Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

PS: о линиях в наших железных местах




Уже в макет собиралась отдать рукопись.

И тут у нашего дома в заулке разбирали старый сарай. В его основании оказались … рельсы и шпалы. А мы так далеко от Суды – ближайшей ж/д станции.

Однако, прямые лесные дороги называются у нас в народе «линиями». «Пошли на линию купаться», это значит, «линия» упирается в реку. «Пойдём на линию за грибами» – в наших местах участки «линии» проходят по лесам.

Мы только слышали, что это когда-то были пути, по которым один раз прошёл пробный паровоз…

Рядом с тем местом, где сейчас дом Тиминых, крайний в моей родной Сосновке, стояла будка. И в ней стрелочником-смотрителем работал Иван Романович Галунов из деревни Клопузово.

А поведывал о сём по моему запросу – симпатичный работящий парень с нашей улицы Малыгин Анатолий Михайлович, родом из Паршина, которому в этом году исполняется 90 лет. Он рассказывал, что проходящая по нашим местам железная дорога построена до революции. И эту ветку хотели использовать в гражданской для победы над Юденичем. Чтобы её опробовать, по ней тихонько прошёл паровоз с пустыми вагонами. А мост-то через Мологу и закачался. Паровоз осторожно вернулся. Мост решили укреплять. Но тут – Юденича разбили. Так и не стали заниматься ремонтом.

А пути потихоньку размонтировали. Шпалы и рельсы местные употребляли в хозяйстве. Вот и мой отец для сарая кое-что применил.

…Тут приезжают собиратели металлолома. И я сдала скопившуюся кучу вместе с рельсом. А на другой день схватилась за голову: что ж я наделала – музейную ценность собственноручно… отдала на переплавку!

 

На карте Череповецкого уезда 1898 года – она помещена в этой книге – прорисованы пути старой железки, проходившей через наши деревни, о коих речь идёт в повести: Гришкино, Клопузово… Через Глины она уходила к западу на Устюжну. Огибалась на север через Луковец – он теперь затоплен Рыбинским – и возвращалась на юг через Мяксу в Пошехонье. От узловой Новинки ответвлялась к Вологде. А от Череповца ветка шла на Кириллов.

Мой дом в Сосновке от «линии» всего в 300 метрах. Возможно, это траектория ветки Суда-Весьегонск. Клопузово, бывшая станция, рядом, в паре километров. А вот посёлка нашего тогда не было – это место стало застраиваться, как я слышала, в 30-е годы.

Про легендарный ж-путь, который, как я думала, что именно он оставил в наших местах прямые дороги, есть статья «Железнодорожная линия Петербург — Вятка и значение ее для г. Череповца» в газете «Новгородские Губернские Ведомости» за 1895 год, № 89.

А те пути, по которым мы сейчас ездим, скажем, из Череповца в Питер, в википедии описываются так: «Петербурго-Вологодская железная дорога — на северо-западе России, соединяющая Петербург и Вологду. Построена на средства государственной казны Российской Империи в 1902—1905 годах, протяжённость 575 вёрст».

Вокзал на этой дороге в Череповце был открыт в 1905 году. И на нём висели часы мастера Павла Буре, которые потом оказались в моей личной музейной коллекции и приводили в восторг многих посетителей своим механизмом. Но… украдены из моего жилья в деревне Супроново в 90-е годы…

…Лошади наши вздохнули облегчённо, когда в уезде появилась паровозная дорога. Ведь железо возить – поупираешься – работа не из лёгких. А гвоздями, орудиями труда, метизами Улома Железная снабжала не только свою Новгородскую губернию, но чуть ли не всю Россию-матушку.

Итак, в наших местах функционировала железная дорога, и, немало, для перевозки металла. Когда появились Октябрьская и Северная, а также металлургические заводы – надобность в ней отпала. Пути растащены на хозяйские нужды. А лесные стези, называемые линиями, которыми пользуются грибники-ягодники, остались.

Упомяну про старые дороги от Чаева до Миндюкина и от Воротишина до Давыдова, прямые, как полёт стрелы. Взгляду не за что бы зацепиться, если б не дерева, чем заросли кюветы. Такие дороги я называю грустными. Потому что постоянно видишь объект, к которому стремишься. Раз видно, значит, рядом, дескать. А идёшь да идёшь, идёшь да идёшь… И цель будто дразнит тебя, подзывает, а всё-то далеко, как отодвигается. По прямым дорогам труднее ходить.

