Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятия для оздоровления воздушного бассейна города Шымкент.




К такому неминуемому состоянию с автодорожным движению по городу сейчас надо готовиться целенаправленно, не останавливаясь на сложных мероприятиях. Остановимся на экономических целесообразных.

К ним можно отнести:

- оценка допустимой пропускной способности УДС города и сопоставление её с фактической;

- снижение количества регулируемых перекрестков (светофоров), что приводит к резкому росту загазованности и шума при торможении и разгоне АТС, а также и затору;

- разрешение на строительство многоэтажных автостоянок вблизи базаров и торговых центров;

- переход к экологически чистому транспорту;

- оптимальная организация движения АТС с учетом рельефа автодорог;

Это видно из экологически оптимальной схемы движения АТС на площади Ордабасы. Идея заключается в том, что ни один автомобиль не поднимается, а все спускаются. Такая предложенная модель движения автотранспорта позволит 1,5 – 2,0 раза снизить концентрацию газов и тяжелых металлов. Предложенная схема движения не отразится на пропускной скорости УДС г.Шымкента, так как имеются в городе много автодорог, ведущие к железнодорожному вокзалу к Верхнему рынку. Последний, благодаря решительным действиям местной власти сейчас разгружен.

В целом такой подход позволит значительно улучшить состояние воздушного бассейна г.Шымкента.

Получен акт внедрения результатов исследования по оценке воздушного бассейна г.Шымкента проектным институтом «Казгипроград» в разработке разделов «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду» (ОВОС) Генеральных планов г.Шымкента – 2002 и 2008гг.

Кроме того они использованы в выполнении проекта «Снижения негативного воздействия автотранспорта г.Шымкента на состояние окружающей среды и здоровье населения».

 

Список литературы.

 

1. Шакиров Б.С., Прусова В.Н. Темирханова А.М. Внедрение современной науки при комплексном использовании природных и вторичных ресурсов, создание мало – и безотходных производств //«Проблемы молодежи и молодежной политики» Тр.науч. – практ. конф., Шымкент, 1999 – С.34-36.

2. Темирханова А.М., Шакиров Б.С., Прусова В.Н. Обеспечение экологичности автомобильного топлива //Межд.научно – теорет.конф.молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования» посвященной Дню независимости Республики Казахстан, Шымкент – 2003.- С.19-20.

3. Темирханова А.М., Шакиров Б.С., Прусова В.Н. Снижение токсичности автомобильных двигателей //Межд.научно – теорет.конф.молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования», посвященной Дню независимости Республики Казахстан, Шымкент – 2003.- С.21-22.

4. Темирханова А.М., Сартаева Х. М. Комплексная геоэкологическая оценка территорий//Межд.научно – практ.конф.«Индустриально – инновационное развитие – основа устойчивой экономики Казахстана». Шымкент: 2006. – С.111-113.

5. Темирханова А.М., Сартаева Х.М. Создание информационной модели экологического состояния изучаемой территории//Межд.научно – практ.конф.«Индустриально – инновационное развитие – основа устойчивой экономики Казахстана». Шымкент:2006. – С.114-117.

6. Темирханова А.М., Шакиров Б.С., Прусова В.Н. Экологическое законодательство РК и пути его реформирования//Межд.научно – практ.конф.«Индустриально – инновационное развитие – основа устойчивой экономики Казахстана». Шымкент.- 2006. – С.118-121.

Таблица 1 - Результаты натурных наблюдений и расчета по интенсивности движения АТС по перекресткам г.Шымкента

 

№   Параметры УДС Перекресток Кn1 Перекресток Kn2 Перекресток Kn3
пр.Тауке - хана Байтур-сынова Тауке - хана Б.Момышулы Республики Модагулова
  Число полос, nшт            
  2.1 2.2 2.3 Режим работы светофоров, с: зеленого такта, τз красного такта, τк желтого такта, τж                 60+20        
  Расчетная пропускная способность дороги Пj, ед/ч              
  Расчетная допускаемая интенсивность автодвижения[Naj], ед/ч              
    5.1 5.2 5.3   Результаты натурных наблюдений интенсивности автодвиженияNai, ед/ч, в том числе: легковых машин автобусов микроавтобусов грузовиков                        
  Погрешность расчета, %   -9,0 +15,6 -11,3 +1,7 -7,8 +14,9

 

 

Из результатов расчетов с учетом данных таблицы 2 следует, что грузовые машины и автобусы из-за большей массы 5-6 раз больше загрязняют воздушный бассейн города по сравнению с легковыми автомобилями. Существенное значение имеет также форма АТС, то есть лобовое сопротивление.

