Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфляция, ее определение и измерение




Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция —это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее. Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Индекс цен= Стоимость рыночной корзины в текущем году

Стоимость рыночной корзины в базовом году

 

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

Темп инфляции= ИЦ1 –ИЦ0 Иц0

ИЦо — индекс цен предыдущего года (например, 1999),

ИЦ1 — индекс цен текущего года (например, 2000).

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство. Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

- Инфляцию спроса

- Инфляцию издержек

-Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

1. Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

2. Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

3. Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыночно рассчитывается государственными органами статистики.

4. Неожидаемая

5. Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Типы инфляции

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

I. Инфляция спроса. Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.

Причины инфляции:

- милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;

дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);

- кредитная экспансия банка (предоставление кредитов);

- импортируемая инфляция;

- инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

2. Инфляция предложения (издержек). Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы,то и она вынуждена повышать цену.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

3. Подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен;

4. Импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

5. Экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены

 

 

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:

AD = С + I + С + Х„

где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

Анализ совокупного спроса во многом аналогичен анализу индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивидуальным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффекты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, поскольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос.

Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими закономерностями.

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процентной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инвестиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высокая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потребительских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» богатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в экономике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса.

Все перечисленные факторы обуславливают изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса.

 

 

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.

Изменение совокупного спроси пол воздействием неценовых факторов

 

Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:

1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.

2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.

4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть связано с:

1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте.

2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относительно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвестиционные товары и сдвигают кривую AD вправо.

3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса.

4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприму яти и неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы.

5. Существующим уровнем технологии и быстротой морального старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испытывают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос.

Динамика государственных расходов будет определяться целями макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей политики государство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживающей экономической политики будет иметь следствием обратный результат — совокупный спрос будет сокращаться.

Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны:

1. Изменением уровня ВВП в странах торговых партнерах. Чем выше ВВП в этих странах, тем выше уровень их благосостояния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличивается спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экспортирует страна, AD которой мы изучаем. В таком случае будет расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны иностранных покупателей расширил национальный экспорт. Увеличение Хn будет означать и возрастание совокупного спроса.

2. Динамикой валютных курсов. Так, обесценивание национальной валюты по отношению к валютам других стран увеличивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Х„ будет расти, будет расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты, естественно, будет иметь обратный результат.

К сведению. Здесь были перечислены далеко не все неценовые факторы, влекущие изменение совокупного спроса, поскольку невозможно охватить все причины, вызывающие изменение конъюнктуры на национальном рынке или внешнеэкономической конъюнктуры, так или иначе отражающиеся на совокупном спросе.

К сведению. Ценовые и неценовые факторы по-разному влияют на совокупный спрос. Неценовые факторы будут сдвигать график совокупного спроса вправо или влево, меняя сам совокупный спрос. Действие ценовых факторов (изменяется уровень цен в экономике) приводит к изменению величины (объема) совокупного спроса. При этом положение графика AD на плоскости не меняется, меняется лишь положение точки на кривой AD, т. е. комбинация «уровень цен—объем реального ВВП».

 

 

Совокупное предложение и его факторы

По аналогии с понятием «совокупный спрос» можно выделить агрегированный показатель, который будет отражать сторону предложения на национальном рынке. Речь идет о категории «совокупное предложение». Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически.

Кривая совокупного предложения (AS)

 

На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.

Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Qmax не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка производственных мощностей и значительная безработица, т. е. экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла. Находясь в состоянии кризиса или депрессии, экономика может наращивать объемы производства без заметного увеличения цен на производимую продукцию. Рост объемов производства на отрезке до Qt практически при нулевом росте цен возможен за счет использования свободных экономических ресурсов, которые из-за кризиса в экономике «выпали» из процесса общественного воспроизводства. Все эти ресурсы можно вовлечь в производство при неизменных ценах ресурсного рынка. А поскольку предприниматели приобретают экономические ресурсы по твердым ценам, то их издержки на производство единицы продукции при расширении объема выпуска не увеличиваются. Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые товары будут постоянны.

Классический участок графика совокупного предложения предполагает, что экономическая система достигла кривой своих производственных возможностей, т. е. функционирует в условиях полной занятости всех экономических ресурсов. Это означает, что достигнут максимально возможный для данной экономики объем внутреннего производства Qmax (ВВПпатенц). Таким образом, экономическая система находится в фазе подъема экономического цикла. На этом участке любое изменение уровня цен в экономике не приведет к изменению реального объема производства в экономике.

К сведению. Классический участок кривой совокупного предложения исследовался экономистами классической школы. По мнению экономистов- классиков, для рыночной экономики типично состояние полной занятости, которое достигается автоматически.

Промежуточный отрезок графика AS отражает ситуацию параллельного увеличения как объемов производства, так и уровня цен в экономике (показатели изменяются соответственно с Q1 До Qmax и с Р1 до Р2). Подобная совместная динамика этих двух показателей может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, неравномерностью развития национальной экономики по отраслям и регионам. Полная занятость достигается неравномерно — в некоторых отраслях может возникнуть дефицит ресурсов, в других, наоборот, будет их избыток. В последних будет наблюдаться застой. В первой группе отраслей увеличение спроса на ресурсы будет сопровождаться ростом цен на факторы производства, а следовательно, увеличением средних издержек и цен на готовую продукцию. В другой группе отраслей средние издержки остаются постоянными. Во-вторых, рост объемов производства в интервале с Q1, до Qmax требует вовлечения в воспроизводственный процесс все большего и большего количества незанятых ранее экономических ресурсов. По мере продвижения и приближения к Qmax качество этих ресурсов снижается, т. е. они являются менее производительными (чем, например, на кейнсианском участке, когда для наращивания производства привлекались самые качественные и подходящие экономические ресурсы). Следовательно, увеличение объемов производства будет сопряжено с ростом издержек, а следовательно, и с ростом цен.