…И я подозревала, что они тоже – остатки ж/д путей. Хоть и чётко помню, как водил наш пятый класс в поход по Колоденским местам учитель истории Александр Иванович Масленников, и рассказывал, что это местный барин заставлял крестьян делать такие прямолинейные соединения между деревнями.

Теперь старожил из Чаева Михаил Никишин подтвердил, что жили баре в Миндюкине, Осарковы. А в Малиновке, это не доходя Чаева, был у них скотный двор. И барыня часто проведывала ферму, ездила на лошадях по специально проложенному для этого прямому пути по приказу барина.

 

Ширина железной дороги «Петербург-Вятка» была государственной, принятой при царе Николае-I, какой придерживались в нашей стране до 1990 года – 1524 мм, пять футов, что шире европейского стандарта – 1435 мм. Попутно узнала, что – по длине железных дорог, к 1917 году, мы занимали второе место в мире, уступая лишь США. А по темпам их строительства даже СССР отставал от царской России.

 

Вот только…, по моему запросу в Музей Железных Дорог, оказалось, что не этот путь прорисован на карте Череповецкого уезда. А – какой? Это пока задача для разгадки…

Итак, наши лесные «линии» – это память о местной железке.

 

Хочу обратиться к уломчанам и жителям Череповецкого района:

– Дорогие, если вы что-то знаете об этом, сообщите. И если у вас найдутся рельсы от старой железной дороги, подарите, пожалуйста, скажем, метровый кусок для Коротовского Музея. Благодарю.

 

PS: Про военную (после революции) железную дорогу в наших краях можно прочитать в интернете. Например, Вконтакте на странице Елены Озеринниковой.

И узнаете, как можно было пропыхтеть с паровозом по нашим Уломским местам в 20-е годы от Суды через Дуброво, Коротово (Клопузово), Дмитриево, Николо-Раменье и Пленишник – до Весьегонска.

Свидетельствует жительница Сосновки Ольга Мухамедьярова:

«Моя прабабушка успела проехать по этой дороге один раз».

 

Мы подошли к непосредственному началу повествования о непростых парнях.

Использовался материал:

 

1 «Новгородские Епархиальные Ведомости» за 1876 год, №16, стр. 199-317; №17, стр. 329-343; Памятных книжек Новгородской губернии на 1905-1916 гг.

2Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».

3По материалам книг М. Мальцева «Святыни Череповецкого края».
Тверь, Издательство «Булат», т. 1 1992, т. 2 1996, т. 3 1999, т. 4 2000, т. 5 2001

Пахолкова Т. В., статьи о Колоденской волости.

«Список населённых мест Новгородской губ. Выпуск 9, Череповецкий уезд» под ред. С. Р. Минлова.

Документы МКАУ «Череповецкий центр хранения документации».

Сайты: st. cherinfo. ru, ru. wikipedia. org

Стихи и песни, как и далее во всей книге, автора – В. Ким-Басовой.

Фото села Мороцкое из краеведческого музея, г. Череповец.

Карты из интернета, «Яндекс-картинки».

Карта Череповецкого уезда – краеведческий музей, г. Череповец

https: //ru. wikipedia. org/wiki/Уломский_район

 

 

    Часть первая

 

 

 ОТКУДА БЕРУТСЯ

    ГЕРОИ

 

 

        Очерки

 

Героев в Уломском крае много.

А также известных людей – выходцев из наших мест.

Это предмет исследования.

Спасибо, что учащиеся и учителя Сосновской школы

этим довольно активно занимаются.

В данной книге я представила очерки о нескольких отважных мужчинах,

о ком уже были мои статьи – публиковались в интернете и в газетах.

О тех, кого я знаю лично или знакома с их родными.

 

ЛЁТЧИК ИЗ КОРОТОВА

 

РОДНЯ

А мы и не задавались вопросом, как она называется. Просто ходили по ней всё детство раз в неделю в общественную баню, которая была в конце, у леса. Ну, ещё – на Паршинские поля картошку садить. Выращивали её много – для себя и скотины – у дома и ещё кто где.

Почему-то на этой улице в моей Сосновке я знала всего два дома: радушных Долапчиу, к которым после «байны» заходили чаю попить, и дом Даниловых.

