Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социологических исследований: наблюдение, опрос, эксперимент.




Среди исследовательских приемов особое распространение получили наблюдение, опрашивание, эксперимент, поэтому остановимся на них детальнее.

Наблюдение

Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных сообществ, социального поведения индивидов. Оно охватывает видимые признаки событий и изменений в сфере соответствующей деятельности и отражает конкретные события в конкретных ситуациях. По итогам наблюдения можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании деятельности. Оно используется как источник построения гипотез и служит методом проверки результатов других исследований.

Наблюдение - один из сложных и трудоемких методов. Это обусловлено спецификой отношений субъекта и объекта наблюдения, в которых человек выступает и субъектом, и объектом, которые, безусловно, влияют на процесс исследования. Поэтому использование этого метода связанно с определенной формализацией процедур, разработкой инструментария, который обеспечивает надежность исходных данных.

По уровням стандартизации процедуры наблюдения делятся на запрограммированные - с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения, с применением специальных карточек; частично стандартизированные - с использованием протоколов, дневников наблюдения; которые контролируются - с дневниковыми записями.

Разработка программы научного наблюдения предусматривает пять этапов:

Определение цели и задач. Цель предопределяет направленность наблюдения. Задачи могут включать предшествующую ориентацию в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результатов, полученных с помощью других методов. Одними из ведущих задач в программе наблюдения могут быть построение и классификация условий, признаков, которые образовывают ситуацию,подлежащую наблюдению.

Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Объектом наблюдения могут быть социальные сообщества, группы, отдельные лица в разнообразных ситуациях. Ситуация наблюдения - это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой исследования наблюдения ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми, спонтанными и организованными и др. Предметом наблюдения могут выступать признаки, свойства, условия, формы поведения индивидов, групп в определенной социокультурной ситуации, среде.

III. Выбор средства (вида) и определение категорий и признаков, по которым будет отслеживаться и оцениваться ситуация наблюдения. Категории - это группы эмпирических признаков объекта наблюдения, которое регистрируются во время наблюдения и в стандартизированных наблюдениях обнаруживаются в определенных показателях. Критерии наблюдения могут быть описательными или оценочными. Признаки отражают наиболее значащие стороны объекта. Это, например, доступные наблюдению акты действия объекта, реакция аудитории на проведенные культурно-разрешительные программы, читательские конференции, комплекс условий, по которым объект подлежит наблюдению и др.

IV. Выбор средств регистрации объекта наблюдения определяется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблюдения. Регистрировать результаты наблюдения можно в блокнотах, картах регистрации, протоколах, дневниках.

V. Обработка и интерпретация информации. В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени, месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, подчеркиваются элементы новизны полученных данных и подаются выводы.

Типичные ошибки при проведении наблюдения

1. Наблюдение начинается без специально разработанной программы, осуществляется случайно.

2. Признаки наблюдения не связанны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

3. В числе признаков наблюдения в карточках не отмеченны часто повторяемые и достаточно значащие свойства ситуаций наблюдения.

4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись во время работы с принципиально разными ситуациями.

5. Не подготовлены и не апробированы методические документы; по этой причине во время сбора данных возникают трудности, связанные с четкой регистрацией признаков.

Расположение духа наблюдателя может отрицательно влиять на характер восприятия событий, на оценку результатов наблюдения.

Наблюдение имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Недостатки состоят в невозможности гарантирования репрезентативности данных через большое количество явлений, элементов субъективизма в интерпретации ситуаций, наблюдений, событий. Кроме того, как правило, наблюдаются лишь те события, которые происходят в период проведения исследования.

Опрос

Метод опрашивания как выявление позиции людей используется практически на всех этапах сбора информации.

Этот метод используется приблизительно при 90 % исследований.

Основные виды опрашивания, его преимущества и недостатки представлены в табл.5.1 и5. 2.

Основными документами, которые дают возможность собрать первичную информацию, являются опросное письмо и анкета..

