Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенность мышления. Логические операции




Особенность мышления

1. Выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире.

2. Мышление возникает только тогда, когда человек должен решить какую-либо задачу. Осознание условий задачи — первоначальный пункт начала процесса мышления, после чего начинается поиск способов решения, а затем осуществляется их проверка.

3. Единство его с речью. Мышление не " связано" с языком, а выражено в нем.

Логические операции

Процесс мышления связан с рядом логических операций: анализом, синтезом, обобщением, ограничением, сравнения, делением, конкретизации, абстракции, классификацией/систематизации и т. д.

Анализ —мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают 2 вида анализа:  

 анализ как мысленное разложение целого на части 

 анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.

Синтез —мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза:  

 синтез как мысленное объединение частей целого 

 синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.

Обобщение — процесс сведения менее общих понятий в более общие. Например, «шизофрения» — «эндогенный психоз» — «психическое заболевание» — «болезнь».  

Ограничение— обратный процесс, образование менее общих понятий из более общих.  

Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.

Деление  — мыслительная операция, раскрывающая объем понятия. Признак, который дает возможность разбить род на виды, называется основанием деления, Например, распределение людей по полу. Деление категорий по существенному признаку называется классификацией. Так, внутригрупповая систематизация шизофрении проводится по такому существенному основанию, как форма течения.

Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.

Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).

Виды мышления:

Наглядно-действенное  — отражение связей и отношение предметов и явлений, непосредственно включенных в практическую деятельность человека. Оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в процессе практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т. е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые двигательные пробы).

Образное мышление — отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений, которые в прошлом включались в его деятельность. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, которое характеризуется опорой на представления (presentation), т. е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления соответствует появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки — описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем постепенно " свертывается", превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — отражение связей и отношений путем оперирования понятиями. Здесь вскрываются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядно-действенному и образному познанию. Именно данный вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности развития природы и общества. Поэтому его еще называют теоретическим.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т. е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.

Интеллект (ум) - совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, стремление приобретать новые знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...