Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация в городе Шымкент.




По оценкам ВОЗ, более 2 млн. человек погибает ежегодно от вдыхания загрязненного воздуха. Шымкент входит в первую пятерку экологически неблагополучных городов Казахстана после Усть-Каменогорска, Алматы и Павлодара.

Плохое качество воздуха по-прежнему вызывает нарекания жителей. Отчасти это связано с его тяжелым «промышленным» прошлым, когда атмосферу вокруг травила знаменитая триада областного центра - шинный, фосфорный, свинцовый заводы. И лишь спустя двадцать лет, после прекращения их деятельности, воздушный бассейн города стал ощутимо чище. Но на смену промышленным гигантам пришла автомобильная техника, которая, по результатам экологических проверок, занимает первое место по своему негативному влиянию как на здоровье людей, так и на окружающую среду. Только по Шымкенту ездит около 350 тысяч автомобилей, выбрасывая в атмосферу ежегодно 90-95 тысяч тонн вредных веществ.

По последним данным, полученным в Шу-Таласском департаменте экологии, по области ежегодно выбрасывается в воздух более 130 тысяч тонн загрязняющих веществ. И это только от автотранспорта. По областному центру цифры тоже не радуют: это порядка 90-95 тысяч тонн вредных выбросов.

Только по Шымкенту ездит около 350 тысяч автомобилей, выбрасывая в атмосферу ежегодно 90-95 тысяч тонн вредных веществ.

Доказано, что более 70 % загрязнения воздушного бассейна юга создают выбросы автотранспорта. Эта проблема в республиканском реестре экологических проблем стоит на первом месте вот уже пять лет. По дорогам области ездит около полмиллиона автомашин, из которых на город Шымкент приходится 350 тысяч,не считая транзитного транспорта, который тоже вносит свою лепту(техническое состояние автомобилей, учитывая годы их выпуска) И хотя наша страна приняла этот стандарт с 1 января 2011 года, положение отнюдь не изменилось: средний возраст автопарка, эксплуатируемого на наших дорогах, не менее 10-12 лет.

В третьем по численности населения мегаполисе страны необходимо заменить 70 процентов всего автобусного парка, перевозящего горожан каждый день, включая микроавтобусы марки «ГАЗель».

Лаборатории мониторинга загрязнения природной среды Южно-Казахстанского центра гидрометеорологии – лаборатория, которая с 70-х годов прошлого столетия ведет наблюдения за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу согласно правилам, изложенным в ГОСТе «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», в Шымкенте действуют четыре стационарных поста ПНЗ (пост наблюдения за загрязнением атмосферы): в районе свинцового завода, площади Ордабасы, цементного и пивного заводов, предназначенных для регулярного отбора и анализа проб воздуха. Наблюдения за состоянием воздушной атмосферы ведутся по шести загрязняющим ингредиентам: диоксиду азота, диоксиду серы, формальдегиду, пыли (взвешенным веществам), оксиду углерода и сероводороду. Последние взятые пробы говорят о том, что концентрации данных загрязняющих веществ в атмосфере не превышают пределы допустимой нормы. В основном заметное загрязнение наблюдается по формальдегиду. Его максимальная разовая концентрация доходила до 3,1 ПДК, но экстремально высокого загрязнения зафиксировано не было. Ощутимое влияние на окружающую среду оказывают выбросы углеводорода, они характерны для территории с большим скоплением транспорта. Выхлопные газы от автотранспорта, к слову, содержат окиси азота и углерода, серный ангидрид, а также свинец. Тяжелые металлы губительно воздействуют на дыхательные органы человека, работу его сердца. В летние месяцы под воздействием высоких температур в воздухе возрастает концентрация формальдегида. Да, Шымкент по результатам наших анализов можно отнести к категории загрязненных городов, но эпитет «сильно загрязненный», пожалуй, будет явным преувеличением.