Таблица 4.1. Виды опроса

№ №1 12 23 34 45 5Преимущества опроса 1. Возможный индивидуальный подход к любому из опрашиваемых лиц, который обеспечивает атмосферу доверия 2. Возможное получение дополнительной информации
  1. Вид опросаПо кругу опрашиваемых По количеству одновременно опрашиваемых По количеству тем опрашивания По уровню стандартизации По частоте опроса Недостатки опроса Тяжело проконтролировать ответы
  2. Тяжело сравнивать результаты
 
  1. Трудность в обработке
  2. Высокие затраты
  1. СодержаниеЧастные лица, сотрудники учреждения, пользователи и др. Одиночные или групповые интервью Одна или несколько тем (аспектов) Свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная Одно- или многоразовое опрашивание
  2. Таблица 4.2. Преимущества и недостатки опроса
При разработке вопросов следует исходить из необходимости получения информации по каждому аспекту и возможности опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует, лишь согласен или не согласен опрашиваемый, то достаточно ответа типа "да - нет". Если же необходимо сделать выводы относительно мыслей опрашиваемых, то необходимо использовать вопросы по шкале. Опросные письма (анкеты) могут включать, кроме вопросов по сути дела, вопросы, которые помогают установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, которые контролируют правильность и достоверность ответов. Используется как устное опрашивание, так и интервью. Если опрашивание проходит по заданной форме, то это - стандартизированное интервью. Эксперимент Уровень достоверности основных результатов и выводов научного исследования значительно повышается, если они базируются на экспериментальных данных. Научная значимость экспериментальных исследований зависит от их направленности, содержания, уровня использования разного рода характерных признаков и получения конкретных результатов. Характерными признаками можно считать: способ формирования условий (естественные и искусственные); цель исследования (преобразовательная, констатирующая, контролирующая, поисковая); форму проведения (лабораторная, полевая); структуру объектов и явлений, которые изучаются (простая, сложная); количество вариантных факторов (однофакторные и многофакторные). Проведение эксперимента базируется на знаниях об объекте, которые дают возможность структурно определить те или иные факторы, предусматривают выдвижение и доведение гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможности повторений. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации об исследуемых процессах и явлениях. В практике социологических исследований используется свыше 20 видов экспериментов: естественный, преобразовательный, натурный, информационный, социометрический, поисков, педагогический, методический и др. Эксперименты должны служить обоснованию и уточнению теоретических положений. Они имеют существенное значение для подтверждения достоверности научных положений исследователя. При организации эксперимента любого вида следует придерживаться единых требований, проводить его на основе теории. И это касается всех его составных: постановки цели, задач и интерпретации результатов от фиксации состояния объекта к эксперименту, определения экспериментальных условий, выявления возможностей влияния экспериментальных сменных, оценки состояния объекта до и после эксперимента. Результативность исследования зависит от уровня условий экспериментальной ситуации. Результаты экспериментального вмешательства должны быть представлены в форме, доступной наблюдению. Важным является знание методики подготовки и проведения эксперимента, если описывается весь процесс проведения эксперимента: последовательность (очередность) измерений и наблюдений, обстоятельность описания каждой операции с учетом выбранных способов для проведения эксперимента, выбор методов контроля за качеством операций, которые в совокупности обеспечивает надежность и точность. Необходимо быть уверенным в том, что выбранная методика отвечает современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование, и в том, что она практически может применяться. На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, по которым возможно экспериментирование, определяются экспериментальные зависимые и независимые переменные факторы, возможности изменения, определяются виды экспериментальных объектов исследования и объектов, которые контролируются, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля, регулирования, регистрации переменных факторов, средства обработки и анализа информации. Эксперимент может проводиться по схеме: "до - после" и с обязательным обеспечением связи по схеме: "если "А"..., то "В". При таком подходе к изготовлению гипотезы эксперимент приобретает четкое содержание. Не менее важной является непременная разработка плана создания экспериментальной