У школьного шофёра Геннадия Данилова было двое детей: дочка Аля, старше меня, и сын Саша – младше. Им до школы, хоть почти по той же траектории, было в три раза ближе – шаг шагнуть да ногой лягнуть до стадиона, и через него. Наверное, потому улица их и называется Школьная – намедни узнала.

Геннадий – племянник героя Данилова, как потом прояснилось. Но в детстве не было заботушки – расспросить, а тем более – записать. Теперь ни Геннадия, ни детей его нет в живых. Есть внуки и правнуки – Александр продлил род.

Геннадий и его брат Николай, до недавнего времени живший в родном доме героя, были похожи на своего дядю – красавца Степана Данилова.

 

СЛЕДОПЫТСТВО

Сегодня (10. 07. 20) я сходила на беседу со старожилом Г. А. Тихоновым, с кем собирала жемчуг подробностей, и пошла в Коротово заснять родовой дом Даниловых с памятной табличкой… А дома-то уже и нет. Но хозяева участка – молодцы: там, где был родительский очаг героя, они поставили на шесте большой флюгер-самолёт, с размахом крыльев больше метра. Очень символично. Стоишь под ним, смотришь снизу вверх – и самолёт «летит». Потому что облака плывут.

ЗАРОЖДЕНИЕ АВИАЦИИ В РОССИИ

В предзнаменовании рождения воздушного аса Данилова, в Петербурге был открыт Всероссийский Аэроклуб (1908 г. ). В июне 1910 года для России изготовлены по спецзаказу первые 11 самолётов! В ноябре этого же года на базе клуба, как бы в подарок к первому Дню рождения маленького Стёпы – будущего знатного российского лётчика – была официально открыта русская военно-авиационная школа.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ СТЕПАНА ДАНИЛОВА

Степан Павлович Данилов родился 15 декабря 1909 года и провёл детство и отрочество в нашем Коротове – Череповецкого уезда, Новгородской, тогда, губернии, в простой семье.

Интересно, подумала я, воображал ли он, как мальчишки из других поколений, стать лётчиком? Ведь русское самолётовождение было столь же юным, как и Стёпушка. Что знаменательно – оно было его ровесником.

Так что, ой, не знаю на счёт подобных грёз... В революцию Степану было семь лет. Потом гражданская… Не больно-то сытно и весело. Не до высоких, поди-ко, идей.

В школу ходить было не шибко близко – до Братья Стёпа и Вася Даниловы    Уломы вёрст пять. А потом пятьдесят – в Шухободь катаются на дровешках в Коротове  в ФЗУ, школу фабрично-заводского ученичества; ну,

уж оттудова-то не каждый день.

Однако, многие догадываются, что вечно молодой душе в юном-то теле легче мечтается и радуется. Вот и запрокидывал голову Стёпа, пока никто не видит.

Витал там, на высоте, что-то предвкушая.

Небо влекло его, небо дразнило…

Лёжа на травушке, легче смотреть.

Что улыбаешься, Стёпа Данилов?

Где твои крылья, чтобы лететь?

Его смешили кукиши туч и другие их фиг-уры. Умиляли лёгкие пуховые пёрышки на синем-синем просторе.

Перья перистых к небу манят ищущий взор.   
Перья пенятся белым, в синеве закипая.
Предвещая нам вёдро, ткут собою узор...
Как влечёт нас любовь! Как её не хватает!
       Перья перистых в небе, словно ищущим зов.

Ниже их за мечтою птицы крылья качают.

Пишут перья, рисуют за мазками мазок...

Принимая любовь – на любовь отвечаем!

Вот. А для начала будущий лётчик занялся паровозами, точнее, их ремонтом, трудясь токарем и техником на ПРЗ – паровозоремонтном заводе, в Ярославле. Был там секретарём комсомольской организации.

Перед этим Степан успел поработать в родном райцентре Череповце на заводе «Красная звезда», который располагался между парком КиО и Областной больницей.

Эту самую улицу из Заводской переименовали в Данилова в 1975 году.

 

На фото завод Красная Звезда

КРАСНАЯ АРМИЯ И ЛЁТНАЯ ШКОЛА

В июне 1931 года Степан Данилов призван в ряды Красной Армии по специальному набору. Тогда же стал членом ВКП(б).

