Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логика как наука. Логический закон. Логическая форма.




Ответы по логике

Логика (от греческого «logos» - мысль, слово, разум) – философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Включает в себя две относительно самостоят. науки: логику формальную (наука о формах мышления, изуч. его стр-ру) и логику диалектическую (наука о наиб. общих закон-тях разв. природы, общества и мышления.). На их базе интенсивно развивается логика научного познания. Познание начинается с отражения окружающего мира орга­нами чувств. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление и др.. Предмет в логике - это все, что можно мыслить: воображаемые вещи, явления, их отношения. Чувственное познание протекает в трех формах: ощущение, восприятие, представление и дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Ощущение - отражение отдельных, чувственно воспри­нимаемых свойств предметов материального мира (цвет, форма, запах, вкус…). Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (зрительное восприятие растуще­го под окном цветка или восприятие мелодии, звучащей в наушниках, рука на колени). Представление - сохранившийся в сознании чувствен­ный образ предмета, который воспринимался раньше (первая учительница). Абстрактное мышле­ние – логич. познание мира, опосредованное чувствами и проте­кающее в формах: понятии (имя) – определяет предметы в существенных признаках – стол; суждении (высказывание) – опред. отнош. между предметом и его признаком или между предметами – отрицает или утверждает, опред. его истинность или ложность. Это повествоват. предложение. На­пр., в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защи­ту; умозаключении – когда из двух или более суждений выводим новое. Все металлы – химич. элементы. Олово – металл. Олово – хим. элемент.

Логическая форма, или форма мышления - способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Истинность мыслей - необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Из этого следует, что мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Также необходи­ма правильная связь мыслей, их построение. Если не соблюдается это условие, то ложный вывод возможен и из истинных суждений. Логич. форму можно выразить при помощи символов. Напр. Все караси - рыбы. Все люди смертны. Все бабочки – насекомые. Содержание у них разное, а форма одна. Все S есть P. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обуслов­ливается законами мышления. Различают формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (тождества – мысль в проц. рассуждения не должна меняться, не­противоречия, исключенного третьего - в предмете указанный признак присутствует либо нет, и достаточного основания – чтобы каждая мысль имела достаточные основание своей истинности.), выражая определенность, непротиворечивость, последователь­ность, обоснованность мышления, обусловливают правильность рассуждений. Нарушение требований, вытекающих из этих зако­нов, делает мышление путаным, противоречивым, ведет к логическим ошибкам. К диалектическим относят: взаимный переход кол-ва в качество (гусеница - кокон), единства и борьбы противоположностей, отрицание отрицания.

 

2. Понятие в логике. Объём и содержание понятия. Имя. Класс.

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признак предмета - то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются. Любой предмет имеет множество признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (идентификационный номер в паспорте) принадлежат толь­ко данному человеку и отличают его от других; другие (профессия, национальность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; но есть признаки, общие для всех людей: способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению. Выд. признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, называются существенными, а которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Напр., общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятия, отражающие отдельные предметы мысли (напр. «Аристотель») наряду с общими существен­ными признаками (человек, древнегреческий философ) включают единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов невозможно.

Любое понятие имеет содержание и объем. Содержание - совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Напр., содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: обществен­но опасный характер деяния, виновность, наказуемость. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, назы­вается объемом понятия. Объем понятия «преступление» охваты­вает все виды преступлений, поскольку они имеют общие существен­ные признаки. Содержание и объем понятия тесно связаны, что выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания (объема) понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом (содержанием). Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя специфические признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Имя - выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение. Класс - определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Напр., класс (множество) высших учебных заведений, студентов, юридических зако­нов и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридическо­го закона. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Напр., множество студентов и множество спортсменов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмноже­ство, представляющее собой определенную часть класса (множества). Напр., класс студентов включает в себя подкласс студентов юриди­ческих вузов, класс преступлений - подкласс должностных преступле­ний. Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмно­жеством) выражается при помощи знака «d»: AdВ и читается: А является подклассом В. Так, если А следователи, а В юристы, то А будет подклассом класса В. Классы (множества) состоят из элементов этого класса (множества). Элемент - предмет, входящий в данный класс. Так, элемента­ми множества высших учебных заведений будут Московский гос. университет им. М. В. Ломоносова, Харьковский юридический институт и т. д. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака «е»: АеВ (А является элементом класса В). Напр., А юрист Иванов, а В юристы, то А будет элементом класса В. Различают: Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это ЕДИНИЧНЫЙ (Юпитер), и класс, который не содержит ни одного элемента - НУЛЕВОЙ (ПУСТОЙ) (баба-яга, леший и др.)

 

Виды понятий.

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрица­тельные, безотносительные и соотносительные. 1. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется ЕДИНИЧНЫМ («Москва», «Верховный Суд РБ», «первый космонавт»), в котором мыслится множество элементов имеющих общие существен­ные признаки - ОБЩИМ («столица», «суд», «космонавт»). Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистри­руется. Напр., «делегат I съезда», «планеты Солнечной системы». Так, в понятии «делегат I съезда» определенное число делегатов этого съезда. Регистрирующие понятия имеют конечный объем и нерегистрирующими (Общее понятие, относящееся к неопределенному числу пред­метов. Так, в понятиях «чело­век», «следователь», множество мыслимых в них элемен­тов (людей, следователей) не поддается учету; в поня­тии «человек» мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии «следова­тель» все следователи прошлого, настоящего и будущего. О бщие понятия могут употребляться в РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ И СОБИРАТЕЛЬНОМ смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Напр., высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику», мы употребляем понятие «студенты нашего института» в разде­лительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института. В высказывании «Студенты нашего института провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие «студенты нашего института» употребляется в собира­тельном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприло­жимо. В особую группу выделяются собирательные понятия, в кото­рых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое, Напр. «коллектив», «созвездие». 2. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется КОНКРЕТНЫМ («книга», «государство», «происшест­вие); понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами – АБСТРАКТНЫМ («смелость», «дееспособность», «ответственность»). Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования опреде­ленного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Понятия «смелость», «невменяемость» отражают призна­ки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретны­ми, и абстрактными (понятие «преступление» - общее, конкретное; понятие «преступность» - общее, абстракт­ное). Как конкретным, так и абстрактным может быть и единич­ное понятие (понятие «Великая Октябрьская революция» - единичное, конкретное; понятие «смелость дружинника Смирнова» - единичное, абстракт­ное). 3. Понятия, содержание которых составляют признаки, прису­щие предмету, называются ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ («гра­мотный», «порядок», «логичный»). Понятия, в содер­жании которых указывается на отсутствие у предмета определен­ных признаков – ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ (понятия «неграмотный», «беспорядок», «алогич­ный»). 4. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ понятия отражают предметы, существую­щие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам («студент», «государство», «потерпевший», «место преступления»). В СООТНОСИ­ТЕЛЬНЫХ понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого. («родители» и «дети», «на­чальник» и «подчиненный»). В этих поня­тиях отражены предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...