ситуации. Экспериментальная ситуация - это совокупность условий, по которым проводится эксперимент. Это может быть исследование, которое заложено теоретически. В период разработки такого плана выбираются экспериментальные объекты, на которых будут реализовывать разработанные методические схемы, и определяется последовательность экспериментальных процедур. План создания экспериментальной ситуации всегда связан не только с задачами, методикой, а и с конкретным объектом, на котором нужно решать поставленные задачи и реализовывать саму методику. Создание экспериментальной ситуации - это оперирование объектом соответственно предварительно определенной гипотезе и программе исследования. Например, для решения экспериментальной задачи "Выявление уровня влияния методических рекомендаций на усовершенствование культурной деятельности" необходимо зафиксировать: а) взгляды методиста на деятельность учреждения культуры; б) мысль работника учреждения культуры относительно предложенных методических рекомендаций; в) отклики посетителей о деятельности учреждения культуры. Для создания экспериментальной ситуации необходимо выбрать нескольких руководителей клубных учреждений культуры с приблизительно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по предварительно разработанной шкале его значимость. Заслушав мысль каждого работника учреждения культуры о значимости материала, который изучается, предоставляют слово экспертам этой области знаний, после чего указанный материал оценивают работники учреждений культуры еще раз. Экспериментальным фактором в социологии выступает предусмотренное условие или система условий. Фактор вводится как причина, управляется и контролируется экспериментатором. Он является независимой переменной, где качественные и количественные характеристики раскрываются в границах программы эксперимента. Переменные в эксперименте - контролируемые и неконтролируемые факторы, которые непосредственно или опосредствованно влияют на состояние объекта, который изучается. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют собой категории анализа в эксперименте и, как и категории анализа, приводятся в виде эмпирических показателей. Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, постоянным, существенным и чувствительно влиять на состояние объекта. Зависимый фактор изменяется под влиянием независимой переменной. Выбор тех или других факторов необходим для установления основных и второстепенных среди них; он играет важную роль в обеспечении эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Основным параметром установления уровня важности того ли другого фактора считается его роль в исследуемом процессе. Для определения этой роли процесс изучается в зависимости от любой одной переменной при остатке постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь тогда, когда подобных характеристик мало (от 1 до 3). Если же их много, целесообразен многофакторный анализ. Во время эксперимента осуществляется основной объем работ: инструктаж участников эксперимента, их ознакомление с целью, задачами и условиями эксперимента; замеры переменных в процессе эксперимента; введение экспериментального фактора (независимой переменной) и следующее управление его действием соответственно программе; наблюдение за развитием явления, которое изучается; точная опись фактов в протоколах, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным объектам. Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки гипотезы и выделения причинно-следственных зависимостей между факторами, которые влияют на изучаемый объект. В эксперименте изучают лишь характерные стороны процессов и явлений. Главной процедурой является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Контроль в эксперименте включает в себя четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояния, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. Основная функция контроля - обеспечение чистоты эксперимента. Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логических обобщений, анализа и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность полученного фактического материала не вызвала сомнений, необходимо выделить ту их часть, которая обусловленная лишь факторами, которые можно выучить на опыте. Эксперимент, как правило, дает результат реальный и познавательный. Первый обнаруживается в понимании характера и степени влияния экспериментальных факторов на усовершенствование деятельности объекта, который изучается, второй - в выявлении соотношения реального результата с поставленной познавательной задачей. Условно результаты разделяют на основные и побочные. К основным результатам можно отнести решения тех познавательных задач, ради которых проводился эксперимент. Все другие результаты можно назвать побочными. Итоговые материалы желательно записать в унифицированной форме - составить протоколы, таблицы, схемы, графики, которые позволят наглядно сравнить и проанализировать полученное. Все переменные следует оценивать единой системой единиц. Типичные ошибки в проведении эксперимента 1. Сформулированные гипотезы не отражают проблемную ситуацию и существенные зависимости у данного объекта. 