Выявлено, что автотранспортная нагрузка на центральной магистрали города «ул. Тауке -Хана - проспект Республики» составляет от 1320 до 2760 авт/час, в среднем 2040 авт/час или от 0,4 - 0,8 авт/сек. Максимальная суточная нагрузка может достигать от 18 до 30 тысяч автомобилей.

 

Замерами состава проходящих по центральной автомагистрали автотранспортных средств определён высокий процент наличия лег­ковых автомобилей иномарок: 50 - 60 % в транспортных потоках. Установлено, что грузовой транспорт на исследуемых перекрёст­ках практически отсутствует.

 

Кроме обязательных для исследования транспортной нагрузки 3 - х перекрёстков центральной автомагистрали произ­водились замеры на следующих улицах: Толе-би, Казыбек-би, Тамерлановское шоссе, Сайрамская, Уалиханова, Попова, пл. Ордабасы, пл. Аль Фараби, ул. Жибек Жолы, ул Желтоксан и др.

 

Выявлено, что автомагистрали и УДС должны проектироваться с запасом по пропускной способности, равным 1,5.

 

Рассмотрено воздействие улично-дорожной сети (УДС) на окружающую (городскую) среду в совокупности с движением АТС. На их экологическую безопасность значительное влияние оказывают планировочные особенности и геометрические параметры УДС города. Основная экологическаянагрузка в городах приходится на магистральные дороги, где интенсивность транспортного потока в 2-3 раза превышает расчетную. В результате скорость сообщения на городских маршрутах достигает не более 15-17 км/ч и, как следствие, потери в перевозках в 3-4 раза превышают затраты на ремонт и реконструкцию дорог.

 

В г.Шымкенте автомагистралями с наибольшей интенсивностью движения АТС являются проспекты Конаева и Тауке – хана, каждый из которых имеют 8 полос (4 в одном направлении) движения автомагистральных потоков. Несмотря на самое большое количество полос движения в этих дорогах наблюдаются частые заторы. Зимой, когда количество эксплуатируемых автомобилей снижается 1,5 – 2 раза, столпотворение АТС еще больше увеличивается, что связано со сложностью рельефа дороги.

 

Обследованием выявлено, что средний угол спуска с улицы А.Байтурсынова на перекресток проспектов Тауке - хана и Конаева равен 6 градусам. Надо подчеркнуть, что эти автомагистрали соединяют практически все административные, культурные, исторические и промышленные центры города.

 

Площадь Ордабасы относится к первоначальной исторической части древнего Шымкента (рисунок 6). Она, несмотря на узкие базарные улицы и малоэтажные (преимущественно одноэтажные) дома является торгово – экономическим центром для 700 – тысячного г.Шымкента и более двух миллионного населения Южно – Казахстанской области.

 

Автомагистральное значение площади Ордабасы заключается в том, что здесь стыкуются дороги, ведущие из всех районов области и микрорайонов городов, даже из Узбекистана.

Она является исторически сложившим экономическим центром г.Шымкента, находящимся в экологически опасной зоне, загрязненной выхлопными газами АТС и людской перенасыщенностью.

 

Экологическая разгрузка территории площади «Ордабасы» необходима. Прежде всего следует снизить интенсивность движения АТС. Тем более в этой зоне кроме базаров, магазинов и мастерских расположена зона отдыха горожан – река Кошкар–ата, центральная городская мечеть, гостиница «Восход» и другие многопосещаемые учреждения.

Самой эколого – геоморфологической оценкой площади «Ордабасы» является нахождение ее в котловане г.Шымкента. Этот недостаток еще более проявился при резком росте количества эксплуатируемых автомобилей.

