61) Онтофилогенетические врожденные пороки систем органов человека. Классификация; их место и значение в развитии патологии у человека. Примеры.
61) Онтофилогенетические врожденные пороки систем органов человека. Классификация; их место и значение в развитии патологии у человека. Примеры. Врожденные пороки развития, являющиеся следствием нарушения нормального хода эмбрионального морфогенеза, могут быть обусловлены как наследственными факторами (генные, хромосомные, геномные, зиготические мутации), так и неблагоприятными средовыми факторами, влияющими на развивающийся зародыш. Классификация I. Различают несколько групп пороков, отличающиеся друг от друга временем влияния вредоносных факторов и объектом поражения: · Гаметопатии; · Бластопатии; · Эмбриопатии; · Фетопатии (подробнее см. вопрос №44) Классификация II. Также принята следующая классификация врожденных пороков развития: · Агенезия – отсутствие определенного органа; · Аплазия – недоразвитие или отсутствие органа; · Гипотрофия – снижение массы тела плода или младенца; · Гипоплазия – малая масса органа, его недоразвитие или малые размеры; · Гиперплазия – увеличение размеров органа или массы тела; · Гетеротопия – размещение тканей, клеток или целых органов в непривычных местах организма; · Макросомия – проявляется в гигантизме. Увеличение массы и длины тела; · Гетероплазия – сбои в разграничении отдельных видов ткани; · Эктопия – смещение одного из органов; · Стеноз – сужение отверстия или канала;
· Атрезия – отсутствие естественного отверстия или канала; · Слияние или сращение органов; · Персистирование – обратный процесс развития морфологических структур; · Дисхрония – ускорение или торможение развития процессов. Также в зависимости от последовательности проявления различают первичные (мутационные) и вторичные (следствие первичных) пороки. По степени распространенности принята следующая классификация врожденных пороков развития:
· изолированные; · множественные; · системные. 62) Место человека в системе животного мира. Качественные особенности человека как биосоциального существа. Соотношение биологического и социального в человеке на разных этапах антропогенеза. Основные этапы антропогенеза. Место человека в системе животного мира определяется тем, что он относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Homo. Человек — единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он — биосоциальное существо. Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т. д. ), инстинкты, темперамент и т. д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т. д. При этом главным отличием выступает сознание. Сознание — это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление. Человека от животного отличают следующие черты: · человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта); · человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты; · человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору; · человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам; · человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Основные этапы антропогенеза: · Превращение руки в орган труда; · Появление членораздельной речи; · Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности; · Возникновение социальной программы и передача ее поколениям.
Основные этапы атропогенеза можно представить следующим образом:
· ДРИОПИТЕК - стадный образ жизни; ходит на четвереньках; сообщество человекообразных обезьян. · АВСТРАЛОПИТЕК - систематически использует естественные предметы как орудия труда (палка-дубинка, кость, рог антилопы и т. д. ) Возникла другая походка. Стадный образ жизни, совместная охота. · ДРЕВНЕЙШИЙ ЧЕЛОВЕК - изготовляют примитивные орудия труда (деревянное копье, каменный скребок, рубило). Общественный образ жизни, поддержание огня. · ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК - изготовляют обработанные каменные орудия (многогранные острия, скребки, ножи). Общественный образ жизни; поддержание огня. Строительство очагов и жилищ. Первые захоронения. · КРОМАНЬОНЕЦ - изготовляют сложные составные орудия труда из камня и кости. Родовая община. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. · ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ - изготовляют сложнейшие орудия труда и механизмы. Наивысшие достижения в науке, технике и искусстве.
Из описания каждого из этапов антропогенеза человека модно сделать вывод о том, что соотношение биологического и социального в человеке изменялось с каждой новой ступенью. От примитивных дриопитеков, ведущих стадный образ жизни, до человека разумного, способного осуществлять высшую нервную деятельность, изготавливать сложные механизмы и культурно взаимодействовать. По мере развития социальное берет верх на биологическим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|