Количество стационарных постов определяется в зависимости от численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности и степени индустриализации. Согласно нормативам, один пост полагается на населенный пункт численностью до 50 тысяч жителей. По последним данным, сегодня в третьем по численности городе страны проживает порядка 700000 граждан. Это значит, что Шымкенту необходимы как минимум еще три стационарных поста в таких микрорайонах, как «Нурсат», «Самал», «Асар».

Тем не менее борьбу за чистый воздух в Шымкенте надо начинать в первую очередь с автотранспорта, главного загрязнителя воздушной атмосферы.

В 2011 году за нарушение экологических нормативов по линии инспекции к административной ответственности привлечены 405 перевозчиков. С нарушителей взыскано штрафов на сумму 1 млн. 585 тыс. тенге.

За два месяца 2012 года привлечены к ответственности 19 перевозчиков, взыскано штрафов в бюджет на сумму 66,4 тыс. тенге.

Из результатов расчетов с учетом данных таблицы 2 следует, что грузовые машины и автобусы из-за большей массы 5-6 раз больше загрязняют воздушный бассейн города по сравнению с легковыми автомобилями. Существенное значение имеет также форма АТС, то есть лобовое сопротивление.

Выявлено, что автотранспортная нагрузка на центральной магистрали города «ул. Тауке -Хана - проспект Республики» составляет от 1320 до 2760 авт/час, в среднем 2040 авт/час или от 0,4 - 0,8 авт/сек. Максимальная суточная нагрузка может достигать от 18 до 30 тысяч автомобилей.

Замерами состава проходящих по центральной автомагистрали автотранспортных средств определён высокий процент наличия легковых автомобилей иномарок: 50 - 60 % в транспортных потоках. Установлено, что грузовой транспорт на исследуемых перекрёстках практически отсутствует.

Кроме обязательных для исследования транспортной нагрузки 3 - х перекрёстков центральной автомагистрали производились замеры на следующих улицах: Толе-би, Казыбек-би, Тамерлановское шоссе, Сайрамская, Уалиханова, Попова, пл. Ордабасы, пл. Аль Фараби, ул. Жибек Жолы, ул Желтоксан и др.

Выявлено, что автомагистрали и УДС должны проектироваться с запасом по пропускной способности, равным 1,5.

Рассмотрено воздействие улично-дорожной сети (УДС) на окружающую (городскую) среду в совокупности с движением АТС. На их экологическую безопасность значительное влияние оказывают планировочные особенности и геометрические параметры УДС города. Основная экологическаянагрузка в городах приходится на магистральные дороги, где интенсивность транспортного потока в 2-3 раза превышает расчетную. В результате скорость сообщения на городских маршрутах достигает не более 15-17 км/ч и, как следствие, потери в перевозках в 3-4 раза превышают затраты на ремонт и реконструкцию дорог.

Результаты исследования уровня загрязнения воздуха на 3 – х перекрестках Kn1 Kn2 и Kn3 показывают, что превышение ПДК в 60 пробах равняется по саже 100 %, оксиду углерода – 100 %, диоксиду азота – 40 – 60 %, формальдегиду 15 – 30 %. Превышение по диоксиду серы допустимого значения не наблюдалось.

Из этого анализа следует, что несмотря на остановку многих промышленных предприятий – основных загрязнителей окружающей среды (например, Шымкентский свинцовый завод), снижение производственных мощностей некоторых других и вынос отдельных предприятий за городскую черту,экологической напряженность возрастает, что связано в основном с ростом количества эксплуатируемых АТС (таблица 2).

Ежегодный прирост количества автомобилей в городе влечет за собой постоянное увеличение выбросов ЗВ в атмосферу с отработанными газами их двигателей, усугубляет положение еще и то, что подавляющее количество автомобилей находится в эксплуатации свыше 10 лет, и их топливная система зачастую не отвечает необходимому уровню технического состояния, в связи, с чем качественный состав выхлопных газов не соответствует нормам выброса, установленными ГОСТами. Основная масса автомобилей (90,4%) г.Шымкента находится в частной собственности.

Таким образом, приоритетное значение принадлежит выбросам автотранспорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...