2. В виде независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, постоянной детерминантой процессов, которые проходят в данном объекте. 3. Связи между зависимой и независимой переменной имеют случайный характер. 4. Допущены ошибки в предшествующем описании объекта, что привело к неправильной эмпирической интерпретации переменных и выбору неадекватных показателей. 5. Допущены ошибки при формулировании исследовательских и контрольных исходных результатов эксперимента, обнаруживается значительная их разность, которая вызовет сомнения в возможности сравнить эти группы по составу переменных. 6. Тяжело подобрать контрольный объект по однородным или похожим с экспериментальным параметрам. 7. При анализе результатов эксперимента переоценивается влияние независимой переменной на зависимую, без учета влияния случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации. 4.3. Работа с выборочной совокупностью данных В прикладном социологическом исследовании, прежде всего, важно определить объем выборки, то есть число опрашиваемых. Это число зависит от общего количества социальных изучаемых объектов, которые образовывают генеральную совокупность. Если исследуется общественная мысль жителей региона, то генеральной совокупностью будут все жители региона. Если в границах локального исследования изучаются потребности, предложения пользователей конкретной библиотеки (музея, архива), генеральной совокупностью будет совокупность всех пользователей, посетителей этого учреждения. Выборка должна быть оптимальной, или репрезентативной, которая бы в миниатюре отображала все характерные особенности генеральной совокупности. Расчет объема выборки часто зависит от исследовательского приема. Так, при экспертном опрашивании объем выборки редко превышает 30 %, а при пробном (пилотажном) исследовании он может достигать 100 %. В большинстве случаев большой размер или изменчивость генеральной совокупности не дают возможности осуществлять сплошное опрашивание. Поэтому применяют выборочный метод. В выборочных исследованиях невозможно достичь 100 % точности результатов, всегда остается риск ошибки. Достаточно репрезентативным считается выборочный параметр, для которого предельная ошибка не превышает 5 %. Увеличение объема выборки повышает точность исследования через уменьшение случайных ошибок, а уменьшение объема выборки экономит время, средства, человеческие ресурсы, однако уменьшает вероятность получения точных результатов. Необходимо выбирать "золотую середину". Для этого пользуются формулами и таблицами, с помощью которых можно определить минимальный объем выборочной совокупности, исходя из объема генеральной совокупности и принятого уровня значимости в зависимости от типа выборки. Конкретным примером расчета количества выборочной совокупности может послужить реальная и потенциальная аудитория посетителей увеселительных учреждений. Существуют и другие типы выборки: стихийная, квотная, простая, случайная (повторная, безповторная), систематическая, гнездовая (серийная). Стихийнаявыборка - это выбор "первого встречного". Этим методом пользуются, если генеральная и выборочная совокупности по своим объемам достаточно большие. Так, для среднего города объем выборки может составлять 800-1000 лиц, для маленького - 400-500 лиц. Примером метода стихийной выборки может быть опрашивание общественной мысли на улицах с помощью средств массовой информации (прессы, радио, телевидение), почтовое опрашивание читателей. Наиболее пригодным и эффективным является метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (предприятий, учреждений, организаций) города. Однако пока что нет надежных способов проверки репрезентативности стихийной выборки, а значит, достоверности ее результатов. Квотная выборка используется, если стремятся достичь структурного соответствия выборочной и генеральной совокупностей. Ее применяют наиболее часто, если методом опрашивания является интервью. При этом необходимо определить признак, по которому осуществляется отбор респондентов (например, распределение по полу, возрасту, образованию, социально-профессиональной принадлежности). Такая выборка характерна для ситуации, если известное общее количество опрашиваемых, среди которых должно быть пропорциональное количество представителей разных групп населения. Простая, случайная (вероятная) выборка выполняется на основе полных списков всех членов генеральной совокупности (эти списки называют основой выборки); списки избирателей, картотека читательских формуляров и т.