 

ЛЁТНАЯ ШКОЛА

В 1933 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков. С декабря 33-го служил в 121-м ИАП (истребительном авиационном полку) ВВС Закавказского военного округа, которого командующим впоследствии был Николай Денисович Песков, земляк Данилова.

 

КОМАНДИРОВКА В ИСПАНИЮ

Степан Павлович Данилов – участник гражданской войны в Испании с 14 января по 26 июля 1937 года.

 

ВЫСШИЕ КУРСЫ В ЛИПЕЦКЕ

Закончил Высшие Авиационные Курсы усовершенствования в Липецке в 1938 году. Назначен командиром эскадрильи

 

ХАЛХИН-ГОЛ

С 18 июля по 16 сентября 1939 года лётчик Данилов – участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в должности командира 56-го истребительного авиационного полка.

 

НАСТАВЛЕНИЯ КОМАНДИРА

... Лето 1939 года. На подготовку к боям было дано 3 дня. В полку было много новичков. За них командир беспокоился больше всего.

– Каждый из вас должен помнить азбучные истины, – наставлял майор Данилов молодых лётчиков. – Прежде всего, осмотрительность. Зазеваешься – превратишься в летающую мишень и будешь сбит. Значит, надо крутить головой. Второе – это манёвр. Опоздаешь с манёвром – успеха не добьёшься. Опередил – значит победил. Третье условие – огонь. Будешь стрелять с большого расстояния или плохо прицелишься, поспешишь – досада себе и напрасная трата патронов. Бить надо с короткого расстояния и наверняка...

Беседы с молодыми Данилов проводил каждый вечер, и послушать бывалого лётчика приходил весь полк.

ПОДРОБНОСТИ БОЯ

Свой первый боевой вылет полк провёл 21 июля. В этот день японцы подняли в воздух более 100 своих истребителей и несколько десятков бомбардировщиков. С утра до полудня шёл яростный воздушный бой, в ходе которого каждая из сторон стремилась к победе.

Полк вступил в бой организованно. Вёл эскадрильи Данилов. Заняв выгодное положение для атаки, он первым спикировал на ведущего японской колонны. Белые, яркие, как молнии, трассы потянулись к вражескому истребителю. Пулемётная очередь пришлась по кабине. И-97 задымил и, оставляя за собой чёрный след, пошёл к земле...

Данилов вывел свою машину из пикирования, взмыл вверх и осмотрелся. Строй эскадрилий распался. Всё перемешалось. Всюду мелькали самолёты, отмеченные то звездой, то кругом. Только левый ведомый лейтенант Александр Мошин надёжно прикрывал командира. Это был самый молодой в полку лётчик, и Данилов ценил его за чувство товарищеской взаимовыручки и высокое лётное мастерство.

 Внезапно из-за кучевого облака вывалилась шестёрка японских истребителей.

 Один из них сразу же зашёл в хвост самолёту Александра Мошина. Тот не заметил опасности. Но японец поспешил открыть огонь, и пули прошли мимо.

Однако опасность не миновала. Данилов развернул свою машину и, увеличив скорость до предела, устремился в ЛОБОВУЮ атаку. То же сделал и Мошин. Японцы не выдержали дерзкого маневра советских лётчиков и, взмыв вверх, скрылись в облаках. Результаты боя: сбито 8 японских самолётов, столько же …не вернулось наших.

ИТОГИ СРАЖЕНИЙ

В последующих боях полк Данилова успешно выполнял все боевые задания с минимальными потерями. За 25 дней боёв лётчики 56-го полка уничтожили около 80 самолётов противника. Лично Данилов за это время совершил 60 боевых вылетов. В воздушных схватках с врагом он сбил 6 истребителей и 2 бомбардировщика.

ЗВАНИЕ ГЕРОЯ!

17 ноября 1939 года за мужество и героизм Степану Павловичу Данилову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением знака " Золотая Звезда", только что, в августе 39-го, введённого для отличия звания. (Получивших Золотую Звезду было всего 70 человек на весь СССР). Этому сопутствовало вручение ордена Ленина. Данилов был также награждён высшим монгольским орденом " Полярная звезда" (10. 08. 1939 ).

Степан Данилов получил Героя ПЕРВЫЙ в Череповецком районе! За месяц до своего 30-летия.

 

В КОРОТОВЕ

В мае 1940 года подполковник С. П. Данилов по пути из Москвы к новому месту службы заехал на родину. 6 мая его торжественно приветствовали в Череповце, а днём позже – в родном Коротове.

