Воспитание чувств у младших школьников.
Одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей, воспитание у них умения управлять своими чувствами, подчинять их разуму и воле, формировать эмоциональный опыт. Сам процесс обучения, если он проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций (словесных и наглядных), вызывает нужные чувства у детей. Это делает учение интересным, радостным, продуктивным. Необходимо помнить, что эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребёнка в острой ситуации лучше не оценивать, это повлечёт за собой лишь непонимание и негативизм. Нельзя требовать от ребёнка не переживать то, что он переживает, чувствует, можно ограничить лишь форму проявления его негативных реакций.
Учитель должен постоянно заботиться о воспитании у детей высших чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических). Положительные эмоции развиваются в тесной связи с познавательными процессами. Такое важное чувство, патриотизм, воспитывается не только в беседах по истории родной страны. Не меньшее значение имеют экскурсии в природу, в музей. Они вызывают живые, яркие впечатления, благодаря которым возникают прочные знания и крепкие связи ребенка с окружающей действительностью. Воспитанию моральных чувств у детей помогают хорошие традиции, установившиеся в данном коллективе. Таковы, например, школьные праздники. Задолго до их наступления дети переживают чувство радости и приятного ожидания, усиленно готовятся к праздникам, стараются встретить их с хорошими оценками. Во многих школах отмечают «День окончания букваря», «Праздник стихов и песен». В некоторых классах радостно и торжественно поздравляют товарищей с днем рождения. Возможность представить будущие события называется эмоциональным предвосхищением. Установлено, что у младших школьников неделя является тем интервалом, в рамках которого они могут эмоционально предвосхищать события. Установлено, что наиболее значимым для развития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт. При этом собственный опыт эмоциональных переживаний менее значим, чем опыт, предаваемый детям взрослыми в процессе обучения, так как личный, особенно негативный опыт часто приводит к развитию аффективного комплекса (Кузьмищева М.А,2002). Расширение круга предметов сопереживания и сочувствия способствует развитию эмоциональной децентрации – способности сопереживать другим людям как в реальной ситуации, так и при восприятии художественных произведений. Отсутствие эмоциональной децентрации существенно ограничивает возможности нравственного восприятия.
Весь комплекс условий нормальной школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива— приводят к тому, что у школьников уже в начальных классах воспитывается важнейшее качество — чувство долга. Это является главным условием выработки у них умения управлять своими эмоциями. Существуют индивидуальные особенности проявления чувств. Уже у младших школьников могут быть аффективные состояния.(Л.С.Славина) Причина – расхождение между притязаниями ребёнка и возможностью удовлетворить их. Проявляются грубость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неадекватно сильные (-) эмоциональные реакции. К патологии эмоций относятся: депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория (пониженное настроение). Вывод. Имеются большие различия в психическом облике малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника. Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие, расположение, привязанность). Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее благо: собирают макулатуру, сажают деревья, украшают улицы. В такого рода поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в действенную силу, побуждающую к хорошему поступку. Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется действие лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак не влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|