Логика как наука. Логический закон. Логическая форма.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ответы по логике Логика (от греческого «logos» - мысль, слово, разум) – философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Включает в себя две относительно самостоят. науки: логику формальную (наука о формах мышления, изуч. его стр-ру) и логику диалектическую (наука о наиб. общих закон-тях разв. природы, общества и мышления.). На их базе интенсивно развивается логика научного познания. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление и др.. Предмет в логике - это все, что можно мыслить: воображаемые вещи, явления, их отношения. Чувственное познание протекает в трех формах: ощущение, восприятие, представление и дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Ощущение - отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира (цвет, форма, запах, вкус…). Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (зрительное восприятие растущего под окном цветка или восприятие мелодии, звучащей в наушниках, рука на колени). Представление - сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше (первая учительница). Абстрактное мышление – логич. познание мира, опосредованное чувствами и протекающее в формах: понятии (имя) – определяет предметы в существенных признаках – стол; суждении (высказывание) – опред. отнош. между предметом и его признаком или между предметами – отрицает или утверждает, опред. его истинность или ложность. Это повествоват. предложение. Напр., в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защиту; умозаключении – когда из двух или более суждений выводим новое. Все металлы – химич. элементы. Олово – металл. Олово – хим. элемент.
Логическая форма, или форма мышления - способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Истинность мыслей - необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Из этого следует, что мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Также необходима правильная связь мыслей, их построение. Если не соблюдается это условие, то ложный вывод возможен и из истинных суждений. Логич. форму можно выразить при помощи символов. Напр. Все караси - рыбы. Все люди смертны. Все бабочки – насекомые. Содержание у них разное, а форма одна. Все S есть P. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Различают формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (тождества – мысль в проц. рассуждения не должна меняться, непротиворечия, исключенного третьего - в предмете указанный признак присутствует либо нет, и достаточного основания – чтобы каждая мысль имела достаточные основание своей истинности.), выражая определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность мышления, обусловливают правильность рассуждений. Нарушение требований, вытекающих из этих законов, делает мышление путаным, противоречивым, ведет к логическим ошибкам. К диалектическим относят: взаимный переход кол-ва в качество (гусеница - кокон), единства и борьбы противоположностей, отрицание отрицания.
2. Понятие в логике. Объём и содержание понятия. Имя. Класс. Понятие - форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признак предмета - то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются. Любой предмет имеет множество признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (идентификационный номер в паспорте) принадлежат только данному человеку и отличают его от других; другие (профессия, национальность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; но есть признаки, общие для всех людей: способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению. Выд. признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, называются существенными, а которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Напр., общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятия, отражающие отдельные предметы мысли (напр. «Аристотель») наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включают единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов невозможно. Любое понятие имеет содержание и объем. Содержание - совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Напр., содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, наказуемость. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все виды преступлений, поскольку они имеют общие существенные признаки. Содержание и объем понятия тесно связаны, что выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания (объема) понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом (содержанием). Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя специфические признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.
Имя - выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение. Класс - определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Напр., класс (множество) высших учебных заведений, студентов, юридических законов и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридического закона. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Напр., множество студентов и множество спортсменов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество, представляющее собой определенную часть класса (множества). Напр., класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений - подкласс должностных преступлений. Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака «d»: AdВ и читается: А является подклассом В. Так, если А следователи, а В юристы, то А будет подклассом класса В. Классы (множества) состоят из элементов этого класса (множества). Элемент - предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский гос. университет им. М. В. Ломоносова, Харьковский юридический институт и т. д. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака «е»: АеВ (А является элементом класса В). Напр., А юрист Иванов, а В юристы, то А будет элементом класса В. Различают: Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это ЕДИНИЧНЫЙ (Юпитер), и класс, который не содержит ни одного элемента - НУЛЕВОЙ (ПУСТОЙ) (баба-яга, леший и др.)
Виды понятий. Понятие - форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. 1. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется ЕДИНИЧНЫМ («Москва», «Верховный Суд РБ», «первый космонавт»), в котором мыслится множество элементов имеющих общие существенные признаки - ОБЩИМ («столица», «суд», «космонавт»). Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Напр., «делегат I съезда», «планеты Солнечной системы». Так, в понятии «делегат I съезда» определенное число делегатов этого съезда. Регистрирующие понятия имеют конечный объем и нерегистрирующими (Общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов. Так, в понятиях «человек», «следователь», множество мыслимых в них элементов (людей, следователей) не поддается учету; в понятии «человек» мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии «следователь» все следователи прошлого, настоящего и будущего. О бщие понятия могут употребляться в РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ И СОБИРАТЕЛЬНОМ смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Напр., высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику», мы употребляем понятие «студенты нашего института» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института. В высказывании «Студенты нашего института провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие «студенты нашего института» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо. В особую группу выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое, Напр. «коллектив», «созвездие». 2. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется КОНКРЕТНЫМ («книга», «государство», «происшествие); понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами – АБСТРАКТНЫМ («смелость», «дееспособность», «ответственность»). Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Понятия «смелость», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (понятие «преступление» - общее, конкретное; понятие «преступность» - общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть и единичное понятие (понятие «Великая Октябрьская революция» - единичное, конкретное; понятие «смелость дружинника Смирнова» - единичное, абстрактное). 3. Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ («грамотный», «порядок», «логичный»). Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков – ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ (понятия «неграмотный», «беспорядок», «алогичный»). 4. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам («студент», «государство», «потерпевший», «место преступления»). В СООТНОСИТЕЛЬНЫХ понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого. («родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный»). В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|