Психологическая готовность к обучению в школе.
Что такое психологическая готовность к обучению в школе? Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Какие есть виды готовности? ñ Интеллектуальная (умственная) готовность ñ Произвольная готовность ñ Мотивационная готовность
Какое содержание составляет понятие «интеллектуальная готовность к школьному обучению»? По мнению психологов, данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и определённого уровня развития познавательных процессов: -Наличие широкого кругозора и запаса знаний о природе и обществе. -Сформированность начальных умений учебной деятельности -Наблюдательность -Умение сравнивать их, видеть сходное и различное -Развитое воображение. -Хорошая ориентировка в пространстве и времени -Хорошая память -Произвольная регуляция внимания -Сохранение работоспособности, в течение одного урока и в течение учебного дня. -Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). -Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования) -Развитие зрительно-двигательной координации движений
Что такое произвольная готовность к школьному обучению? Произвольная готовность: -это уровень развития волевых качеств, которые позволяют осуществить учебную деятельность в соответствии с требованиями и параметрами. ñ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ñ умение ориентироваться на заданную систему требований;
ñ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; ñ умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Как оценить мотивационную готовность? Мотивационная готовность - желание и стремление ребёнка посещать школу. ñ должна сформироваться внеситуативно-личностная форма общения (учитель-авторитет) ñ умение сотрудничить с другими детьми ñ интерес к предметам ñ потребность в труде
Как формировать готовность к обучению в школе? Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Ребёнку необходимо: - владеть определёнными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер) - осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.). Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
Что представляет собой психологическая готовность к школе? Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких компонентов.
По сути, психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация». Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту. Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они педагогу и психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.
Надо ли самим учить детей читать при подготовке к школьному обучению? Больше половины учеников к 1 классу умеют читать. Многие родители боятся, что таким ребятам будет скучно. Но на уроках они знакомятся с другими понятиями о звуке, букве, слове. Поэтому умение складывать из букв слова никому не мешает. Ребятам надо читать задания в учебнике по всем предметам, не только по чтению и русскому языку. Учеников нельзя делить на сильных и слабых, умеющих читать и неумеющих. Они должны заниматься вместе, видеть, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны,-так воспитывается толерантность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|