Жители хлебосольно, сердечно и с гордостью встретили Героя Советского Союза – даже произносить это было в диковинку, и друзья, родные – коротовчане – были исполнены восхищения и почтительности Такое звание за пять лет – оно учреждено в апреле 1934 года – имели ещё очень немногие. Рядом с героем крутились, стараясь быть поближе и на первом плане, мальчишки – его племянники Гена с Колей.

 

Покидая родные края, Степан Павлович посредством череповецкой газеты " Коммунист" поблагодарил земляков за радушный приём. Он писал: " Сейчас я готов с удесятерённой энергией бороться за укрепление оборонной мощи Советского Союза... Командование доверило мне воспитывать и готовить для защиты Родины сотни советских лётчиков. Я даю слово землякам, что буду стараться сделать свою часть непобедимой и лучшей в нашей армии".

Получилось, что это был прощальный его визит на родину, последние объятия матери и рукопожатия отца…

 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В 1940 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба и был назначен командиром 42-й авиационной бригады. В августе 1940 года стал командиром 3-й Истребительной Авиационной Дивизии ПВО Ленинградского военного округа.

 

В 1941 году С. П. Данилов получил звание полковника.

ЗА ТРИ ДНЯ ДО ВОЙНЫ

Приказом Наркома обороны СССР от 19 июня 1941 года Данилов назначен командиром 7-го авиационного истребительного корпуса ПВО, которому была поручена защита Ленинграда с воздуха.

 

Степан Павлович Данилов, второй слева

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

С июня 1941 года полковник С. П. Данилов на фронтах Великой Отечественной войны, летал вначале на И-16. Командуя 7-м ИАК, участвовал в противовоздушной обороне Ленинграда

Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «Война застала авиацию ПВО Ленинграда в стадии реорганизации. Приказом НКО от 19 июня 1941 г. две истребительные дивизии ее, 3-я и 54-я, сводились в 7-й истребительный авиакорпус ПВО страны.

…Самый сильный налет на Ленинград был совершен в первой декаде августа. Еще не успели подать сигнал воздушной тревоги, как мне доложили, что на Ленинград с юго-запада идут несколько эшелонов вражеских бомбардировщиков под мощным истребительным прикрытием. Служба ПВО насчитала около 300 самолетов.

Я приказал поднять для отражения удара в помощь 7-му иак (командир С. П. Данилов) всю фронтовую авиацию. Часть своих сил выделило и командование ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В своем резерве я оставил лишь группу из 10 истребителей, базировавшихся на Комендантском аэродроме».

Велись ожесточённые бои. Бомбардировщиков было мало. Технически советская авиация была слабее немецкой. Наших потерь было больше, чем вражеских.

…Данилов пережил понижение в должности. Но по-прежнему был командиром. И с его деревенским характером он продолжал стойко крушить врага. Любовь и память о родине была неугасающей мотивацией, подогревала страсть к победам. А хозяйская крестьянская расчётливость, опыт выживания в трудном детстве, крепость и окрылённость закалённого северного духа уломчанина и, конечно, профессионализм – давали его решениям разумность, а действиям – силу!

25 августа лётчики 7-го корпуса нанесли массированный и дар по аэродрому противника, на котором находилось до 100 истребителей и бомбардировщиков. В результате этого удара враг потерял на земле и в воздухе около 60 самолётов. Наши потери составили 8 самолётов…

ГОЛОС ИНФОРМБЮРО

О напряжённых воздушных боях у стен Ленинграда каждый день сообщалось в сводках Совинформбюро.

14. 09. 41 г. в вечернем сообщении говорилось: «Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими лётчиками. На днях на подступах к Ленинграду произошёл воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолётов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны».

16. 09. 41 г. утром Совинформбюро сообщило: «В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть полковника Данилова сбила за один день 46 фашистских самолетов».

 

ФРОНТЫ

В 42-м Данилов – командующий ВВС 54 армии. Затем, командир 287-й ИАД. Проводил бои на Брянском и Сталинградском фронтах. Участник Кубанского воздушного сражения. Воевал под Новороссийском.

 

БОЙ НАД СТАЛИНГРАДОМ

ЖЕНЩИНЫ-АСЫ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ДАНИЛОВА

Из рассказа Олега Шушакова.