п.. Предположим, в городе проживает 10 тыс. жителей и надо проанкетировать 1000. Можно взять списки избирателей (формуляры читателей), произвольно выбрать необходимое количество респондентов и занести в выборочную совокупность. Для всех единиц совокупности обеспечивают равные возможности (одинаковую вероятность) попасть в выборку, поэтому и называют этот способ вероятным. Эта выборка в особенности эффективная в локальных исследованиях, поскольку обеспечен полный перечень всех единиц генеральной совокупности, а кроме того, эта совокупность является относительно однородной. Систематическая (механическая) выборка - это упрощенный вариант вероятного отбора. Пользуясь теми же самыми списками генеральной совокупности (например, списками избирателей), отбор осуществляют не случайным способом, а последовательно, через один и тот же интервал (так называемый шаг выборки). Например, в списке избирателей (картотеке читательских формуляров) взять каждого десятого и занести в выборочную совокупность. Шаг выборки определяют как пропорцию объемов генеральной и выборочной совокупностей: К = М/п, где К - шаг выборки; N - размер генеральной совокупности; n - размер выборочной совокупности. Начинают отбор наиболее часто не с первого кандидата, а со случайно определенного или с кандидата, номер которого К/2. При этом рекомендуется использовать азбучные списки или картотеки. При гнездовой (серийной) выборке за единицу отбора берут не отдельных респондентов, а группы или другие подразделы (семья, бригада, школьный класс, студенческая группа, отдел в учреждении) со сплошным опрашиванием. Гнездовая выборка репрезентативная лишь при условии, что состав групп подобный. Указанными типами способы формирования выборок не ограничиваются. В исследованиях государственного и регионального масштабов используются более сложные способы выборки - районированные, комбинированные, многоступенчатые, многофазовые. Например, для изучения и сравнения читательских потребностей в библиотеках Украины сначала определяют области, в границах области - районы, дальше - населенные пункты, библиотеки, и, в конце концов, в каждой библиотеке отбираются читатели. Расчеты объема выборочной совокупности зависят от объема генеральной совокупности, а также от выбранного уровня, точности репрезентативности. Как правило, принимают 5 % -ую предельную ошибку репрезентативности на 5 % -м уровне значимости. С учетом этих предположений определяют объем выборочной совокупности. Считается, что для пробных опрашиваний достаточно, если выборка объемом 100-250 лиц. Если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 лиц, достаточный объем выборочной совокупности - не менее 500 респондентов. Если же объем генеральной совокупности 5000 лиц и большее, то необходимо опросить 10 % всей совокупности, но не большее 2000-2500 респондентов. Нет и не может быть универсальной методики выборки на все случаи, однако важно знать, что достоверность информации об исследуемом объекте зависит от выбора важнейших признаков, по которым будет осуществляться отбор респондентов. Необходимо, чтобы в состав выборки входили представители всех категорий населения, из которых складывается генеральная совокупность. Подготовка данных к обработке Информацию, полученную во время опрашивания, готовят к дальнейшей обработке. Собранная информация может отвечать требованиям полноты, надежности, технологичности. Во время изучения исследователь часто сталкивается с отказом части респондентов принимать участие в опрашивании или отвечать на отдельный вопрос. Поэтому необходимо на стадии конструирования инструментария тщательно строить вопрос. Важную роль играют также психологические факторы взаимоотношений между анкетером (интервьюером) и респондентом, время и место проведения опрашивания. Получить все ответы почти никогда не удается. Поэтому после проведения опрашивания осуществляют контроль полноты данных и выбраковывают анкеты с чрезмерным количеством "пропусков". Общих норм, стандартов наполнения инструментария нет. Исследователь должен их определить для себя сам, исходя из поставленных задач и выбранных статистических методов обработки. Как правило, требования к наполнению открытых вопросов субъективного характера (мысль, взгляды читателя) не могут быть высокими, так как много респондентов оставляют их без ответа, не имея четкой точки зрения. Под надежностью данных понимают, во-первых, соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности, во-вторых, содержательную идентичность интерпретации вопросов и ответов исследователем и респондентом, в-третьих, точность и логическую не-противоречивость ответов. Если структура генеральной совокупности известна, во время формирования выборки и проведения опрашивания следят за соблюдением пропорционального соответствия социально-демографического