Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин.




Безопасность персонала при эксплуатации подъемно-транспортного обору-дования и машин обеспечивается следующими методами:

 определение размера опасной зоны подъемно-транспортного оборудо-вания и машин (ПТМ);

 расчет на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);

 определение устойчивости кранов;

 применение специальных устройств обеспечения безопасности;

 регистрация, техническое освидетельствование и испытание подъемно-транспортного оборудования, машин и грузозахватных устройств.

Радиус опасной зоны зависит от высоты подъема груза и длины пути пере-мещения оборудования с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 4.16, а, и формуле

где: - вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов = 0), м; - наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномер-ных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину’), м; - высота подъема груза, м.

Определив радиус и зная длину пути перемещения подъемно-транспортной машины (ПТМ), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве грузозахватных устройств (ГЗУ), плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружно-сти радиусом с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис 4.16, б).

Для защиты от травмирования человека механизмами приводов ПТМ (зуб-чатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муф-ты, барабаны, ходовые колеса и т. п.) применяются средства, аналогичные средст-вам защиты, используемым для технологического оборудования, прежде всего ог-раждения.

Рис 4.16. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: а – определе-ние радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б – определение опасной зоны при перемещении ПТМ

Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле

где - коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии; - допустимое разрывное усилие каната, (кгс), определяемое по сертификату на канат; - наибольшее натяжении каната (без учета динамических нагрузок), (кгс).

Величина определяется правилами Госгортехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ, условий работы каната. Так, для промышленных кранов в зависимо-сти от условий работы каната, для грузовых лифтов без проводника – 8–13, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами 9–15.

С целью уменьшения износа и повреждения канатов их покрывают защитной смазкой.

Передвижение стреловые краны должны обладать достаточной для их безо-пасной работы устойчивостью. Условия устойчивости кранов: удерживающий мо-мент должен быть больше опрокидывающего момента сил, действующих относи-тельно вертикальной оси крана, проходящей через центр его тяжести. Расчет устой-чивости кранов осуществляется методами теоретической механики при положении крана с грузом (грузовая устойчивость) и при рабочем положении крана без груза в условиях неблагоприятных ветровых нагрузок (собственная устойчивость). Устойчи-вость кранов определяется коэффициентами грузовой и собственной устойчивости крана.

Коэффициент грузовой устойчивости – это отношение момента относи-тельно оси опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом всех до-полнительных нагрузок (ветровой, инерционной, торможения), и момента, создавае-мого рабочим грузом при работе крана с учетом уклона местности или пути крана.

Коэффициент собственной устойчивости – это отношение момента отно-сительно оси опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом укло-на местности и пути в сторону опрокидывания, и момента, создаваемого ветровой нагрузкой при нерабочем состоянии крана (без груза).

По Правилам значения этих коэффициентов должны быть не менее 1,15. Для каждого вылета стрелы крана установлены предельные значения веса поднимаемо-го груза, которые нельзя превышать, т. к. возможно опрокидывание крана.

Специальные устройства безопасности подразделяются на устройства, обеспечивающие безопасные весовые и нагрузочные характеристики, и устройства, обеспечивающие безопасное передвижение груза.

К устройствам, обеспечивающим безопасные весовые и нагрузочные ха-рактеристики, относятся тормоза и остановы, ограничители грузоподъемности и грузового момента, противоугонные устройства.

Тормоза могут предназначаться для остановки механизма (стопорные), огра-ничения скорости подъема и спуска груза (спускные). По конструктивному выполне-нию они аналогичны тормозам, применяемым в технологическом оборудовании, а по принципу действия – автоматические (вступающие в работу при отключении двига-теля механизма) и управляемые (включаемые при воздействии на орган управле-ния). Наиболее часто на ПТМ используются колодочные стопорные тормоза.

Остановы используют для удержания груза на весу. Одним из наиболее распространенных остановов является храповой останов (рис. 4.17)

Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стре-лы, применяют ограничители грузового момента, учитывающие не только вес под-нимаемого груза, но и величину вылета стрелы.

Рис.4.17. Схема останова механизма подъема: 1- храповое кольцо; 2 – барабан; 3 – собачка; 4 – груз

Имеется много видов ограничителей, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению.

На стреловых кранах, грузоподъемность которых меняется при разных выле-тах стрелы, применятся указатели грузоподъемности.

Противоугонные устройства предназначаются для удержания крана, рабо-тающего на открытом воздухе, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств являют-ся рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредствам которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.

Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах, ограничители поворота на башенных кранах, измерители крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др.

Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы, грейфе-ры, подхваты и захваты) являются особо ответственными деталями крана и изготав-ливаются под форму перемещаемых грузов. Периодический контроль за их состоя-нием рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов) обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройств.

Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ яв-ляется важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъемно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Гос-технадзор.

Администрация предприятий обязана устанавливать постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, целей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и уходом за ними и безопасностью эксплуатации. Правилами безопасности предусматривается проведение регламен-тированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точкой зрения охраны труда наибольшую опасность среди всех подъемных транспортных машин.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть повергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные ма-шины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочеред-ное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после мон-тажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конст-рукции грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом ос-видетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудова-ния, тормозов, аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безо-пасности и регламентируемых габаритов.

Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструк-ций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышаю-щей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку(тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. На стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, со-ответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его уст-ройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране - 100 -200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течении 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие оста-точной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).

Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое ис-пытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъём и опускание груза.

При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа и коррозии, назначение, соотношение диаметра бло-ка, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...