«Несмотря на высокие командные должности, Данилов продолжал вылетать на выполнение боевых заданий.

Так, 27. 09. 42 г., прикрывая Сталинград с воздуха, группа Данилова вступила в бой с двумя пятёрками бомбардировщиков Ju. 88, шедших под прикрытием истребителей Bf. 109 бомбить Тракторозаводский район. Помня приказ командующего атаковать в первую очередь бомбардировщиков, командир эскадрильи Н. М. Шутов врезался в их строй и сбил одного " Юнкерса". За ним пошёл в атаку командир полка майор М. С. Хвостиков в паре с Лилей Литвяк.  Но в результате плотного огня вражеских стрелков самолёт Хвостикова получил повреждение, и лётчик был вынужден прекратить атаку. Тогда Литвяк приблизилась к " Юнкерсу" на дистанцию 30 м и сразила его. Затем она пристроилась к старшему лейтенанту Беляевой и вместе с ней вступила в бой с подошедшими истребителями  противника. Парой они сбили «Мессера».

Лидия (Лиля) Литвяк – самая продуктивная женщина-пилот в ВОВ
Еще одного " Юнкерса" уничтожил лейтенант Дранищев.

 

                                   .              В этом воздушном бою полковник Данилов сбил два

                                   бомбардировщика Ju. 88 – один лично и один в группе».

 

 

МОЛОДОЙ ГЕНЕРАЛ

28 мая 1943 года С. П. Данилову было присвоено звание " Генерал - майор авиации", в 33 года!

Моложе его в подобном звании был только один – дважды герой Советского Союза, тоже лётчик, Григорий Кравченко, получивший генерал-лейтенанта в 1940 году в возрасте 28 лет.

ГЕОГРАФИЯ СРАЖЕНИЙ

С июня 1943, и до конца войны, генерал Данилов командовал 14-м ИАК, прикрывая войска Западного, Брянского, Ленинградского Прибалтийских, фронтов. С. П. Данилов умело руководил частями корпуса в ходе Курской битвы, Брянской, Ленинградско-Новгородской, Прибалтийской наступательных операций.

 

ИМЕННОЙ САМОЛЁТ

В 1944 году С. П. Данилову был вручён именной самолёт, подаренный колхозниками.

А вскоре отважный лётчик и мужественный авиационный командир был награждён орденом Кутузова 2-й степени.

 

НАД ПРИБАЛТИКОЙ

За время боёв в составе второго Прибалтийского фронта корпус (ИАК) Данилова совершил 6475 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 196 вражеских самолётов, уничтожил на земле большое количество боевой техники и живой силы противника.

 

ЛИЧНЫЙ ОБРАЗЕЦ

С. П. Данилов до конца войны лично летал на боевых самолётах, показывал пример подчинённым. Нередко его видели в воздухе в качестве ведущего группы. Он летал одинаково мастерски как днём, так и ночью. Всего за время войны Степан Данилов сделал 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в ходе которых сбил лично и в составе группы 3 вражеских самолёта.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Вспоминает лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза

Иван Никифорович Степаненко:

" В моей памяти навсегда запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса генерал-майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника – лучшего из лучших, героя воздушных боёв в небе Испании и Халхин-Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Летал он много и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался.

От нас командир неукоснительно требовал думать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.

Характерной чертой С. П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало возможность многое заимствовать у него, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко видеть уровень их подготовки, безошибочно определять подходы к решению задач более широкого масштаба.

Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации – это лётчик. К чести Генерала Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот " служебный барьер", всегда был прост и доступен, будто стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением. (!! В. К-Б)

Генерал Данилов знал каждого лётчика лично (! ), как говорят, " в лицо". Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как отец. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил давать наставлений, а свою тревогу обычно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу сказать с полным правом, поскольку не раз чувствовал на себе товарищеское внимание командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов".

 

ЦИФРЫ

К маю 1945 года генерал-майор авиации С. П. Данилов выполнил 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых сбил лично 2 и в составе группы 1 самолёт противника.

 

ПОСЛЕДНИЙ МАЙ

День Победы генерал-майор авиации С. П. Данилов встретил в Прибалтике.

 

24 мая 1945 года он погиб в авиационной катастрофе самолёта УТ-2, во время подготовки своего корпуса к военным действиям против империалистической Японии.

 

 

 

Степан Павлович Данилов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Там же упокоились его жена и дочь.