До сих пор при проведении анализа не учитывались неценовые факторы совокупного предложения, а исследовались зависимость между уровнем цен в экономике и реальным объемом производимой в обществе продукции. Действие неценовых факторов приводит к изменению совокупного предложения.

Линия AS может под влиянием неценовых факторов менять свое положение на плоскости.

Смешение криком совокупного предложения под воздействием неценовых факторов

 

Если она смещается вправо, то говорят о том, что совокупное предложение увеличивается. В этом случае на классическом и промежуточных отрезках, действительно происходит увеличение объемов производства при каждом возможном уровне цен. На кейнсианском отрезке происходит снижение уровня цен при каждом уровне производства в экономике. Если кривая AS смешается влево до положения AS2, то совокупное предложение сокращается.

Основные неценовые факторы совокупного предложения обладают одним общим свойством —любое смещение кривой AS всегда связано с изменением издержек на производство единицы продукции. К основным не ценовым факторам совокупного предложения относят:

1. Существующие цены на экономические ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к росту издержек производства, следовательно, совокупное предложение будет сокращаться, график AS сместится влево. Следует отметить, что уровень цен на экономические ресурсы» в свою очередь, тоже зависит от ряда факторов. В частности, можно упомянуть наличие внутренних ресурсов в стране. При увеличении их количества кривая производственных возможностей общества сдвинется вправо, в том же направлении сместится и график AS (совокупное предложение увеличится). Цены на импортируемые ресурсы и их колебание, степень монополизации факторных рынков, эффективность использования экономических ресурсов и прочие факторы могут оказывать воздействие на ресурсные цены и средние издержки производства, а значит, и на совокупное предложение.

2. Уровень производительности экономических ресурсов и эффективность применяемых технологий. Производительность ресурсов определяется как соотношение между выпуском продукции в экономике и затратами ресурсов. Если производительность ресурсов растет, то средние издержки уменьшаются, и совокупное Предложение увеличивается. Производительность экономических ресурсов зависит от множества факторов

— от количества и качества других ресурсов, уровня технологии производства, специализации ресурсов, уровня квалификации рабочей силы, особенностей управления экономикой. Внедрение новых технологий увеличивает производительность факторов производства и снижает издержки на единицу продукции. Это способствует росту совокупного предложения, его график будет смещаться вправо.

3. Уровень налогов, субсидий и дотаций. Рост налогов с предпринимательского сектора приведет к уменьшению прибыли.

Естественным следствием этого станет сокращение совокупного предложения

— график AS сместится влево. И наоборот, субсидии и дотации бизнесу из государственного бюджета позволят сократить издержки производства и простимулируют рост совокупного предложения — график AS сместится вправо.

4. Меры государственного регулирования экономки. Как правило, расширение участия государства в экономической жизни сопровождается ростом издержек фирм и сокращением совокупного предложения. Наиболее ярко это будет проявляться в случае прямого административного вмешательства государства в экономику.

К сведению. Воздействие неценовых факторов на совокупное предложение будет сопровождаться сдвигом кривой AS. При этом говорят об изменении совокупного предложения. Если же речь идет о ценовых факторах (т. е. об изменении уровня цен в экономике), то изменяться будет величина совокупного предложения. Положение графика AS на плоскости здесь меняться не будет, а изменится комбинация «уровень цен в экономике—объем ВВП, предлагаемый к продаже».

 

Спрос на деньги

Спрос на деньги — количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента. Спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

Спрос на деньги для сделок (операционный спрос на деньги) — спрос со стороны домохозяйств и фирм для приобретения товаров и услуг, расчетов по своим обязательствам. Операционный спрос на деньги зависит:

• от объема номинального валового внутреннего продукта: чем больше производится товаров и услуг, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций;

•скорости обращения денег чем она больше, тем меньше лепет надо для торговых сделок и наоборот;

• уровня дохода в обществе: чем он выше, тем больше совершается сделок и тем больше требуется денег для совершения этих сделок;

• уровня цен: чем он выше, тем больше денег надо для осуществления торговых сделок.

r, %
r, %
С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному валовому внутреннему продукту и не зависит от ставки ссудного процента. График спроса на деньги для сделок Dm1 представлен на рисунке а и имеет вид вертикальной прямой.

               
 
   
 
   
Qm
   
в
 

 


Oперационный (а), спекулятивный (б) и совокупным (в) спрос на цены

Спекулятивный спрос на деньги. Люди держат свои активы в форме наличных денег, акций и облигаций, сберегательных счетов, драгоценных металлов и т. д. Преимущество денег как актива состоит в их абсолютной ликвидности, в способности незамедлительного использования для приобретения товаров и осуществления платежей. Кроме того, люди имеют деньги на случай непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос на деньги) зависит от процентных ставок. Причем зависимость обратная. Чем выше процентные ставки, тем больше активов держат в виде акций, облигаций и сберегательных счетов и меньше в форме наличных денет, И наоборот, чем ниже процентные ставки, тем больше своих активов, особенно финансовых, население держит в форме наличных денег. Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которое люди хотят иметь в качестве активов, показана на рисунке б, где Dm2 - спрос на деньги со стороны активов.

Совокупный спрос на деньги можно определить, суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов: Dm = Dml + Dm2. Следовательно, совокупный спрос на деньги зависит от уровня номинальной процентной ставки и объема номинального ВНП. График общего (совокупно) спроса на деньги Dm строится путем смещения по горизонтальной оси графика спроса со стороны активов на величину, равную спросу на деньги для сделок (рисунок в). Причем кривая совокупного спроса на деньги при высоких процентных ставках принимает почти вертикальную форму, так как все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги, спрос на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дельнейшем росте процентной ставки.


 

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...