 

Обследование показало, что участок ул.Кабанбай батыра от площади «Ордабасы» (точку отсчета находилась начинали с монумента «Ана жер») до железнодорожной больницы с длиной 650 м (рисунок 6) имеет средний угол наклона 110 градусов, а профиль на улице Толеби от монумента в центре площади до Верхнего рынка (рисунок 7) имеет угол 90 – на расстоянии 260 м. Остальные улицы как Айтекеби и Казыбекби, начинающие с площади «Ордабасы», являются практически горизонтальными.

Таким образом, результаты геоморфологических исследований свидетельствуют о сложности рельефа УДС г.Шымкента. К сожалению они не учитываются при оценке экологической опасности отдельных частей городской территории, при её застройке и организации поточного движения АТС.

Прогнозные оценки, приведенные различными архитектурно – строительными организациями, институтами по теплоснабжению, водообеспечению и другими учреждениями, показывают численность населения г.Шымкента должна достигнуть в 2015 году 0,9 – 1,0 млн., а в 2020 г. – 1,1 ÷ 1.2 млн. Максимальное значение дано ТОО «Институт «КазНИПИЭнергопром», что связано с необходимостью опережающего строительства теплоснабжающих коммуникаций и расширения ТЭЦ. По данным этого Института к 2020 году общая площадь жилой застройки г.Шымкента должна достигнуть 34 млн.кв.м.

Все это свидетельствует, что при нынешнем темпе автомобилизации на сто жителей городов гг.Астана, Алматы и Шымкенте количество автомобилей должно составить 50 – 60. Это не предел, т.к как было ранее отмечено, во многих мегаполисах мира количество автомобилей сейчас составило 100 единиц на 100 жителей города.

Исходя из этих соотношений можно прогнозировать 600 – 650тыс.единиц АТС в г.Шымкента к 2020 году. Сейчас пропускная способность городских УДС 200 – 240 тыс. автомобилей. Что приведет к тупиковому затору в автодорогах и экологическому кризису из – за загазованности автомагистралей и их перекрестков.

 

Результаты исследования уровня загрязнения воздуха на 3 – х перекрестках Kn1 Kn2 и Kn3 показывают, что превышение ПДК в 60 пробах равняется по саже 100 %, оксиду углерода – 100 %, диоксиду азота – 40 – 60 %, формальдегиду 15 – 30 %. Превышение по диоксиду серы допустимого значения не наблюдалось.

 

Из этого анализа следует, что несмотря на остановку многих промышленных предприятий – основных загрязнителей окружающей среды (например, Шымкентский свинцовый завод), снижение производственных мощностей некоторых других и вынос отдельных предприятий за городскую черту, экологической напряженность возрастает, что связано в основном с ростом количества эксплуатируемых АТС (таблица 2).

 

Ежегодный прирост количества автомобилей в городе влечет за собой постоянное увеличение выбросов ЗВ в атмосферу с отработанными газами их двигателей, усугубляет положение еще и то, что подавляющее количество автомобилей находится в эксплуатации свыше 10 лет, и их топливная система зачастую не отвечает необходимому уровню технического состояния, в связи, с чем качественный состав выхлопных газов не соответствует нормам выброса, установленными ГОСТами. Основная масса автомобилей (90,4%) г.Шымкента находится в частной собственности.

 

Таким образом, приоритетное значение принадлежит выбросам автотранспорта.

 

Мероприятия для оздоровления воздушного бассейна.

К такому неминуемому состоянию с автодорожным движению по городу сейчас надо готовиться целенаправленно, не останавливаясь на сложных мероприятиях. Остановимся на экономических целесообразных.

 

 

Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

Факультет географии и природопользования

Кафедра метеорологии и гидрологии

Дисциплина метеорологические основы охраны окружающей среды

 

СРС

На тему:

«Метеорологические и научно-технические аспекты оздоровления воздушного бассейна городов»

 

Выполнил: студент 2-го курса Имаш Е. А.

Проверил: Таланов Е.А.

 

 

Алматы 2015 г.


[1] Источник: Том 3: Окружающая среда и экология / Под ред. Н.А.Искакова, А.Р.Медеу. Алматы, 2006, стр. 43

[2] Источник: Том 3: Окружающая среда и экология / Под ред. Н.А.Искакова, А.Р.Медеу. Алматы, 2006, стр. 35

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...