 

ДАНИЛОВ СТЕПАН ПАВЛОВИЧ (15. 12. 1909 – 24. 05. 1945), –

коротовчанин – почётный гражданин Череповца.

 

ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ:

лейтенант (1936),

капитан (8. 08. 1937),

майор (2. 07. 1939),

полковник (26. 04. 1940),

генерал-майор авиации (28. 05. 1943).

 

НАГРАДЫ:

· Орден Красного Знамени (17. 07. 1937)

· Медаль «За отвагу» (14. 11. 1938)

· Орден Красного Знамени (1939)

· Герой Советского Союза (17. 11. 1939)

· Орден Ленина (17. 11. 1939)

· Орден Отечественной войны 1-й степени (22. 02. 1943)

· Орден Кутузова 2-й степени (8. 04. 1944)

· Медаль «За оборону Ленинграда» (вруч. в 1944)

· Медаль «За оборону Кавказа» (вруч. в 1944)

· Орден Суворова 2-й степени (29. 06. 1945)

 

 

Использованы материалы:

http: //facecollection. ru/people/stepan-danilov. Степан Даниилов. Биография и семья

https: //ru. wikipedia. org/wiki/Данилов, _Степан_Павлович

http: //soviet-aces-1936-53. ru/abc/d/danilov_sp. htm Советские асы

http: //airaces. narod. ru/mongol/danilov. htm Красные соколы

 

   НАШ МАКАРОВ

 

В посёлке Суда-ДСК я жила на улице Макарова. И думала: это тот Павел Макаров, имени которого была моя пионерская дружина в Сосновской школе? Или… Мало ли известных. Например, адъютант Его Превосходительства, Макаров, и тоже с Рязани кстати…

На счёт «тоже» – шутка. Есть у нас своя Рязань – деревня в Уломском поселении, откуда родом Павел Алексеевич Макаров.

 

       Дом Макаровых, где вырос Павел, в деревне Рязань, с памятной табличкой

Оттуда он и учиться пешком, обутка на плече – в Череповец, полсотни вёрст! Оттуда его и… в армию не брали, по здоровью. Но когда война началась, уговорил. И только исполнилось двадцать – он уже на фронте.

 

 

  

А ведь добрый какой. Вот, пожалуйста, фрагмент из жизни. Племянница Павла – Валюшка, худенькая такая, и братиков нет, чтоб защищать – прибежала к нему жаловаться на Зойку. Та, девка крупная, обидела её. А Паля – только с сенокоса, парной, пофыркал молча у железного умывальника. И также молча подаёт ей красивый мячик, не резиновый – самодельный. Побежала с ним Валюшка играть-хвастаться, да про обиду и забыла.

Блаженны миротворцы. Не хотел Паля с Зойкой драться.

Зато с немцем расправлялся жёстко.

В Железной – стрелковой дивизии, в которой и воевал Павел Макаров – таких, как он, героев всего 17. А дивизия немалая и уже третью войну бьётся.

         Павел Алексеевич Макаров

Есть у сержанта Макарова и другие награды… Но тот бой, за который он получил Героя посмертно, был, мягко говоря, особый.

24 марта 44 года. Украина. Разведка доложила о крытых немецких машинах на большаке. Только оказалось их не три. И даже не пятнадцать…

К шоссе, притормозить врага, послали лучший артиллерийский расчёт – расчёт парторга батареи Макарова.

Первые две машины с пехотой были завалены в кювет, с третьей шофёр сбежал. Но тут, откуда ни возьмись, из ложбин и балок полезли танки. Первых двух наши сразу заставили носом клюнуть. А другие всё лезли. Это потом выяснилось, что их было 19! Да ещё десяток бронетранспортёров.

Уже раненый, командир расчёта Макаров, один живой среди павших, продолжал неравный бой…

Послушайте – маленькой горстке наших ребят – четверым – с одним орудием удалось остановить такую громадину! Подкрепление их не застало в живых.

 

Когда я посчитала, что ему, Макарову нашему, не было и 23-х, слёзы…, у меня слёзы. Молоденький-молоденький!

Остановив врага, он и сам остановился. И остался там, в Хмельницкой области, навсегда в братской могиле.

Да и окаменел: памятник П. А. Макарову стоит в красивом древнем посёлке Сатаново. Там и улица в честь его названа.

