Бюджет продаж предприятия и график поступления денег (USD)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Блок схема логической последовательности процесса бюджетирования
Основные денежные документы
|
3. Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж -операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это - отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
· какую продукцию выпускать;
· в каких объемах она будет реализована для продажи с разбивкой на определенные промежутки времени;
· какую установить цену продукции;
· какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
· Ориентируясь на стратегический план компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.
|
|
На объем реализации продукции влияют следующие факторы:
· макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, инфляция, уровень безработицы и т.д.);
· ценовая политика, качество продукции, уровень сервиса;
· сезонные колебания;
· объем продаж предшествующих периодов;
· производственные мощности предприятия;
· относительная прибыльность продукции;
· масштаб рекламной кампании;
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
1. Бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных стоимостных показателях.
2. Бюджет составляет с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов.
4. И так, пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
В процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициент инкассации (объем дебиторской задолженности), которые показывают какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.
В качестве первого блока исходных данных используем прогноз объемов продаж и цен:
Прогноз сбыта и цен | Квартал 1 | Квартал 2 | Квартал 3 | Квартал 4 |
Ожидаемый объем | 10,000 | 30,000 | 40,000 | 20,000 |
Ожидаемая цена единицы продукции (USD) | 20,00 | 20,00 | 20,00 | 20,00 |
Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема выручки, оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов готовой продукции на конец планового периода (квартала) составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы готовой продукции на конец года планируются в объеме 3,000 единиц продукции. Требуемы й объем материала на единицу продукции составляет 5 кг, причем цена одного килограмма сырья оценивается на уровне $0,60. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10% от потребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конец года составляет 7,500 кг. Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале, составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем квартале.
|
|
5.Одновременно с бюджетом продаж составляем бюджет коммерческих расходов, который непосредственно связан с бюджетом продаж.
При оставлении коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
Расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж.
2. Большинство затрат на сбыт планируется в %-ом отношении к объему реализации - величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериями в зависимости от сегментации рынка.
Значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара – это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами.
6. В соответствии с этим финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
Используем прогноз объемов продаж и цен.
Бюджет продаж предприятия и график поступления денег (USD)
Квартал 1 | Квартал 2 | Квартал 3 | Квартал 4 | |
Ожидаемый объем (шт.) | 10,00 | 30,00 | 40,000 | 20,000 |
Ожидаемая цена единицы продукции | 20,00 | 20,00 | 20,00 | 20,00 |
Выручка за реализованную продукцию | 200,000 | 600,000 | 800,000 | 400,000 |
График поступления денежных средств | Квартал 1 | Квартал 2 | Квартал 3 | Квартал 4 |
Счета дебиторов на начало года | 90,000 | |||
Приток денег от продаж 1кв. | 140,000 | 60,000 | ||
Приток денег от продаж 2кв. | 420,000 | 180,000 | ||
Приток денег от продаж 3вк. | 560,000 | 240,000 | ||
Приток денег от продаж 4 кв. | 280,000 | |||
Итого поступление денег | 230,000 | 480,000 | 740,000 | 520,000 |
|
|
. При составлении графика поступление денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 70%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.
6-1. В первом периоде предприятие планирует получить деньги по счетам дебиторским в размере 90,000 дол., Это значение берется из начального баланса предприятия. Дополнительно в первом периоде предприятие получает деньгами 70% выручки первого периода в объеме 200,000 дол., что составляет 140,000 дол.,. и т. д. В итоге, ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 230,000дол., Во втором периоде предприятия ожидает получить 30% выручки первого квартала и 70% процентов от выручки второго периода. В сумме это составляет 480,000. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета. В соответствии с этим бюджетом предприятие не получит в плановом году 30% выручки 4-ого квартала, что составляет 120,000 дол.. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.
6-б. План производства продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. План производства помещен в табл. 21. Рассмотрим план производства на первый период. Предприятие планирует продать 10,000 единиц продукции. Для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остаток продукции на конец первого периода в объеме 20% от объема реализации второго периода (см. исходные данные), что составляет 6,000 штук. Таким образом, требуемый объем продукции составляет 16,000 штук. Но на начало первого периода на складе имеется 2,000 единиц готовой продукции. Следовательно, объем производства первого периода должен составить 16,000 – 2,000 = 14,000 изделий.
План производства продукции
Квартал 1 | Квартал 2 | Квартал 3 | Квартал 4 | За год | |
Ожидаемый объем продаж (шт.) | |||||
Запасы на конец квартала (шт.) | |||||
Требуемый объем продукции (шт.) | |||||
Минус запасы на начало периода (шт.) | |||||
Объем производства продукции (шт.) |
|
|
Исходя из планируемого объема затрат прямого труда и норматива переменных накладных затрат планируются суммарные переменные накладные издержки. Так, в первом квартале при плане прямого труда 11,200 часов при нормативе 2 USD./час сумма переменных накладных затрат составит $22,400. Постоянные издержки в соответствии с исходными данными составляют $60,600 в месяц. Таким образом, сумма накладных издержек в первом квартале составит по плану $83,000 тыс. Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладных издержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые не являются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому не платит.
6-в. Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемого примера продемонстрирован в таблице.
|
|