Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паракинезии. 21. Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления. Определение понятия интеллект.




Паракинезии

Паракинезии - ненужные, бессмысленные, часто стереотипные движения, внешне весьма сходные с сознательными произвольными двигательными актами (например, перебирание пальцами, сжимание их в кулак, поглаживание, поколачивание).

Манерность, вычурность, карикатурность движений и действий. Больные гримасничают, говорят ломаным языком, принимают неестественные позы, по-особому ходят (например, только на пятках), необычным образом выполняют какие-либо действия (например, шапка снимается рукой, протянутой под коленом). Искажение формулы движений и действий носят в данном случае характер неокинезии. Двигательные новообразования, наблюдающиеся также в детском возрасте (синдромы раннего детского аутизма), показывают, что психологическую основу паракинезии составляет наиболее ранняя форма фантазирования — двигательные фантазии, предшествующие более сложным патологическим игровым фантазиям.

 

21. Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления. Определение понятия интеллект.

Мышление — процесс познания общих свойств предметов и явлений и действительности, связей и отношений между ними; познание действительности в обобщенном виде, в движении и изменчивости, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление  – это функция познания, с помощью которой человек анализирует, связывает, обобщает, классифицирует.  

Мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.  

В основе мышления лежат два процесса:  

 анализ (разложение целого на составляющие части с целью выделения главного и второстепенного) 

 синтез (создание целостного образа из отдельных частей). О мышлении судят по речи человека и иногда по действиям и поступкам.

Психологические характеристики мышления:

Понятие - форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира.  

Абстрактные служат для обозначения качеств или свойств состояний, действий, предметов или явлений. Они образуются путем абстрагирования, т. е. мысленного отвлечения от конкретных свойств, сторон или связей объектов реального мира с целью выделения наиболее существенных. Они мыслятся сами по себе. К ним относятся такие понятия, как «белизна», «прогредиентность». //Это когда предмет или явление в нем мыслится как нечто самостоятельно существующее (" книга", " государство" ),

Конкретными являются понятия самих предметов и явлений. Например, «больной», «шизофрения». Конкретное понятие может рассматриваться как синтез абстрактно мыслимых качеств. Так, конкретное понятие «учебная доска» включает такие абстрактные качества, как твердость, форма, цвет, определенная функциональная роль, и т. д. // Это когда в нем мыслится свойство предмета или отношения между предметами (" белизна", " параллельность", " ответственность", " смелость" ).

Составные элементы понятия (цвет, форма и т. п. ) принято называть признаками. Они бывают существенные и несущественные.

К существенным относятся:

Признак рода есть понятие класса, в который вводится рассматриваемое понятие. Например, если мы рассматриваем понятие «шизофрения», то признаком его рода является понятие класса определенных нозологических единиц — эндогенные психозы.  

Видовое отличие служит для того, чтобы используемое понятие выделить из ряда ему подобных, из его класса. Так, видовым отличием понятия «шизофрения» от понятия «маниакально-депрессивный психоз», тоже входящего в класс «эндогенные психозы», является наличие прогредиентности.

Помимо признаков понятия имеют объем и содержание.  

Объем означает совокупность представлений обо всех предметах, образующих понятие.

Содержание— те признаки, которые приписываются тому или иному понятию. Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Чем больше объем понятия, тем беднее его содержание. Так, понятие «эндогенные психозы» больше по объему, но беднее по содержанию, чем понятие «шизофрения». // Так, увеличивая содержание понятия " порок сердца" путем добавления нового признака " ревматический", мы переходим к новому понятию меньшего объема — " ревматический порок сердца".

Суждение  — форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.  

Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения. Обычно суждение (например: " Роза красная" ) состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта (от лат. subjektum — подлежащее), т. е. того, относительно чего в суждении что-нибудь утверждается или отрицается, и предиката (от лат. praedikatum — сказуемое), т. е. словесного выражения утверждения или отрицания.  

Сложные суждения включают в качестве составных частей другие суждения, связанные между собой особыми логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией.

Соединительное (конъюнктивное) суждение включает другие суждения — конъюнкты, объединяемые связкой " и". Например: " Натуральная оспа и чума относятся к особо опасным инфекциям". Истинность соединительного суждения зависит от истинности составляющих всех его конъюнктов.

Разделительные (дизъюнктивные) суждения включают в себя суждения-дизъюнкты, объединяемые связкой " или". Например: " Снижение интеллекта может быть врожденным или приобретенным". Как при конъюнкции, так и при дизъюнкции перестановка членов смысла суждения не меняет. Субъект в разделительных суждениях может соединяться с несколькими предикатами. Следует помнить, что при формулировке разделительного суждения необходимо предусмотреть все случаи, имеющие место в действительности, при этом возможность одного случая должна исключать возможность другого.

Условные (импликативные) суждения включают в качестве составных два суждения — антецедент и консеквент, объединяемые связкой " если..., то... ". Например: " Если предохранитель расплавился, то электролампа гаснет". В этом предложении два суждения. Первое из них " Предохранитель расплавился" называют антецедентом (предшествующим); второе — " Электролампа гаснет" — консеквентом (последующим). Логическая связка " если..., то... " показывает, что явление, о котором идет речь в предшествующем суждении, выступает условием возникновения, существования или изменения другого обусловленного явления в последующем суждении.

Умозаключение — форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений (посылок) новое (заключение). Это опосредованное, выводное знание.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к заключению и есть вывод.  

Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен.  

При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными посылки и должны соблюдаться определенные правила вывода — методы мышления. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...