состава респондентов этой структуре. Несмотря на это, желательно еще раз проверить уже собранный материал, получить количественные показатели реального состава респондентов и, если выявлены расхождения со структурой генеральной совокупности, выполнить так называемый ремонт выборки. Есть два способа "отремонтировать" выборку: с помощью изъятия документов (заполненных бланков инструментария) из массива и с помощью дополнительного опрашивания. Объем выборочной совокупности следует определять с некоторым запасом (10-20 % для анкетных опрашиваний) для компенсации потерь, которые будут вызваны выбраковкой определенной части анкет во время проверок. Если отклонения от выборки небольшие, пользуясь запасом объема выборки и изъятием соответствующих анкет из массива, выравнивают структуру выборки. Для этого берут за основу социально-демографическую группу с наиболее заниженной квотой в выборке и относительно нее пересчитывают в абсолютных числах, какими по объему должны были быть другие группы, пропорционально к структуре генеральной совокупности. По каждой группе подсчитывают разность между ее теоретическим и имеющимся (преувеличенным) размером и так определяют, сколько анкет из каждой группы надо изъять. Случайным способом или подсчетом интервала (шага) определяют порядковые номера анкет, которые изымаются, в отдельности в любой уменьшенной группе. Иногда делают дополнительное опрашивание, отбирая респондентов, которые должны представлять недостаточно заполненные в выборке социально-демографические группы. Анкеты, полученные во время дополнительного опрашивания, проверяют на качество данных, как и анкеты основного массива. Причиной для выбраковки анкеты может быть не только большое количество "пропусков". Некоторые люди отвечают наугад, случаются и "шутники". Иногда человек не совсем точно понял вопрос, в подчеркнутый вариант вкладывает немного другое содержание, чем составитель анкеты, или считает, что вопрос сформулирован недостаточно остро, не актуально, и потому отвечает на свой собственный вопрос, более "правильный". Фальсификацию анкет можно распознать по смыслу ответов, в особенности открытых. Если в массиве, полученном с одного населенного пункта, появляются подобные анкеты, строят предположения, что их заполнял один человек. Предполагают также, что этот человек - респондент, поэтому одну анкету оставляют, как его собственную, а остаток ("за другого") изымают из дальнейшей обработки. Если же обнаруживается, что фальшивые анкеты выгадывал анкетер (такое иногда случается в масштабных исследованиях с одноразовым привлечением временных помощников в роли анкетеров и интервьюеров), эти анкеты выбраковывают все. Изымаются и анкеты, заполненные несерьезно, второпях, "лишь бы отцепились". Их можно распознать по характерным ответам на открытые вопросы (или если таких ответов почти нет), по логической противоречивости ответов на связанные между собою вопросы Но надо принимать решение о выбраковке взвешенно, осторожно. Может случиться, что вся анкета заполнена вдумчиво, а два-три вопроса вызвали иронию респондента лишь через их несовершенное построение. Вероятно, что и для остальных респондентов эти вопросы имели кое-что странный или неуместный вид, то есть не "сработали" так, как предполагалось. В таком случае можно принять решение об отказе от статистической обработки именно этих вопросов. Чтобы не было таких неприятных сюрпризов, несовершенство инструментария стараются обнаружить в пробном (пилотажном) исследовании. Технологичностью данных называют возможность оперативно и легко работать с ответами. Для этого необходимо, чтобы варианты ответов были обозначены однообразно, четко, открытые ответы вписаны понятным почерком, сформулированные ясно и не допускали двойного толкования. Обеспечение этих требований в особенности важно, если анкеты кодируются и вводятся в ЭВМ операторами, которые не имеют непосредственного отношения к исследованию. Поэтому возникает потребность выполнить техническую коррекцию ответов. Анкеты могут содержать механические огрехи респондентов - ответ по ошибке занесенный в поле соседнего вопроса, вписанный очень неразборчиво, содержит узкопрофессиональную аббревиатуру (такое как сокращенное название места работы), малоизвестные слова одного из разговорных диалектов и т.п.. Такие ответы редактируют, а если это невозможно - выбраковывают анкету. После проверки качества информации подсчитывают количество документов в рабочем массиве (каждый вид документа - анкеты, бланки интервью, карточки анализа формуляров - в отдельности), одновременно нумеруя их. Если документы логически взаимосвязаны между собой - например, опрашивали читателей, чьи формуляры попали в выборку для анализа - на них проставляют одинаковые номера. Кстати, такие документы изымать из массива надо все вместе, если бракуется хотя бы один из них. Нумерация необходима, если обработка осуществляется с помощью ЭВМ. При выявлении ошибок в компьютерной копии массива данных лишь номер анкеты дает возможность обратиться в первоисточник на бумаге. Подготовка массива к статистическому анализу завершается процедурой кодирования ответов. Для полноценного использования статистических методов необходимо, чтобы начальные данные были формализованные, т.