Живут на этой улице люди и задаются вопросом: «А это тот Макаров, который…? » И невдомёк им, что не наш бы этот уломский паренёк, так, может, и не родились бы они…

Я думаю, каждый настроен

Узнать, проявив интерес:

– Откуда берутся герои?

– Герои из Уломских мест!

 

САЙТ «ГЕРОИ СТРАНЫ»

 

«Макаров Павел Алексеевич – командир орудия 7-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии 18-й армии 1-го Украинского фронта, сержант.

Родился 10 ноября 1921 года в деревне Рязань, ныне Череповецкого района Вологодской области. Русский. Член ВКП(б) с 1943 года. В 1941 году окончил Череповецкий механический техникум. Работал в тресте «Череповецлес».

В феврале 1942 года призван Уломским РВК Вологодской области в ряды Красной Армии. С этого же времени в боях Великой Отечественной войны.

24 марта 1944 года командир орудия 7-го стрелкового полка сержант П. А. Макаров отличился в бою в районе села Иванковцы Городокского района Хмельницкой области.

Рано утром его артиллерийский расчёт занял огневую позицию близ шоссе Сатанов – Гусятин»…

«Силы были не равны», – такое клише не подходит для вышеописанного боя. Оно вообще не выражает обстановку. Сотни врагов против четырёх пацанов, и десятки единиц тяжёлой техники против одного орудия.

 

… И вот, трое уже убиты. Остался один командир.

 

«…Осколком вражеского снаряда сержант П. А. Макаров был ранен в грудь, но, собрав последние силы, поднялся, встал к прицелу и вёл огонь по противнику до тех пор, пока его орудие не было раздавлено вражескими танками. Похоронен в братской могиле в селе Иванковцы Городокского района Хмельницкой области».

В этом бою, который длился два часа, отважный артиллерист подбил два вражеских танка, три автомашины и уничтожил до 20 гитлеровцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Макарову Павлу Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (23. 09. 1944), медалями, в т. ч. медалью «За отвагу» (14. 01. 1944). »

                                                                                          

PS: Мы были в Киеве по делам в 2013 году, когда беспорядок в Украине ещё не бесчинствовал, а только слегка намечался. И я мечтала: «Ну, всего 400 км осталось до С а танова, где памятник нашему Павлу Макарову, вот бы съездить туда! » И опять помешал фактор «деньги, время». А в данный период политической обстановки это и вовсе не

Посёлок Сатанов, отвоёванный Павлом Макаровым   представляется вероятным.

 

В общем, я тогда упустила возможность.

А вот с племянницей Валентиной, той самой Валюшкой, которую дядя Павел спас от Зойки, от расстройства и обиды – мне удалось побеседовать.

 

Когда я думаю о них, о героях, описывая их судьбы и подвиги – о таких, как Степан Данилов, летящий в лоб врагу, Павел Макаров, который, истекая кровью, встал в полный рост, тарахтя снарядами в сторону желавших России рабства – то я по-ни-ма-юуу, понима-а-аю, что они лично за меня умирали…! Они имели меня в виду. И вот я живу, и счастлива! Слава Богу! Слава Богу за их мужество, за их искреннее желание спасти страну от полонцев!

 

И если следующее, моё, поколение, во время подвига Павла Макарова, было только в небесном проекте, то парнишка Валька Першин, мой будущий отец, уже жил, в тех самых местах Уломских, откуда и наши герои. Это ему они спасли жизнь и свободу. И потом получилась я. Мы с вами получились и живём благодаря их самоотверженности!

А тогда, на начало войны, папе моему исполнилось двенадцать, Валюшка Макарова тоже была ещё девчонкой…

Эти стихи про них, спасённых, кто сами ещё не могли воевать.

Судьбой задел ты за войну, но только детством.
Всех немец грохотом спугнул, не дал одеться.
Не дал напиться молоком и накачаться…
И детству сипнул в горле ком: «Пора кончаться».

Пора впрягаться в тяжкий тыл, где ты – мужчина.
Вчера малюточкой ты был, сегодня – с чином.
Твой долг – в порядке удержать родную землю!
Ты сам и сеять, сам и жать, кормить всю с е мью.

Как рано стал ты понимать и скорбь, и верность!
Война кормила вас и мать голодной мерой.
Ты против смерти спину гнул и был как средство.
Судьбой задел ты за войну... не только детст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...