии. Зависимые территории (заморские департаменты и др.) – это остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские департаменты Реюньон, Гвиана, заморская территория Каледония и др. Заморские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Заморские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соответствии с конституционным законом Франции 1992 г. местные законы, но большей властью обладает назначаемый правительством Франции губернатор. Великобритания сохранила некоторые мелкие колониальные владения (главным образом островные). Часть из них является так называемыми самоуправляющимися колониями (население избирает свои местные органы), другие управляются назначенными губернаторами.

В некоторых странах существуют резервации для коренного населения. В Канаде, Колумбии, США это индейцы, в Австралии, Новой Зеландии – маори. Теоретически резервации рассматриваются как особая единица, управляемая племенными советами в соответствии с местными обычаями, но на деле жизнь племен находится под надзором федеральных властей (но не властей штатов).

 


[1] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – С. 242-243.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...