е представлены в виде чисел, интервалов или унифицированных вариантов. Формализованные ответы составляют так называемую количественную (математическую) модель качественных свойств исследуемого объекта. Процесс формализации начинается еще на этапе подготовки инструментария, если "кристаллизуются" списки вариантов будущих полузакрытых и закрытых вопросов. После получения всего массива собранных данных и проверки его качества закрывают все открытые вопросы. Эта работа состоит из трех частей: подготовка списков ответов, классификация (обобщение) ответов, "замена" ответов респондентов их формализованными аналогами (кодирование). Классификацию проводят для каждого вопроса в отдельности. Исключение составляют вопросы, которые имеют общую предметную основу, например, если предлагалось респонденту назвать газеты, которые он подписывал в минувшем году, подписывает теперь и которые собирается подписывать в следующем году, то эти три вопроса целесообразно закрывать совместно. Все ответы выписывают в отдельный список безвозвратным способом, то есть тождественные по смыслу формулирования подаются лишь одним разом, но с подсчитанным количеством повторов (частотой). Счет ведется на бумаге с помощью "палочек". Могут случаться формулирование, в которых помещается фактически несколько ответов. Такие формулирования разбивают на простые неделимые выражения, которые начинают фигурировать в общем списке в отдельности один от другого. Полученный список детально анализируют с целью обобщения ответов, то есть объединение их в характерные смысловые группы, в более общие классы. Фактографическая информация классифицируется, как правило, более легко, чем личные мысли, взгляды, предложения респондентов. Обработку открытых вопросов наиболее часто заканчивают обобщением ответов. Полученные частоты переводят в проценты, а в отчете анализируют их лишь в сравнимые между собой, не имея возможности проследить связи с другими вопросами анкеты. Такое вынужденное ограничение связано с высокой трудоемкостью ручной обработки данных. Если планируется построение комбинационных таблиц, после обобщения открытых ответов полученный список вариантов снова "растворяют" в массиве анкет, то есть каждому ответу в анкете приписывают соответствующий вариант. Выполняют эту процедуру с помощью кодов, поэтому называется она кодированием открытых ответов, а формализованный список вариантов с кодами - кодификатором. Комплексным формулированием будут отвечать одновременно несколько кодов. В анкете заранее предусматривают свободные места для будущих кодов возле каждого открытого вопроса. Пользуются и таким приемом: оценивают возможное количество будущих формальных вариантов (например, их не может быть большее 5-7) и в такой же количестве рядом с вопросом печатают цепочку кодов, которые будут наполняться конкретными значениями после обобщения ответов. Дальнейшая работа зависит от запланированного способа обработки данных. Системы кодирования можно поделить на символьные и позиционные. Впозиционной системе каждому варианту анкеты отведено место (позиция) на специальной карточке, и для фиксации данных эти позиции или заштриховывают карандашом, или пробивают. Для обработки таких карточек необходимо специальное оснащение. Более распространена символьная система кодирования, в который каждый вариант обозначается определенным символом, кодом. Под символом понимают условную пометку, которая может быть номером, буквой, коротким словом. Наиболее распространенные цифровые коды, которые обусловлены их высокой технологичностью (упрощается введение в ЭВМ). Коды не должны повторяться в границах одного вопроса, могут не повторяться вообще в границах всей анкеты (так называемое сквозное, или беспрерывное, кодирование), и, наоборот, нумерация вариантов может начинаться с единицы в каждом следующем вопросе (периодическое кодирование). Поскольку в сквозной системе все коды уникальные, для больших анкет (несколько десятков вопросов) приходится пользоваться двух- и трехзначными числами. Это перегружает инструментарий и замедляет перенесение данных на машинные носители в сравнении с более компактной периодической системой кодирования, но дает возможность проявлять такие ошибки операторов, как введение кода в позицию другого вопроса. При применении персонального компьютера порядок, предшествующий подготовке массива к обработк
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...