Психологические аспекты журналистики.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Программа междисциплинарного выпускного экзамена по журналистике Для студентов очного и заочного обучения направления Журналистика (бакалавриат) Блок 1. История, теория и практика журналистики Функции журналистики: основные концепции. Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения единой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: основные группы функций. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается краткий обзор указанных концепций и подробное представление одной из них – на выбор).
Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. – Москва: Аспект Пресс, 2009. – 316 с. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 349 с.
2. Моделирование и планирование в системе организации редакционной деятельности. Моделирование и планирование редакционной деятельности. Понятие модели. Модели в журналистике. Модели издания. Тематическая модель. Композиционная модель. Графическая модель. Моделирование работы коллектива. Сетевой график. Модель структуры редакции. Планирование работы редакции. Перспективное и оперативное планирование. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004. Гуревич С.М. Газета и Интернет в России. – М., 2013. Тулупов В.В. Моделирование в журналистике. – Воронеж, 2010. Методы сбора информации в журналистике: наблюдение, изучение документов, интервью, эксперимент. Интервью как метод сбора информации в журналистике. Виды интервью (по М. Лукиной). Подготовка к интервью. Проведение интервью. Завершение интервью. «Трудные» собеседники. Наблюдение как метод познавательной деятельности. Особенности журналистского наблюдения. Виды наблюдения. Произвольное наблюдение и его роль в журналистском творчестве. Целенаправленное наблюдение и его разновидности. Включенное наблюдение – метод «смены профессии» – метод «маски», правовые и этические пределы использования метода.
Лукина М. Технология интервью. – М., 2012. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2010. Основы журналистской деятельности. – М., 2014. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.
Предметные категории журналистского текста: «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность», «произведение». Понятия «объект» и «предмет» журналистики. Структура предметных областей журналистики: социальная действительность, человек, отраженная действительность. Место в этой структуре и сущность понятий «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность». Произведение как предмет журналистского текста. Соответствие предметных категорий конкретным жанрам журналистики.
Основы журналистской деятельности. – М., 2014. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2014.
Система жанров журналистики. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Классические концепции жанрообразования и концепции Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного. Специфика информационной, аналитической и художественно-публицистической групп жанров. Обзорная характеристика основных жанров современной журналистики каждой из групп (классическая и иные концепции).
Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М., 2012. Основы журналистской деятельности. – М., 2014. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2014.
Законодательство РФ о журналистике. Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства. Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002. Правовое поле журналиста. – М., 1997. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – М., 2002. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002. Этика в журналистике. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.). Этические нормы, регулирующие отношения: журналист – аудитория; журналист – источник информации; журналист – персонаж публикации; журналист – автор; журналист – власть; журналист – коллеги. Теория и практика применения этических норм. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2011.
Социологические аспекты журналистики. Источники социологической информации. Ведущие социологические службы и возможности использования результатов их работы в журналистских материалах. Принципы размещения социологической информации в журналистском тексте. Социологические методы изучения аудитории (опрос, глубинное интервью, фокус-группа). Социологические методы изучения и оценки СМИ (контент-анализ, метод экспертной оценки).
Корконосенко С.Г. Социология журналистики / С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 421 с.
Психологические аспекты журналистики. Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации. Качества текста, необходимые для привлечения внимания. Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания. Категоризация и эвристика. Основные способы структурирования информации. Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, семантический, тезаурусный, контрасуггестивный, собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ). Законы медиавосприятия. Психологические парадигмы мышления и журналистский текст.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. – 320 с. Шестерина А.М. Психология журналистики / А.М. Шестерина. – В 2-х т.: Т. 1. – Воронеж, 2011. – 190 с.
Маркетинг в журналистике. Основные элементы концепции маркетинга. Рынки ресурсов и информационный рынок. Особенности и направления медиамаркетинга на информационном рынке. Маркетинговые исследования и маркетинговые действия. Маркетинговые кампании и их виды.
Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие. – М., 2009. – 288 с. Иваницкий В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов – М., 2010. – 254 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|